МАВ подсадит клиентов на сервис

Международный аэропорт Владивостока (МАВ) может стать международным центром по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов. В этом ему поможет сингапурский оператор Changi Airports International, получивший МАВ в управление, и перевозчик Singapore Airlines. Эксперты считают, что перспективы проекта весьма заманчивы, однако нужно торопиться: аналогичные центры могут создать конкуренты в других аэропортах Восточной Азии.

Changi Airports International (100%-ная «дочка» сингапурской Changi Airport Group, управляющей международным аэропортом Чанги в Сингапуре) будет осуществлять управление и комплексное развитие ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (52,16% его акций принадлежит ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»). Об этом заявил на Дальневосточном инвестиционном конгрессе гендиректор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Павел Грачев. «Аэропорт построен относительно недавно, но темпы роста пассажиропотока здесь составляют 15% в год, это сильно превышает средние показатели по отрасли. К 2020 году пропускная способность аэровокзала будет превышена, задел нужно создавать уже сегодня», — сказал Павел Грачев. Помимо пассажирского терминала с Changi Airports, а также с инженерным корпусом сингапурской национальной авиакомпании Singapore Airlines обсуждается возможность создания международного сервисного центра. «В АТР существует огромный авиапарк, срок службы которого подступает к проведению плановых видов ремонта. Мы считаем, что Владивосток сможет в силу своего географического положения, а также получения льгот с налоговой и таможенной точки зрения стать центром притяжения для ремонта и обслуживания воздушных судов со всего региона», — заявил менеджер. Во сколько оцениваются затраты на организацию ремонтной базы, а также каковы инвестиции в развитие аэровокзала, он не уточнил.

Услугами МАВ в первом полугодии 2013 года воспользовалось более 847 тыс. пассажиров (+14% к прошлогоднему показателю), 249,3 тыс. человек было обслужено по международным линиям (+21%). МАВ недавно внесен в список транзитных аэропортов России. Как пояснили в краевой администрации, комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на снижение визовых барьеров. Документ предусматривает, что иностранцы, прибывающие в Россию из других государств транзитом через аэропорты, смогут находиться на территории РФ в течение 72 часов без визы. К настоящему времени правительство составило перечень аэропортов России и стран, из которых смогут прибывать иностранные туристы.

По мнению экспертов, проект может быть успешным на фоне общей либерализации отрасли и той активной позиции, которую занимают региональные власти. Старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский считает что у аэропорта есть все технические возможности для превращения в авиахаб. Дальнейшее реформирование отрасли и создание преференций для региональной авиации и аэропортовой инфраструктуры будет только способствовать этому. Статус «открытого неба» также будет способствовать развитию транзитного авиасообщения через Владивосток.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что после реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорт может принимать все типы судов, что повышает его возможности по ремонту и сервису различных самолетов и вертолетов. Есть во Владивостоке и квалифицированные кадры. «Теперь главное для успеха проекта — быстрее создать такой центр и привлечь туда клиентов. Конкуренты не дремлют, рынок воздушных перевозок Азии — самый быстрорастущий в мире. Скорее всего, и в других аэропортах региона будут стремиться создавать подобные центры», — добавил эксперт. Примерный размер инвестиций в создание такого центра он оценил в несколько десятков миллионов долларов. Деньги пойдут на строительство самих зданий, инженерной инфраструктуры, но основной объем потребуется на оснащение центра оборудованием для ремонта и обслуживания воздушных судов, многие образцы которого будут уникальными. Кроме того, средства нужны на обучение работников аэропорта в зарубежных центрах подготовки специалистов, на предприятиях авиастроительной индустрии.