Масляная лирика Дмитрия Лысякова

Арт-галерея DiaS представила на прошлой неделе выставку известного иркутского художника Дмитрия Лысякова. Основу экспозиции составили работы последних двух лет, да и те в основном пришлось просить у коллекционеров. По словам автора, он никогда не имел недостатка в покупателях. Продолжатель традиций классической русской живописи художник не переживает, что не изобрел ничего нового. Ему достаточно реализма, в котором он ищет свои краски.

Художник Дмитрий Лысяков впервые представил свое творчество иркутянам в большом объеме. Фото Екатерины Тангасовой

Несмотря на то что Дмитрий Лысяков — автор довольно востребованный и известный в Иркутске, выставка в арт-галерее DiaS стала первой персоналкой в его творческой биографии. Быть может, это обусловлено как раз тем, что картины автора слишком быстро раскупаются, и их потом очень сложно собрать вместе. Тем не менее, как говорит сам художник, ему было очень интересно посмотреть на свое творчество со стороны, а это может дать только выставка. «Я собрал все, что мог собрать, и только у тех, кого знаю лично. Пришлось обращаться к коллекционерам. Мне бы было интереснее посмотреть работы десятилетней или пятнадцатилетней давности, и сделать для себя какие-то выводы. Ведь всегда нужно время, часто довольно продолжительное, чтобы понять, удалась работа или нет», — отметил Дмитрий Лысяков в беседе в ВФ.

То, что удалось собрать на выставку, и составило представленную экспозицию. А это около 70 работ, которые написаны за последние два года. 80% из них уже не принадлежат художнику. «Для меня никогда не стояла проблема продать работу. Если есть хорошая работа, которая меня устраивает, я абсолютно уверен, что она будет востребована, — говорит он. — Для меня проблема — написать». Но, учитывая количество представленных на выставке картин, написать для него, похоже, тоже не проблема.

Сам автор такое количество объясняет просто: он много пишет на пленэре. «Все картины пишутся очень быстро, потому что природа меняется на глазах, и потом нельзя вернуться, чтобы доделать или переделать. Поэтому здесь сложно назвать картинами многие вещи — это этюдный материал. Но с точки зрения художника, например меня, мне всегда было интересно именно это. Потому что этюды — это живой материал, который не высосешь из пальца», — говорит Дмитрий Лысяков.

На вопрос о том, доволен ли автор тем, что он увидел, собрав все работы вместе, художник отвечает однозначно: «Конечно, нет. На сто процентов я никогда не доволен. Всегда нужно расти. Если художник сам себя слишком восхваляет, у него не будет роста».

Дмитрий Лысяков известен в Иркутске прежде всего как последователь традиций русской реалистической школы. Достаточно сказать, что его кумиром является Валентин Серов, но и кроме этого заметны в его творчестве множество влияний: Коровин, Грабарь, в целом русские импрессионисты. Если говорить об иркутской живописной школе, то прежде всего вспоминается Владимир Тетенькин, продолжателем традиций которого Дмитрий Лысяков и является. Однако определенная вторичность, кажется, не слишком заботит автора. Ему важно то, что он отражает в творчестве свой внутренний мир. Я лирический художник, признается он.

«Я даже не выбирал эту манеру, я просто сам такой есть. Главное ведь не в том, в какой манере работает художник, — говорит автор. — Я не собираюсь претендовать на какие-то открытия, изобретать велосипед. Я лишь хочу писать так, как у меня идет изнутри. Когда это соответствие есть, тогда работы интересны. А реализм настолько неисчерпаем, что в нем всегда можно найти свои маленькие нотки, которые будут тебя отличать от других. Это неисчерпаемо как шахматная игра, в этом я абсолютно уверен. Поэтому мне это и интересно».