Машины, поддержанные временем

Отечественная машина — один из главных российских символов, который как нельзя лучше объединяет самых разных автомобилистов. Люди старшего поколения с ностальгической теплотой вспоминают своего первого «москвича» или «жигуленка». Даже личности, избалованные мнимым комфортом иномарок, при любой возможности с любопытством заглянут под капот машины российского производства, которая живет по своим необъяснимым законам. То, с каким пиететом автолюбители относятся к таким железным коням, как нельзя лучше демонстрируют объявления о продаже подержанных автомобилей.

Люди, доверяющие собственным рукам, чаще всего предпочитают взять варианты подешевле, чтобы потом провести несколько бессонных ночей в гараже, копошась в заветных механизмах.

Поэзия и сантименты

Мужчины не плачут. И не выражают прилюдно эмоций. Но зайдите на интернет-ресурсы по продаже подержанных машин, и вы узнаете, насколько сентиментальны и близки к состоянию «пустить слезу» бывают представители сильного пола в момент расставания с любимым автомобилем. Во многих объявлениях они словно оправдываются: «Авто продаю в хорошие руки, а не избавляюсь от него», иногда попадаются и подписи «торг до слез».

«Продается, к сожалению, не законченный проэкт… От пред. хозяина он был оч высоким по косметике не много уставший, убитый по подвеске (аммотры стояли еще MADE IN USSR), НО все таки машина была ухожена и видно что за ней следили!» — нарушая законы логики, но все же с явным достоинством отмечает владелец «москвича». Этот автомобиль 89-го года с двигателем в 1500 куб. см, задним приводом и кузовом-универсалом он продает за 20 тыс. рублей. Предлагает даже вариант «два в одном» — приобрести эту машину вместе с «донором с доками и прогнившим шиньоном» за 32 тыс. рублей.

Некоторые авторы объявлений — явно нереализованные поэты. Чего только стоит фраза «Внешность хоть и хромает, но сердце бодрое и активное» — о «ВАЗ-2104» 90-го года рождения. А автомобилист, желающий продать «ГАЗ-69», даже сочинил полноценное стихотворение: «Относись к нему как к другу, ездить будет без проблем. Сена, дров, из леса, мяска привезет без лишних схем. Любит рыбку половить, грязь в болоте помесить, вашу лучшую подругу сможет с блеском удивить. Кто возьмет — не пожалеет, добрым словом вспомнит лишь, ну, а кто не успевает, то получит только шиш». Этот автомобиль, который «борозды не портит и летает с достойным урчанием трех передач», продается за 75 тыс. рублей. Хотя, как пишет новоиспеченный поэт, торг уместен — его вполне устроили бы 50 тыс., которые предложил потенциальный покупатель. Один из комментаторов объявления поинтересовался, нельзя ли приобрести отдельно номер машины, так как он коллекционирует советские номера.

«Лютый „москвич». Не машина, а сказка»

Авторы объявлений о продаже машин, несмотря на игнорирование элементарных правил орфографии и пунктуации, а иногда и полнейшую безграмотность, очень живо и смело обращаются с родным языком Пушкина и Толстого. В их сообщениях используется много интересных синонимов и эпитетов к слову «машина»: «старый конь», «жужа», «бодрый Волгарь», «рабочая лошадь», «москвидон», «заботливая хозяйка для дачи». Автомобильная лексика вообще отличается своей экспрессивностью, и в текстах объявлений эта ее особенность прямо достигает апогея. Чего только стоят неподражаемые выражения «гаражное хранение по кузову жизненная ржа», «Двига огонь», «лютый ’’москвич’’. Не машина, а сказка».

А следующее мозговзрывательное предложение, пожалуй, сможет прочитать без запинки только заядлый автомобилист: «Авто в нормальном состоянии есть простая сигнализация музыка на хорошем ходу имеется богажник на крышу не гнилая облита не давно красивы цвет передняя подвеска новая вся новый акамулятор хорошая Резина новая запаска салон радной в хорошем состоянии».

Поспешишь — машину насмешишь

Все объявления о машинах российского производства можно условно разделить на три группы: автомобили, «облизанные» своими владельцами, машины с нюансами и «коняжки», достойные айфона.

К первой категории относятся машины, существенно доработанные своими предыдущими владельцами. Чаще всего предлагаются марки «ГАЗ-69» и «УАЗ». Цены здесь пропорциональны самомнению владельца: есть предложения по 550—600 тыс. рублей, иногда они поднимаются вплоть до 1 млн рублей. Однако, как считает автоконструктор из Ангарска Сергей Купальный, цены чаще всего вполне оправданы. Внедорожники дешевле покупать уже подготовленными, чем доводить до ума самому.

Житель Усолья-Сибирского решил продать «буханку» 2000-го года выпуска за 850 тыс. рублей. Машина скрупулезно подготовлена к бездорожью: установлен новый «сотый» двигатель, доазовский карбюратор, генератор и аккумулятор 90А, электрический обдув двигателя и «глушак» от иномарки, тормозная система в круг, лебедка «Спрут» до 9 тонн. «Автомобиль проварен, прокосынен, проклеен шумкой; были усилены крыша и люк. Все делал сам для себя, но понял, что не мое», — признается автор объявления. На своей «ласточке» цвета хаки он действительно практически не катался — пробег автомобиля составляет всего три тысячи километров. Комментаторы предложили продавцу «буханки» обменять ее на «крузак» 94-го года и катер «Томь-605 Турист», но он отказался.

Люди, доверяющие собственным рукам, чаще всего предпочитают взять варианты подешевле, чтобы потом провести несколько бессонных ночей в гараже, копошась в заветных механизмах. Однако в этом случае подводных камней бывает еще больше.

Автолюбитель Евгений два года назад осуществил свою мечту — приобрел «ГАЗ-69» 70-го года выпуска. Тогда сделка, обошедшаяся в 120 тыс. рублей (с торгом в 30 тыс.), казалась ему более чем удачной. Продавец, использовавший «газик» во время поездок на охоту, уверял, что недавно сделал капитальный ремонт двигателя, взятого из «Волги».

«На деле же оказалось, что в двигателе просто поменяли поршневые кольца и вкладыши коленвала, все было сделано наспех. Масляный насос дышал на ладан, требовалась замена распределительного вала. Во время просмотра машины давление масла было приемлемым. После же эксплуатации авто оно резко упало, «газик» стал сильно коптить. Неприятным сюрпризом для меня также стало то, что пол под шумовиброизоляцией был абсолютно гнилой, я это заметил уже во время ремонта авто, — рассказывает Евгений. — Когда я покупал машину, попал в уловку: продавец сказал, что покупать нужно как можно раньше, ведь машину присматривают с серьезными намерениями еще несколько человек. В итоге я поспешил. Сейчас я, к этому времени во всех подробностях изучивший двигатель семейства ЗМЗ, подошел бы к выбору автомобиля более основательно. Я бы настоятельно порекомендовал всем покупать подержанные авто совместно со специалистом, который сможет реально оценить состояние автомобиля, смыв с нее «пудру» наспех сделанного «ремонта».

Ну, а третья категория машин — откровенный хлам, продающийся за копейки. Причем любопытно: часто он расходится как горячие пирожки — к примеру, «Москвич» 77-го года, видимо, несколько лет беспризорно простоявший на улице, был продан уже через несколько дней за 8 тыс. рублей. Часто продавцов, не скрывающих своего желания именно избавиться от «дров», устраивает вариант обмена. «Продам или обменяю на что угодно москвич комби, айфон, ноут, комп, но лучше всего зеркалка или мототехника», — предлагает владелец «Москвича-412» 92-го года, продавая свою машину за 23 тыс. рублей. Но его странное предложение, оставленное еще в начале июня этого года, похоже, мало кого заинтересовало.

Стилистика и орфография объявлений их авторов сохранена — редакция AL.