Машинам давали вторую жизнь

Иркутский завод дорожных машин, заработавший в областном центре еще до войны, как и остальные промышленные предприятия, внес свой вклад в историю Победы. В его цехах ремонтировались пришедшие с фронта ЗИС-5, знаменитые «трехтонки», считавшиеся едва ли не главным транспортным автомобилем во время Великой Отечественной войны.

За более чем полвека работы Иркутский завод дорожных машин освоил выпуск десятков моделей автогудронаторов, автобитумовозов, топливозаправщиков.

История самого завода начиналась в 1930 году с образования авторемонтных мастерских треста «Якуттранс». Спустя шесть лет они были преобразованы в завод. С началом Великой Отечественной войны он, как и вся советская индустрия, работает на оборону. В частности иркутский завод специализируется на ремонте автомобилей ЗИС-5. Только за первый год войны через его цеха прошло около полутысячи машин.

Как и все оборонные предприятия, завод перешел на двухсменный режим работы, каждая смена была 11-часовой. Особенное значение в это трудное время имело развитие соцсоревнования, укрепление трудовой дисциплины. Переход на работу в военных условиях давался тяжело, так как производство считалось планово-убыточным.

Численность рабочих и служащих завода в 1941 году выросла на 44 сотрудника и составила 320 человек. Массовая мобилизация в действующую армию создала кадровые трудности, поэтому больше внимания стали уделять подготовке кадров непосредственно на производстве.

В 1942 году финансовое положение завода было также тяжелым. Скопившиеся неликвиды, планово-убыточное производство, нехватка квалифицированных кадров, недостаточное обеспечение электроэнергией — вот неполный список проблем, с которыми столкнулся завод. Однако даже в этих условиях предприятие смогло отремонтировать 346 автомашин ЗИС-5, а также 62 двигателя.

В середине войны при заводе было создано Управление рабочего снабжения (УРС), что позволило улучшить снабжение коллектива продовольствием, предметами первой необходимости. В тяжелых условиях это имело огромное значение для коллектива.

Директор Иркутского завода дорожных машин Ефим Дынкин (слева), губернатор Иркутской области Борис Говорин (в центре) и генеральный директор ЗАО «Главвостоксибстрой» Юрий Шкуропат во время посещения завода.

Год Победы стал новой вехой в истории завода. В январе 1945-го Государственный комитет обороны принял постановление «Об организации строительства автосборочного завода в Иркутске». Поскольку интересы обороны страны ставились тогда превыше всего и организовать сборку импортных автомобилей на востоке страны было необходимо, что называется, немедленно. Работа закипела уже с апреля 1945 года. В кратчайшие сроки завод был реконструирован, принял новое оборудование и с 21 июня 1945-го начал выпускать из своих ворот «Форды», «Шевроле» и «Студебеккеры». За последующие шесть месяцев напряженной работы завод дал государству 1328 автомобилей. Параллельно с этим в пригороде Иркутска было развернуто строительство производственной и социально-бытовой базы нового автозавода, который затем стал известен как ПО «Восток», или завод «Радиоприемник».

Старый же авторемонтный завод на Петрова, 44 вернулся к своей прежней деятельности, а в 1970 г. перешел в подчинение треста Росремдормаш и был переименован в Иркутский завод дорожных машин. Предприятие занялось изготовлением оборудования для дорожной отрасли.

Сейчас завод специализируется на производстве автогудронаторов, цистерн для транспортировки и хранения нефтепродуктов, дорожных знаков, оборудования для плавления битума, выполняет индивидуальные заказы.

«Мы постоянно занимаемся модернизацией своей продукции, совершенствуем дорожную технику, — рассказывает директор Иркутского завода дорожных машин Ефим Дынкин. — Создавая новые модели, стремимся максимально удовлетворить потребности заказчиков, используем самые современные достижения отечественного и зарубежного машиностроения. При этом главным условием считаем обеспечение высокого качества и доступность цены за счет снижения затрат на производство».

Такой подход — одна их прочных традиций коллектива ИЗДМ. За годы существования предприятия заводчане освоили выпуск десятков моделей автогудронаторов, автобитумовозов, топливозаправщиков, шаг за шагом совершенствуя конструкцию машин и механизмов. Накопленный опыт позволяет машиностроителям находить лучшие решения, идти в ногу с техническим прогрессом.

История предприятия
Год Событие
1930 Образование авторемонтных мастерских «Якуттранса».
1936 Организован авторемонтный завод. Завод дорожных машин занялся изготовлением оборудования для асфальтобетонных заводов и запчастей к строительно-дорожным машинам.
1941 С началом Великой Отечественной войны завод выполняет оборонные заказы по ремонту машин для Красной Армии. За первый год войны отремонтированы машины марки ЗИС-5 в количестве 454 шт.
1945 В период работы в составе автосборочного завода освоена сборка автомобилей «Студебеккер», «Форд», «Шевроле».
1948 В прежнем качестве был восстановлен завод АРЗ-1.
1970 Преобразование Иркутского авторемонтного завода. Предприятие перешло в подчинение Минавтодора РСФСР и стало носить название Иркутский завод дорожных машин. Осваивается производство машин, оборудования, средств механизации для дорожной отрасли.
1994 Постановка на производство нового поколения высокопроизводительных автобитумовозов.
1995 Организация совместного с фирмой Savalco (Швеция) производства автогудронаторов СДК-100, соответствующих современному мировому уровню. Предприятие выиграло всероссийский конкурс по созданию таких машин. Организация производства дорожных знаков и средств дорожной обстановки на основе световозвращающих пленочных материалов.
1997-2001 Выполнение работ по оснащению эксплуатационных подразделений «Иркутскавтодора» навесным оборудованием для скоростной уборки снега.
2001-2005 Создание образцов третьего поколения отечественных автогудронаторов различных модификаций.