Машинам давали вторую жизнь

За более чем полвека работы Иркутский завод дорожных машин освоил выпуск десятков моделей автогудронаторов, автобитумовозов, топливозаправщиков.
История самого завода начиналась в 1930 году с образования авторемонтных мастерских треста «Якуттранс». Спустя шесть лет они были преобразованы в завод. С началом Великой Отечественной войны он, как и вся советская индустрия, работает на оборону. В частности иркутский завод специализируется на ремонте автомобилей ЗИС-5. Только за первый год войны через его цеха прошло около полутысячи машин.
Как и все оборонные предприятия, завод перешел на двухсменный режим работы, каждая смена была 11-часовой. Особенное значение в это трудное время имело развитие соцсоревнования, укрепление трудовой дисциплины. Переход на работу в военных условиях давался тяжело, так как производство считалось планово-убыточным.
Численность рабочих и служащих завода в 1941 году выросла на 44 сотрудника и составила 320 человек. Массовая мобилизация в действующую армию создала кадровые трудности, поэтому больше внимания стали уделять подготовке кадров непосредственно на производстве.
В 1942 году финансовое положение завода было также тяжелым. Скопившиеся неликвиды, планово-убыточное производство, нехватка квалифицированных кадров, недостаточное обеспечение электроэнергией — вот неполный список проблем, с которыми столкнулся завод. Однако даже в этих условиях предприятие смогло отремонтировать 346 автомашин ЗИС-5, а также 62 двигателя.
В середине войны при заводе было создано Управление рабочего снабжения (УРС), что позволило улучшить снабжение коллектива продовольствием, предметами первой необходимости. В тяжелых условиях это имело огромное значение для коллектива.
Год Победы стал новой вехой в истории завода. В январе 1945-го Государственный комитет обороны принял постановление «Об организации строительства автосборочного завода в Иркутске». Поскольку интересы обороны страны ставились тогда превыше всего и организовать сборку импортных автомобилей на востоке страны было необходимо, что называется, немедленно. Работа закипела уже с апреля 1945 года. В кратчайшие сроки завод был реконструирован, принял новое оборудование и с 21 июня 1945-го начал выпускать из своих ворот «Форды», «Шевроле» и «Студебеккеры». За последующие шесть месяцев напряженной работы завод дал государству 1328 автомобилей. Параллельно с этим в пригороде Иркутска было развернуто строительство производственной и социально-бытовой базы нового автозавода, который затем стал известен как ПО «Восток», или завод «Радиоприемник».
Старый же авторемонтный завод на Петрова, 44 вернулся к своей прежней деятельности, а в 1970 г. перешел в подчинение треста Росремдормаш и был переименован в Иркутский завод дорожных машин. Предприятие занялось изготовлением оборудования для дорожной отрасли.
Сейчас завод специализируется на производстве автогудронаторов, цистерн для транспортировки и хранения нефтепродуктов, дорожных знаков, оборудования для плавления битума, выполняет индивидуальные заказы.
«Мы постоянно занимаемся модернизацией своей продукции, совершенствуем дорожную технику, — рассказывает директор Иркутского завода дорожных машин Ефим Дынкин. — Создавая новые модели, стремимся максимально удовлетворить потребности заказчиков, используем самые современные достижения отечественного и зарубежного машиностроения. При этом главным условием считаем обеспечение высокого качества и доступность цены за счет снижения затрат на производство».
Такой подход — одна их прочных традиций коллектива ИЗДМ. За годы существования предприятия заводчане освоили выпуск десятков моделей автогудронаторов, автобитумовозов, топливозаправщиков, шаг за шагом совершенствуя конструкцию машин и механизмов. Накопленный опыт позволяет машиностроителям находить лучшие решения, идти в ногу с техническим прогрессом.
История предприятия
Год | Событие |
1930 | Образование авторемонтных мастерских «Якуттранса». |
1936 | Организован авторемонтный завод. Завод дорожных машин занялся изготовлением оборудования для асфальтобетонных заводов и запчастей к строительно-дорожным машинам. |
1941 | С началом Великой Отечественной войны завод выполняет оборонные заказы по ремонту машин для Красной Армии. За первый год войны отремонтированы машины марки ЗИС-5 в количестве 454 шт. |
1945 | В период работы в составе автосборочного завода освоена сборка автомобилей «Студебеккер», «Форд», «Шевроле». |
1948 | В прежнем качестве был восстановлен завод АРЗ-1. |
1970 | Преобразование Иркутского авторемонтного завода. Предприятие перешло в подчинение Минавтодора РСФСР и стало носить название Иркутский завод дорожных машин. Осваивается производство машин, оборудования, средств механизации для дорожной отрасли. |
1994 | Постановка на производство нового поколения высокопроизводительных автобитумовозов. |
1995 | Организация совместного с фирмой Savalco (Швеция) производства автогудронаторов СДК-100, соответствующих современному мировому уровню. Предприятие выиграло всероссийский конкурс по созданию таких машин. Организация производства дорожных знаков и средств дорожной обстановки на основе световозвращающих пленочных материалов. |
1997-2001 | Выполнение работ по оснащению эксплуатационных подразделений «Иркутскавтодора» навесным оборудованием для скоростной уборки снега. |
2001-2005 | Создание образцов третьего поколения отечественных автогудронаторов различных модификаций. |