Маршрутная сеть

Иркутск выберет лучших для работы на рынке общественного транспорта
В следующем году Иркутск кардинально изменит систему организации общественного транспорта. Как рассказал на прошедшей неделе вице-мэр Дмитрий Разумов, теперь перевозкой пассажиров и багажа в областном центре будут заниматься только компании-перевозчики, выигравшие соответствующий конкурс мэрии.

Как пояснил вице-мэр города, конкурс уже объявлен, потенциальным участникам предложено на выбор восемь лотов, включающих 66 автобусных маршрутов, а также один лот по городскому электротранспорту. Конкурс будет открытым по составу участников, заявки от компаний принимаются до 30 декабря, а итоги будут подведены уже в конце января.

Предполагается, что договоры на обслуживание определенных маршрутов Иркутска будут заключены с десятью компаниями-победителями. Учитывая, что сегодня на рынке пассажирских перевозок города работает 235 операторов, сокращение будет более чем существенным. Однако, как заверяют в мэрии, массового ухода компаний-перевозчиков с рынка не произойдет, большая часть из них сможет работать на условиях подряда у победителей.

В контексте
Цифры

Емкость рынка общественного транспорта Иркутска составляет 2 млрд рублей, при этом 30% рынка приходится на МУП «Иркутскавтотранс». По данным на 22 декабря, в мэрию поступило 409 жалоб на некачественное обслуживание в городском транспорте. Большая часть замечаний касается качества подвижного состава, также большое число людей отмечают грубость водителей и отсутствие транспорта вечером.
Сегодня в Иркутске выдано лицензий на осуществление перевозок 235 операторам на 1,8 тыс. ед. транспорта. Средний возраст подвижного состава коммерческих перевозчиков составляет 10-12 лет. Услугами общественного транспорта в Иркутске ежегодно пользуется 156 млн человек.

Сократится в следующем году и число единиц общественного транспорта. Если сегодня в городе зарегистрировано 1800 маршруток, автобусов, трамваев и троллейбусов, то после всех нововведений на дорогах Иркутска останутся не более 1 тыс. штук. Уменьшение их количества произойдет в том числе за счет замены маршруток малой вместимости на большие автобусы. Как рассказал Дмитрий Разумов, требования по состоянию транспортного парка компаний-перевозчиков и его обновлению будут обязательно прописаны в договорах.

Кроме того, в документе будет указываться номер маршрута, протяженность, время начала и окончания работы, количество и тип подвижного состава и т.д., а также требования к оснащению транспортного средства необходимым оборудованием. Так, планируется, что весь общественный транспорт города вскоре будет оснащен оборудованием GPS, Glonass. Это в том числе позволит администрации в режиме реального времени отслеживать, выполняет ли перевозчик условия договора, соблюдая маршрут, время работы и т.д. «Таким образом, мы уйдем от сегодняшней хаотической системы работы транспорта, когда маршрутчики сами решают, выходить им в рейс или нет. В результате в час-пик в городе огромные пробки, а в остальное время — вечером особенно — уехать очень сложно», — заметил Дмитрий Разумов.

При выявлении нарушений договор может быть расторгнут, а маршруты вновь будут выставлены на конкурс. Кроме того, для организации единой диспетчерской службы, внедрения единой системы оплаты проезда, сбора и обработки информации будет введена новая система оплаты проезда — единая транспортная карта.

В мэрии замечают, что при разработке данной системы организации общественного транспорта большое внимание уделялось вопросу экономической эффективности бизнеса компаний-перевозчиков. «Мы предварительно анализировали рынок общественного транспорта Иркутска, его емкость сегодня составляет 2 млрд рублей. Этого более чем достаточно для прибыльного бизнеса, но из-за существующей разбалансированности перевозчики, например, не стремятся вкладываться в обновление автопарка. Благодаря заключенному с мэрией договору компании будут уверены в работе на ближайшие пять лет, а значит, смогут вкладываться в развитие. По сути, мы предлагаем модель, которая позволит и частному и муниципальному рынку развиваться и предлагать населению качественные услуги», — резюмировал господин Разумов.

Правда, как признают в мэрии, заработает эта модель не сразу. 2012 год, скорее всего, станет переходным этапом, а вот увидеть полноценную обновленную систему общественного транспорта Иркутска можно будет только в 2013 году.

Анна Смирнова