Маленькие спектакли большого театра

В начале этой недели в Иркутске открылись гастроли московского театра «Сатирикон». В минувший понедельник на сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова был показан знаменитый моноспектакль «Контрабас», в котором играет художественный руководитель «Сатирикона», народный артист России Константин Райкин. Впереди еще три спектакля: «Тополя и ветер», «Не все коту масленица» и класс-концерт «Азбука артиста». Гастроли организованы при содействии губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева и областного проекта «Единое культурное и театральное пространство России».

Константин Райкин продолжает традиции «Сатирикона» как позитивного театра, который работает с огромной любовью к зрительному залу. Фото Анатолия Бызова

Художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист РФ Константин Райкин, приехав в Иркутск, первым делом на встрече с журналистами поблагодарил (несмотря на его отсутствие) губернатора Иркутской области, с которым его связывает давняя дружба. «Еще задолго до того, как Дмитрий Мезенцев стал губернатором вашего региона, мы дружили, и он помогал нашему театру», — отметил Константин Райкин.

— Для нас очень сложно выехать из Москвы в регионы, потому что мы довольно большие и неповоротливые. Поэтому то, что мы оказались в Иркутске, это довольно редкий случай, тем более что мы привезли сразу четыре спектакля, которые покажем не только в Иркутске, но и в Ангарске», — рассказал Константин Райкин. По его словам, планы были еще более грандиозными. Но масштабные постановки требуют большей сцены, чем та, которой располагает драмтеатр. Планировали показать их на сцене музыкального театра, но он сейчас закрыт на ремонт в связи с подготовкой к фестивалю «Звезды на Байкале», который состоится в сентябре. «У нас в театре огромная сцена, которую мы целиком используем, а в регионах довольно сложно найти такие же вместительные площадки. Мы хотели привезти к вам большие спектакли, но не получилось, — как будто извиняясь сказал Константин Райкин. — Поэтому мы привезли вам маленькие спектакли, но не в художественном смысле, а по количеству декораций и артистов».

Первым в рамках гастролей иркутянам был показан самый маленький (по количеству артистов) спектакль «Контра­бас» по пьесе Патрика Зюскинда. Это своего рода визитная карточка театра. Награжденный всевозможными премиями, в том числе Национальной театральной премией «Золотая маска», этот спектакль единственный в репертуаре не сходит со сцены уже более 10 лет. Главную и единственную роль в нем играет сам худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин. В образе лысого стареющего музыканта национального оркестра, который играет на самом скучном и некрасивом в мире инструменте, ему удалось держать под завязку набитый зрительный зал иркутского драмтеатра в невероятном напряжении все два часа, что длится действие. Его герой страдает от одиночества, рассказывает о своей любви, работе, музыке и все время пытается решиться совершить самый важный поступок в своей жизни. Совершит ли он его, для зрителя остается загадкой.

Следующим спектаклем, который увидит иркутский зритель 28 июня, будет «Тополя и ветер» по пьесе Жеральда Сиб­лейраса в постановке Константина Райкина. Сам он в спектакле не участвует, поскольку придерживается принципа не играть в собственных спектаклях. Зато с удовольствием рекомендует своих артистов. Пьеса рассказывает о трех неунывающих стариках-инвалидах, которые живут в загородном пансионе для престарелых и всеми силами пытаются продлить остроту ощущений жизни. Герои эти в разной степени неполноценные люди. Так, один из них одноногий, другой — шизофреник, а третий — эпилептик. Это очень трогательная и в где-то в глубине своей очень оптимистичная пьеса, говорит Аркадий Райкин. Но самое потрясающее, что в спектакле, поставленном по этому произведению, играют молодые артисты: Максим Аверин, Денис Суханов и (в разных составах) Григорий Сиятвинда и Антон Кузнецов.

«Я делаю ставку на молодых в буквальном смысле. Почти все главные роли в спектаклях театра играют молодые артисты, — говорит Константин Райкин. — Мне вообще кажется, что молодость — это очень важное качество, для того чтобы театр оставался живым. Потому что с возрастом у артистов, как правило, уходит энтузиазм, возникает равнодушие, которое я не терплю. Поэтому мне приходится вести с артистами, давно работающими в театре, неприятные разговоры о том, что им надо уйти. Я преподаю в Школе-студии МХАТ и имею возможность набирать в свой театр молодых, то есть намеренно устраиваю текучку кадров. Таким образом, труппа всегда находится в наэлектризованном, нервном состоянии, и это лучше, чем если они, попав в театр, успокаиваются. Но эта река людей намывает некоторый золотой песочек. Таким образом, возникает определенное количество людей, без которых театр не может существовать, они становятся лицом «Сатирикона».

30 июня на сцене драмтеатра будет показан еще один спектакль, жанр которого обозначен на афише как «класс-концерт». В нем Константин Райкин на примере своих воспитанников — выпускников театральной студии, рассказывает о том, как обучают актерскому мастерству. «Обычно зрители очень туманно представляют себе, что такое обучение актерскому искусству. А мы это показываем наглядно», — поясняет Константин Райкин.

Заключительным спектаклем в рамках гастролей «Сатирикона» в Иркутске станет постановка по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица». Этот спектакль вырос из дипломной работы еще одного курса худрука «Сатирикона». Сам он с большим удовольствием играет в нем отрицательного персонажа — богатого купца Ермила Зотыча Ахова. Историю о том, как простые люди противостоят унижениям, пытаясь сохранить человеческое достоинство в борьбе с властью и вседозволенностью богатства, поставили в 2008 году Алла Покровская и Сергей Шенталинский.

О нынешнем состоянии театра «Сатирикон» и его художественной линии Константин Райкин говорит, что он старается следовать традициям классического театра — как в материале, так и в режиссуре. «Толком никто не знает, что означает слово «Сатирикон», и меня это устраивает. Никаких обязательств это на нас не накладывает. Там есть корень «сатира», но мне кажется, что современному театру не стоит заниматься сатирой, только если философской. Потому что функции прямой сатиры со времени Перестройки взяли на себя газеты, журналы, да и вообще смеяться против кого-то мне неинтересно, — рассказывает Константин Райкин. — Я вообще не хочу идти впрямую по стопам своего отца, Аркадия Райкина, это пагубный путь. Мне кажется, надо заниматься другими вещами — мы пытаемся быть верными более общим традициям, которые в этом театре сложились. Это всегда был довольно позитивный театр, который работал с огромной любовью к зрительному залу, а это вообще-то довольно оригинально по нынешним временам. Вот этим традициям мы стараемся быть верными. А времена сатиры уже ушли».