МАКСимальный спрос на улан-удэнские вертолеты

В ходе работы руководства ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ) на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007 в конце августа были заключены договора на поставку авиатехники на год вперед. Как сообщил «ВФ» генеральный директор авиазавода Леонид Белых, за последние десять лет это первый случай, когда предприятие получает перспективу на год вперед. Улан-Удэнский авиазавод уже имеет пакет заказов на 2007 год на производство более чем 50 вертолетов. Среди партнеров завода Китай, Пакистан, Казахстан, другие страны и, конечно же, российский потребитель.

Спрос на модернизированный Ми-171 бьет рекорды. Фото Юрия Юдина

Стенд Улан-Удэнского завода на авиасалоне был размещен в составе объединенной экспозиции ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». На нем была размещена реклама выпускаемой продукции корпорации, а также модернизированные проекты и техника, которая только планируется к выпуску. УУАЗ представил в Москве вертолет Ми-171 (российское обозначение — Ми-8АМТ), эксплуатируемый Федеральной таможенной службой России, вертолет Ми-171 в VIP-варианте и военный вертолет Ми-171Ш, предназначенный для выполнения боевых поисково-спасательных операций. Также впервые за несколько лет предприятие представило результат глубокой модернизации серийного двухместного учебно-боевого самолета Су-25 УБ — штурмовик Су-25УБМ.

Путин и Иванов интересуются вертолетами

В день открытия авиасалона объединенный стенд посетили президент России Владимир Путин и первый зампред правительства РФ Сергей Иванов. По словам Леонида Белых, первого вице-премьера заинтересовали серийные поставки продукции УУАЗа. «Образцами, которые готовы к поставке, можно вооружить армию, они не требуют дополнительных средств, — рассказал Леонид Белых. — А нам есть что поставлять — мы провели глобальную модернизацию вертолета Ми-171. Он сейчас очень востребован, мы даже не ожидали такого спроса».

Спрос на Ми-171 действительно бьет рекорды: уже сейчас завод приступил к формированию пакета заказов на второе полугодие 2008-го — первое полугодие 2009 годов. Только в первый день МАКСа-2007 УУАЗом был подписан контракт на поставку трех вертолетов с компанией «Оборонпромлизинг». Переговоры с потенциальными партнерами продолжались в очень интенсивном режиме практически без перерыва. На встрече с делегацией генштаба Пакистана шел разговор о тендере на поставку вертолетов в эту страну. «Победу в тендере одержал Улан-Удэнский завод, на МАКСе велись переговоры по вопросам исполнения тендера. Была достигнута договоренность, что пакистанская сторона берет две недели на решение всех организационных вопросов, чтобы прийти к подписанию контракта», — рассказал Леонид Белых. В пакистанском контракте планируется поставка 6-10 вертолетов. По словам главы УУАЗа, на следующий год с Пакистаном запланировано заключение более значительных контрактов. Эта страна вышла на второе место после Китая в постоянном сотрудничестве с УУАЗом. В частности, недавно уже был подписан договор на поставку двух вертолетов в 2008 году. Вертолеты будут использоваться для борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Пакистане.

Были оговорены условия поставки техники на следующий год в Казахстан. В этом году в Казахстан отправится один вертолет из Улан-Удэ. «В Казахстан мы отправляем не очень большие партии, но зато поставки идут стабильно: каждый год по одному-два вертолета», — отметил гендиректор УУАЗа. Были проведены деловые переговоры с китайскими и малайзийскими представителями, а также с партнерами из России и Украины.

Наряду с популярностью учебно-боевой авиатехники у завода растет число заказов на VIP-вертолеты. За два года по спецзаказам на УУАЗе было произведено около 20 таких вертушек. В этом году было сконструировано десять VIP-вертолетов по заказу одного из крупнейших российских банков. Стоимость одной машины составляет около 10 млн. рублей.

Проблемы роста производства

— С формированием пакета заказов на заводе сегодня проблем нет, — заявил «ВФ» Леонид Белых. — Трудности могут возникнуть с выполнением этих заказов — мы зависим от поставщиков комплектующих. Кстати, помощь в решении проблем формирования цены на комплектующие детали пообещал оказать председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, побывавший в Улан-Удэ в дни проведения МАКС. Сергей Миронов рассказал, что 120 заводов-комплектаторов за последние несколько лет повысили цены на детали самолетов и вертолетов. При этом заводы являются монополистами в своей отрасли. Заводу же поднимать цену на готовую продукцию нельзя — стоимость вертолетов на международном рынке установилась давно, рост составляет 1-2% в год. В этой ситуации расходы приходится покрывать за счет прибыли. Спикер верхней палаты российского парламента пообещал обратиться к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) с просьбой проконтролировать выполнение заводами-комплектаторами антимонопольной политики. Спикер Совета Федерации также обещал оказать содействие по вопросу кредитования УУАЗа из Инвестиционного фонда РФ.

Как отметили на предприятии, в рамках ФЦП «Развитие авиации» завод выиграл государственный заказ на серийное изготовление штурмовика СУ-39. «До 2015 года мы должны изготовить определенное количество штурмовиков. Но линия производства законсервирована еще в 1992 году, для ее реконсервации и серийного производства СУ-39 необходимо обновить оборудование», — сообщил и.о. гендиректора УУАЗа Владимир Константинов. Для обновления технологического процесса заводу необходимо 100-150 млн рублей.

При выполнении заказов проблемой могут стать убытки в результате падения курса доллара. Только в этом году по этой причине завод лишился более 300 млн рублей. «Падение курса доллара негативно повлияло на ряд контрактов с Китаем, Пакистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами. Договоры были подписаны в начале прошлого года, поставка предусматривалась частично в прошлом году, частично — в нынешнем. За это время произошло большое снижение курса доллара, в результате чего завод потерял впечатляющую для нас сумму», — пояснил Леонид Белых. Он отметил, что проблема скачков курса американской валюты очень актуальна для крупных предприятий, однако в стране «мало что делается для ее решения». И это несмотря на опасения федеральных чиновников сокращения объемов экспорта. В сложившейся ситуации предприятия вынуждены самостоятельно договариваться с партнерами, но это не всегда получается. «К сожалению, иностранные компании не соглашаются подписывать с нами контракты в рублях. Мы стараемся подписывать договоры в евро с дополнительными оговорками. Однако если европейские страны соглашаются на эти условия, то с азиатскими договориться не просто», — отметил генеральный директор авиазавода.

Анастасия Гула