МАКСимальный спрос на улан-удэнские вертолеты
Спрос на модернизированный Ми-171 бьет рекорды. Фото Юрия Юдина
Стенд Улан-Удэнского завода на авиасалоне был размещен в составе объединенной экспозиции ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». На нем была размещена реклама выпускаемой продукции корпорации, а также модернизированные проекты и техника, которая только планируется к выпуску. УУАЗ представил в Москве вертолет Ми-171 (российское обозначение — Ми-8АМТ), эксплуатируемый Федеральной таможенной службой России, вертолет Ми-171 в VIP-варианте и военный вертолет Ми-171Ш, предназначенный для выполнения боевых поисково-спасательных операций. Также впервые за несколько лет предприятие представило результат глубокой модернизации серийного двухместного учебно-боевого самолета Су-25 УБ — штурмовик Су-25УБМ.
Путин и Иванов интересуются вертолетами
В день открытия авиасалона объединенный стенд посетили президент России Владимир Путин и первый зампред правительства РФ Сергей Иванов. По словам Леонида Белых, первого вице-премьера заинтересовали серийные поставки продукции УУАЗа. «Образцами, которые готовы к поставке, можно вооружить армию, они не требуют дополнительных средств, — рассказал Леонид Белых. — А нам есть что поставлять — мы провели глобальную модернизацию вертолета Ми-171. Он сейчас очень востребован, мы даже не ожидали такого спроса».
Спрос на Ми-171 действительно бьет рекорды: уже сейчас завод приступил к формированию пакета заказов на второе полугодие 2008-го — первое полугодие 2009 годов. Только в первый день МАКСа-2007 УУАЗом был подписан контракт на поставку трех вертолетов с компанией «Оборонпромлизинг». Переговоры с потенциальными партнерами продолжались в очень интенсивном режиме практически без перерыва. На встрече с делегацией генштаба Пакистана шел разговор о тендере на поставку вертолетов в эту страну. «Победу в тендере одержал Улан-Удэнский завод, на МАКСе велись переговоры по вопросам исполнения тендера. Была достигнута договоренность, что пакистанская сторона берет две недели на решение всех организационных вопросов, чтобы прийти к подписанию контракта», — рассказал Леонид Белых. В пакистанском контракте планируется поставка 6-10 вертолетов. По словам главы УУАЗа, на следующий год с Пакистаном запланировано заключение более значительных контрактов. Эта страна вышла на второе место после Китая в постоянном сотрудничестве с УУАЗом. В частности, недавно уже был подписан договор на поставку двух вертолетов в 2008 году. Вертолеты будут использоваться для борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Пакистане.
Были оговорены условия поставки техники на следующий год в Казахстан. В этом году в Казахстан отправится один вертолет из Улан-Удэ. «В Казахстан мы отправляем не очень большие партии, но зато поставки идут стабильно: каждый год по одному-два вертолета», — отметил гендиректор УУАЗа. Были проведены деловые переговоры с китайскими и малайзийскими представителями, а также с партнерами из России и Украины.
Наряду с популярностью учебно-боевой авиатехники у завода растет число заказов на VIP-вертолеты. За два года по спецзаказам на УУАЗе было произведено около 20 таких вертушек. В этом году было сконструировано десять VIP-вертолетов по заказу одного из крупнейших российских банков. Стоимость одной машины составляет около 10 млн. рублей.
Проблемы роста производства
— С формированием пакета заказов на заводе сегодня проблем нет, — заявил «ВФ» Леонид Белых. — Трудности могут возникнуть с выполнением этих заказов — мы зависим от поставщиков комплектующих. Кстати, помощь в решении проблем формирования цены на комплектующие детали пообещал оказать председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, побывавший в Улан-Удэ в дни проведения МАКС. Сергей Миронов рассказал, что 120 заводов-комплектаторов за последние несколько лет повысили цены на детали самолетов и вертолетов. При этом заводы являются монополистами в своей отрасли. Заводу же поднимать цену на готовую продукцию нельзя — стоимость вертолетов на международном рынке установилась давно, рост составляет 1-2% в год. В этой ситуации расходы приходится покрывать за счет прибыли. Спикер верхней палаты российского парламента пообещал обратиться к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) с просьбой проконтролировать выполнение заводами-комплектаторами антимонопольной политики. Спикер Совета Федерации также обещал оказать содействие по вопросу кредитования УУАЗа из Инвестиционного фонда РФ.
Как отметили на предприятии, в рамках ФЦП «Развитие авиации» завод выиграл государственный заказ на серийное изготовление штурмовика СУ-39. «До 2015 года мы должны изготовить определенное количество штурмовиков. Но линия производства законсервирована еще в 1992 году, для ее реконсервации и серийного производства СУ-39 необходимо обновить оборудование», — сообщил и.о. гендиректора УУАЗа Владимир Константинов. Для обновления технологического процесса заводу необходимо 100-150 млн рублей.
При выполнении заказов проблемой могут стать убытки в результате падения курса доллара. Только в этом году по этой причине завод лишился более 300 млн рублей. «Падение курса доллара негативно повлияло на ряд контрактов с Китаем, Пакистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами. Договоры были подписаны в начале прошлого года, поставка предусматривалась частично в прошлом году, частично — в нынешнем. За это время произошло большое снижение курса доллара, в результате чего завод потерял впечатляющую для нас сумму», — пояснил Леонид Белых. Он отметил, что проблема скачков курса американской валюты очень актуальна для крупных предприятий, однако в стране «мало что делается для ее решения». И это несмотря на опасения федеральных чиновников сокращения объемов экспорта. В сложившейся ситуации предприятия вынуждены самостоятельно договариваться с партнерами, но это не всегда получается. «К сожалению, иностранные компании не соглашаются подписывать с нами контракты в рублях. Мы стараемся подписывать договоры в евро с дополнительными оговорками. Однако если европейские страны соглашаются на эти условия, то с азиатскими договориться не просто», — отметил генеральный директор авиазавода.
Анастасия Гула