Максимальный наезд
В крупных городах Иркутской области служба заказа такси «Максим» фактически вытеснила с рынка таксомоторных перевозок профессиональных перевозчиков.
Начало конфликта
Проблемы со службой заказа такси «Максим» начались давно. Деятельная фирма, оказывающая только информационные услуги, собрала под своим крылом большую часть таксистов Иркутска и Ангарска, которым успешно раздавала заказы. А заказов было немало: за счет низкой цены проезда и отсутствия расходов, связанных с содержанием собственных автомобилей (за неимением оных), такси «Максим» стало одним из самых популярных компаний.
Активность фирмы оказалась в поле зрения надзорных органов. Так, в июне Министерство энергетики, транспорта и жилищной политики Иркутской области приостановило действие 206 разрешений на перевозку легковыми такси. Все машины работали у индивидуального предпринимателя А.С. Алексеева, который плотно сотрудничал с такси «Максим» в Иркутске. Еще для одного партнера службы заказа такси, на этот раз в Ангарске, ООО «ТТК ВОСТОЧНЫЙ ТРАНЗИТ», Минтранс приостановил действие разрешений, выданных на 184 машины.
Министерство рассказало о причинах своих действий. Две внеплановые документарные проверки деятельности индивидуального предпринимателя Алексеева региональный Минтранс провел в феврале и апреле, после того как получил сигнал от ГИБДД. Сотрудниками ГИБДД у водителей были изъяты чистые бланки путевых листов с проставленными штампами ИП Алексеева, но без указания даты выдачи. В изъятых путевых листах были заранее проставлены оттиски штампов «Медосмотр пройден, техосмотр пройден, выезд разрешен». Что это значит? То, что никакие осмотры водители не проходили. Они самовольно вписывали в бланки любую дату и выходили на работу без необходимых проверок здоровья и технического состояния автомобилей. Кроме того, что предприниматель развел такое попустительство, он еще и не организовал проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. При этом выданные министерством предписания об устранении нарушений обязательных требований предпринимателем не были исполнены.
Второй этап
Повторный скандал разразился на прошлой неделе. Министерство энергетики, транспорта и жилищной политики опубликовало на своем сайте отчет о результатах проверок в сфере перевозок пассажиров легковым транспортом. Летняя история получила продолжение: 30 октября 2015 года вступило в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области об аннулировании разрешений, выданных индивидуальному предпринимателю Алексееву А.С. на 206 транспортных средств. Дело в отношении ООО «ТТК ВОСТОЧНЫЙ ТРАНЗИТ» будет рассматриваться в Арбитражном суде 18 ноября. Но жесткие меры в отношении перевозчиков ситуацию не спасли.
Монопольное положение такси «Максим» достигнуто в результате демпинга цен, недобросовестной конкуренции путем привлечения в основном транспортных средств, на которые не оформлены разрешения и водители которых официально не трудоустроены, уверены в Минтрансе.
«Профилактические мероприятия «Легковое такси», проведенные в конце октября 2015 года ГИБДД УМВД России по г. Иркутску во взаимодействии с министерством, показали, что продолжают выявляться факты нарушений Правил перевозок пассажиров и законодательства о безопасности дорожного движения. И это несмотря на то, что служба заказа такси «Максим» оперативно размещает на своем внутреннем информационном ресурсе предупреждения для своих водителей о местах проведения контрольных мероприятий, о возможных контрольных закупках для выявления нелегального извоза и «схемах действий» для ухода от административных наказаний», — значится в отчете. Водители во время рейда всячески стараются уйти от ответственности за нарушения и вообще отбрехаться от своей профессии. Часто пассажиры такси, которых остановили, превращаются в «друзей» и «родственников» водителей, а чтобы скрыть факты отсутствия путевых листов (и прохождения медосмотра водителем и предрейсового контроля технического состояния автомобиля), у водителей сразу появляется «алиби» — якобы нерабочий день, автомобиль используется в личных целях. Был и вовсе шокирующий случай: рано утром 22 октября водитель легкового такси совершил ДТП — столкновение с автобусом. У водителя оказалось недействительное водительское удостоверение (истек срок действия) и путевой лист «с открытой датой», с заранее проставленными отметками медицинского учреждения и механика. Кроме этого, водитель не выполнил законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В итоге все эти факты дали Минтрансу основания сделать следующий вывод: «В крупных городах Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Братск) служба заказа такси «Максим» (управляющая компания зарегистрирована в г. Кургане) фактически вытеснила с рынка таксомоторных перевозок профессиональных перевозчиков. Монопольное положение достигнуто в результате демпинга цен, недобросовестной конкуренции путем привлечения в основном транспортных средств, на которые не оформлены в установленном порядке разрешения и водители которых официально не трудоустроены, либо путем привлечения перевозчиков, не обремененных затратами на обеспечение безопасности дорожного движения. Как следствие, уход от налогообложения и уплаты иных отчислений во внебюджетные фонды, оказание как небезопасных услуг, так и услуг, не отвечающих требованиям Правил перевозок пассажиров».
Народный глас
По данным Минтранса, в сфере легковых перевозок в Иркутской области зарегистрировано 1988 индивидуальных предпринимателей и 106 юридических лиц, которые используют для осуществления перевозочной деятельности 7426 легковых транспортных средств, на которые в установленном порядке выданы разрешения. С такси «Максим», по ее заявлению, в регионе работает порядка 1100 автомобилей. В компании категорически не согласны с обвинениями контролирующего ведомства. На обвинение в монопольном положении в организации ответили, что другие фирмы продолжают работать на рынке таксомоторных перевозок и при этом берут заявки, в том числе и у службы заказа авто «Максим». Низкая стоимость услуг службы объясняется меньшими затратами. Ей не нужно покупать автомобили, оплачивать КАСКО и простои водителей. Также в компании подчеркнули, что у налоговых органов к «Максиму» претензий нет. А с нарушителями законодательства компания не работает. В частности, с ИП Алексеевым «Максим» прекратил сотрудничество еще в мае, но большая часть водителей ушла от него к другому ИП и продолжает легально работать.
Жители региона также очень негативно отнеслись к заявлению Минтранса.
«Очевидно, что публику волнует только цена поездки. Техосмотр, путевые листы, медконтроль — пустые формальности, «за которые будет платить население». К уклонению от налогов в обществе вообще отношение положительное. Пусть так, каждый решает сам, а клиенты «Максим» рублем проголосовали, что экономия оправдывает риск»,
— пишет kennyalive на одном из иркутских сайтов. «Ну конечно, чего это я до работы, когда нужда возникает быстро подорваться, за 300 езжу, надо 500 просить!» — иронизирует пользователь с ником destroyer. «По-моему, это законы рынка. Не нравится — снижайте цены тоже!» — согласна Ольга Абрамова. Кто-то из пользователей углядел в «наезде» на эту службу такси защиту «Желтого такси», которое имеет отношение к семье бывшего мэра Иркутска, а ныне действующего заместителя председателя правительства региона Виктора Кондрашова. Еще одна возможная причина скандала — появление в регионе еще одной информационной службы заказа такси «Везем!», которая как раз начала активную рекламу в Иркутске.
Однако в словах ведомства о демпинге со стороны «Максима» явно есть доля истины: только с начала года у службы сожгли 7 машин в Ангарске и 3 в Иркутске. Вряд ли это были благодарные клиенты.
Альбина Хатова