Магистралям нарисовали масштаб

Вопросы развития транспортной инфраструктуры как в стране в целом, так и во всех регионах, по-прежнему остаются актуальными и острыми. Актуальными потому, что от них зависит развитие других экономических направлений, социальное благополучие территорий. А острота вопросов, как и прежде, связана с недостатком финансирования отрасли. Надежды на исправление ситуации связаны с определенными управленческими решениями, развитием хорошо зарекомендовавших себя программ и применением новых технологий. Речь об этом шла накануне в Иркутске в рамках ежегодной специализированной выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника». В рамках мероприятия представители органов власти, участники и эксперты дорожной отрасли имели возможность донести до общественности важную информацию.

Дороги для людей, а не для чиновников

Ключевым мероприятием выставки стала научно-практическая конференция «Перспективы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Реализация новых проектов». Тон мероприятию задал депутат комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Тен. Он озвучил ряд задач, выполнение которых позволит вывести дорожную сферу на качественно новый уровень. В первую очередь, как полагает депутат, руководителям всех уровней необходимо отталкиваться от тезиса «Дороги и транспорт прежде всего существуют для обычных людей, пользующихся ими, а уже потом для строителей, профессионального сообщества, государства».

«Исходя из этого, можно выстроить цепочку основных задач, стоящих перед отраслью. Среди них: повышение эффективности государственного управления в сфере транспорта, сохранение существующей, а также развитие новой и реконструкция старой транспортной инфраструктуры. Необходимо выделить также сбалансированное развитие всех видов транспорта, — подчеркивает Сергей Тен. — Это необходимо потому, что многие государственные задачи решаются в разрезе мультимодальных перевозок: для того чтобы доставить грузы в северные территории, мы их сначала везем по железной дороге, потом автомобильным, речным транспортом и так далее. Следовательно, мы не можем отдельно развивать только железную дорогу или автомобильную составляющую — вся цепочка должна быть эффективна. Именно поэтому сегодня на федеральном уровне мы активно возвращаемся к вопросу развития малых аэропортов, особенно на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти авиаузлы не только подстегнут местную экономику, но и внесут вклад в налаживание межрегиональных и международных связей.

Важной задачей называется также повышение качества и доступности транспортных услуг для населения, а также их комфорт и безопасность, долговечность. «На эти цели направлены государственные усилия, в том числе проект «Безопасные и качественные дороги», — разъясняет Сергей Тен. В подтверждение достижений он приводит ряд цифр. Так, по итогам 2017 года на 2% вырос объем грузоперевозок всех видов, оборот на транспорте общего пользования увеличился на 8%. При этом весомую часть составил рост воздушных перевозок — доля этого вида транспорта превысила в общем обороте 20%. При этих тенденциях в 2017 году на 2% сократилась численность работников транспортной отрасли. Это свидетельствует о том, что совершенствуются технологии управления, появляется более высокопроизводительное оборудование.

«Заметно, что федеральный центр начал уделять регионам больше внимания. Но эти процессы должны быть обоюдные, — предупреждает Сергей Тен. — Я уже неоднократно озвучивал, что для удобства и эффективности управленческих процессов транспорт и дороги необходимо объединить под крышей одного министерства. Так сделано на федеральном уровне, но в ряде регионов, в том числе в Иркутской области, это разные ведомства. Если такое объединение невозможно, то необходимо создать некий центр, организационную структуру, которая будет курировать работу двух министерств».

Что же касается вопросов безопасности на дорогах, то Иркутская область выглядит достаточно неплохо. Смертность на федеральных трассах за последние два года снизилась на 34,5%. «Это следствие работы по строительству современных переездов через Транссибирскую железнодорожную магистраль, — подчеркивает Сергей Тен. — Безопасность людей для нас главное — этот вопрос на государственном уровне всегда обсуждается очень активно».

Безопасность в приоритете

Приехавший в Иркутск заместитель руководителя федерального дорожного агентства Игорь Астахов подробно ознакомил участников и экспертов дорожной отрасли с ситуацией в масштабах всей страны.

Так, по его словам, по итогам 2017 года объем ввода в эксплуатацию федеральных дорог после строительства и реконструкции по сравнению с 2016 годом увеличился на 230 километров, отремонтировано было также около 9 тыс. километров дорог. Как результат, 39 тыс. километров или 77,9% федеральных дорог теперь соответствуют нормативным требованиям. Также в 2017 году было введено в эксплуатацию 48 объектов стройки и реконструкции, проложено 56 километров абсолютно новых дорог. Объем финансирования дорожного хозяйства в 2017 году составил 564 млрд рублей, 251 из которых потрачены на текущие дорожные работы, содержание и ремонт, 112 млрд рублей на строительство и реконструкцию. Наибольший объем работ производился на объектах Центрального и Северо-Западного округа, однако главным транспортным артериям Сибири и Дальнего Востока уделялось особое внимание.

«Одним из главных приоритетов деятельности стало повышение безопасности дорог — на эти цели было выделено 1,6 млрд рублей. Нам удалось комплексно обустроить 76 участков федеральных трасс, смонтировать на них освещение, построить пешеходные переходы в разных уровнях (29 переходов), установить 49 тыс. метров барьерного ограждения и 166 новых светофорных объектов, а также обустроить 390 наземных пешеходных переходов, — перечисляет сделанное Игорь Астахов. — В течение трех ближайших лет мы намерены полностью осветить все участки федеральных дорог, проходящие вдоль населенных пунктов. Результаты работы отражаются на статистике. По итогам 2017 года на 1,2% сократилось общее количество ДТП на федеральной сети дорог, а с 2013 года снижение аварийности составило 12%».

Говоря о наиболее значимых проектах, зам руководителя федерального дорожного агентства упомянул в первую очередь строительство Крымского моста. «Уже в мае мы планируем открыть автомобильное движение по нему. Сейчас ведутся окончательные пусконаладочные работы. Добавлю, что на 2017 год пришлись наиболее сложные процессы, связанные с монтажом уникальных автомобильных и железнодорожных пролетов. В периоды максимальной загрузки на объекте работало до 10 тыс. человек из разных регионов страны», — поделился он.

Что же касается дорожных строек непосредственно в регионах, то, по информации Игоря Астахова, в прошлом году на них было выделено 116 млрд рублей, благодаря которым на автомобильных дорогах регионального и местного значения было завершено строительство и реконструкция участков общей протяженностью 1816 километров. При этом в Дальневосточном и Байкальском регионах уровень ввода превысил прошлогодние показатели на 16%. Кроме того, по всей стране отремонтировано 8310 км региональных дорог. За счет средств, собранных от работы системы «Платон» (порядка 20 млрд рублей), в прошлом году удалось отремонтировать 28 мостов в 18 регионах, а в 47 территориях реконструировать подъезды к сельским населенным пунктам протяженностью более 680 км. В настоящее время в системе «Платон» зарегистрировано более 900 тыс. автомобилей, эта цифра будет расти и дальше.

Внимание — крупным объектам

Отдельно Игорь Астахов остановился на федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» (БКД), позволившем снизить количество мест концентраций ДТП на 49%. «Программа очень хорошо себя зарекомендовала. Но в процессе ее реализации вскрылись и некоторые проблемы, в частности потеря управленческих компетенций в сфере регионального дорожного строительства, — признался он. — Однако радует, что очень быстро компетенции восстанавливаются, в том числе с помощью федерального центра, оказывающего методическую помощь по организации системы контроля качества дорожного строительства».

В качестве примера Игорь Астахов приводит Иркутск, куда он приезжает второй год подряд с осмотром объектов, входящих в программу БКД. «Накануне мы провели выездное совещание и по его результатам увидели большую разницу с прошлым годом. Ответственные чиновники демонстрируют совершенно иной уровень понимания, подходов к проблемам. Более того, Иркутск в чем-то начинает приятно выделяться. Так, в городе уже презентованы планы развития дорожной сети до 2025 года. С 2019 года средства программы в приоритетном порядке будут направляться на капитальные работы по крупным дорожным объектам. Иркутск готов к этим процессам», — отметил он.

Денег не хватает по-прежнему

Генеральный директор ассоциации «РАДОР» (объединяет территориальные органы управления автомобильными дорогами общего пользования субъектов Российской Федерации) Игорь Старыгин призывает задуматься над существующими в отрасли проблемами, главной из которых по-прежнему остается нехватка финансирования.

«Мы понимаем, что объемы работ, выполнение планов напрямую связано с деньгами. Что происходит в России в настоящее время — на первый взгляд, объемы дорожных фондов растут. Но если рассматривать стоимость производимых работ в сопоставимых ценах прошлых лет, то мы увидим, что никакого роста нет. Более того, нынешние объемы финансирования отрасли даже ниже, чем в 2012-2013 году, когда только создавались дорожные фонды, — делится он интересной информацией. — К сожалению, планы 2018 года пока не предполагают увеличение финансирования».

По словам директора ассоциации «РАДОР», на наполняемость дорожных фондов влияет ситуация с его основными двумя источниками финансирования — акцизами на ГСМ (до 50% поступлений) и транспортным налогом (до 25% поступлений). В 2016 году 100% акцизов ГСМ направлялись в региональные дорожные фонды. Однако в 2017 году произошли изменения в законодательстве, и местные фонды недосчитались порядка 90 млрд рублей. К сожалению, в 2018 году ситуация останется неизменной, несмотря на соответствующее поручение президента. Однако есть надежда, что новое правительство исправит ситуацию. Что же касается транспортного налога, то перенос сроков его уплаты с 1 октября на 1 декабря в 2017 году лишил дорожников 20 млрд рублей. «Ситуация недопустимая. Эксперты считают, что срок уплаты транспортного налога необходимо перенести на весенне-летний период, чтобы поступающие деньги можно было направить на реальные дорожные объекты уже в тот же год, — подчеркивает Игорь Старыгин. — С такой инициативой уже выступил ряд территорий, обсуждение продолжится дальше на уровне правительства и Госдумы».

Олег Усов