Людмила Берлина: «Задача — обеспечить взвешенную экономическую, бюджетную политику»

25 сентября состоялась первая сессия Законодательного собрания Иркутской области второго созыва, на которой были решены организационные вопросы, и депутаты «без раскачки» приступили к работе. За два месяца работы на сессиях Законодательного собрания было рассмотрено 170 вопросов. Депутаты за это время уже приняли в окончательном чтении 77 законопроектов. О приоритетах и особенностях нового парламентского сезона рассказывает председатель Законодательного собрания области Людмила Берлина.

Special Review: Начал свою работу второй созыв Законодательного собрания Иркутской области. В чем особенность нового состава депутатского корпуса?

Людмила Берлина: Одной из важных особенностей областного парламента второго созыва является то, что выборы депутатов проходили по новой схеме. Благодаря введению понятия «региональная группа» сегодня каждая территория Иркутской области увеличила свое представительство в Законодательном собрании: от каждого избирательного округа избрано по два депутата.

Это означает, что муниципальные образования получили больше возможностей для продвижения своих интересов на региональном уровне. И сегодня мэры наших городов и районов могут выстраивать максимально тесную совместную работу с избранными депутатами, вовлекая их в решение существующих в муниципалитетах проблем и задач.

В целом депутатский корпус сегодня — это профессиональные, компетентные люди, которые представляют практически все сферы экономики. Многие депутаты имеют опыт законотворчества. Состав Законодательного собрания обновился более чем на половину, что позволяет рассчитывать на новые, свежие идеи и законодательные инициативы.

SR: Какие задачи, на ваш взгляд, являются главными?

Л.Б.: Муниципалитетам сегодня очень непросто. Необходимо повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, ликвидация очередей в детские сады, решение проблем ЖКХ, ремонт и строительство дорог и многое другое…

Все это требует значительных бюджетных ресурсов и подразумевает огромную ответственность.

Поэтому одна из базовых задач депутатского корпуса — законодательно обеспечить предельно взвешенную, прагматичную экономическую бюджетную политику, которая гарантировала бы не только безусловное исполнение всех социальных обязательств на региональном и муниципальном уровнях, но и создавала бы условия для развития.

Именно эту цель преследует совместная работа Законодательного собрания с губернатором и правительством Иркутской области, которая началась фактически с первого дня полномочий депутатов второго созыва.

SR: На чем сейчас сосредоточено внимание депутатов?

Л.Б.: Мы готовим к третьему чтению проект закона об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы. К сожалению, в связи с негативными событиями в мировой экономике сокращаются доходы наших крупнейших налогоплательщиков. Страдает налог на прибыль, а это один из краеугольных камней регионального бюджета.

Тем не менее, могу констатировать: благодаря грамотной финансовой политике региональных властей в Иркутской области накоплен «запас прочности». Этим мы выгодно отличаемся от многих наших соседей по Сибирскому федеральному округу. Это дает уверенность.

Однако какими бы резервами область ни располагала, мы обязаны на порядок повысить эффективность расходования бюджетных денег, жестко бороться с попытками нецелевых трат.

Стратегия, которая обеспечила бы экономическую безопасность региона, одна: это развитие производства, внутреннего рынка, помощь региональным товаропроизводителям, работа по повышению производительности труда, в том числе в бюджетной сфере. Каждый вложенный рубль должен давать отдачу — тратить финансы бездумно, «на ветер» мы просто не имеем права. Одним из инструментов повышения эффективности является программный метод формирования и исполнения бюджета, который внедряется в регионе.

SR: Наверное, от органов местного самоуправления в этой ситуации многое зависит?

Л.Б.: Местное самоуправление — на самом деле ключевой, стратегический партнер региональной власти в решении всех задач развития области. Чего бы это ни касалось — экономики, социальной сферы, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. — только вместе, работая рука об руку, мы можем достичь успеха. Все начатые и предстоящие реформы — модернизация экономики, реформа бюджетного процесса, административная реформа и реформа публичных услуг, поддержка малого и среднего предпринимательства, борьба с коррупцией, реформы образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. — все это нам предстоит осуществлять сообща. Поэтому нам необходимо постоянное рабочее взаимодействие.

Депутатам второго созыва предстоит внедрить такую новую форму, как «Муниципальный час». В прошлом созыве она была закреплена в регламенте Законодательного собрания, но еще не заработала. Что же это означает? Примерно один раз в квартал на сессиях будут выступать председатели муниципальных дум, потом мы будем вместе обсуждать эти доклады. Мы — это не только депутаты областного парламента, это и губернатор, представители правительства и иных органов власти. Хотя это формализованная процедура, я думаю, там должна царить непринужденная, неформальная обстановка. Это должна быть беседа по душам, откровенный разговор о существующих проблемах и путях их решения. Нужно создавать такую атмосферу, чтобы мы слышали реальную информацию об истинном положении дел, а не пустые цифры и припудренные факты. Я искренне надеюсь на понимание муниципального сообщества в этом вопросе.

Кто есть кто в парламенте

Выборы в Законодательное собрание Иркутской области прошли 8 сентября 2013 г. Было избрано 45 депутатов (22 по одномандатным округам и 23 по партийным спискам). На первой сессии, 25 сентября, депутаты выбрали руководящие органы. Председателем Законодательного собрания большинством голосов снова стала Людмила Михайловна Берлина, ее заместителем — Сергей Фатеевич Брилка.
Полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Законодательного собрания Иркутской области наделен депутат Законодательного собрания Виталий Борисович Шуба, который был избран от одномандатного избирательного округа №10. После назначения Виталий Шуба заявил о сложении с себя депутатских полномочий, поскольку в соответствии с избирательным законодательством данные должности совмещаться не могут.
Председателем комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении избран Борис Григорьевич Алексеев; председателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству — Наталья Игоревна Дикусарова; председателем комитета по социально-культурному законодательству — Ирина Александровна Синцова; председателем комитета по здравоохранению и социальной политике — Андрей Николаевич Лабыгин; председателем комитета по собственности и экономической политике — Ольга Николаевна Носенко; председателем комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве — Кузьма Романович Алдаров; председателем комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями — Владимир Александрович Матиенко; председателем комиссии по контрольной деятельности — Геннадий Николаевич Нестерович.