Люди культуры получат высшее образование

в новом институте
Прослойка людей, которые работают в сфере культуры, должна обновляться, проблема кадров сегодня суперактуальна, уверена бывший руководитель управления культуры Иркутска Светлана Домбровская. Однако город, в котором нет ни одного высшего учебного заведения, связанного с культурной сферой, сам подталкивает людей уезжать за образованием в другие регионы. Далеко не все из них после этого возвращаются в родной Иркутск. Отток людей искусства из Приангарья — вот одна из проблем, которую должен решить открывшийся в этом году на базе Сибирской академии права, экономики и управления (САПЭУ) институт культуры и искусств.

Сегодня одна из главных целей Светланы Домбровской — удержать людей искусства в Иркутске. Фото Евгения Козырева

Благие намерения

В институте пока три факультета: вокальный, хореографический и факультет социокультурной деятельности. На первом факультете можно изучать классическое или джазовое вокальное мастерство, на втором — классическую и современную хореографию; третий факультет требует отдельного разговора. «Все студенты музыкальных направлений изучают культуру речи, сольфеджио, гармонию, теорию музыки, обязательно фортепиано, — рассказывает Светлана Домбровская. — Кроме того, классические вокалисты изучают итальянский язык, поскольку все основные арии классических опер написаны как раз на нем, а джазовые вокалисты изучают английский».

Все обучение проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом, в котором определен строгий набор предметов и количество часов, необходимых для получения высшего образования по той или иной специальности. «Поэтому мы выстраиваем учебные программы в соответствии с ГОСТом, так как наши студенты получат государственные дипломы», — говорит директор. Пока вуз обладает только лицензией. Первая аккредитация пройдет через три года, когда закончат обучение те, кто пришел учиться после училища и поступил сразу на второй курс. Если институт пройдет эту процедуру с честью, то будет иметь право открывать магистратуру.

Уже на будущий год планируется открыть специальность «звукорежиссер». Также у руководства есть мысли об открытии эстрадных специальностей в сфере исполнительского мастерства: гитара, барабаны, саксофон, фортепиано. В перспективе — библиотечно-информационный факультет, факультет визуальных искусств: дизайн, фотография, документальное кино.

В контексте

В настоящее время в институте культуры учится 91 студент: 48 человек на очном отделении, 43 — на заочном. «И это на фоне жуткой демографической ямы, которая была в этом году, и практически полном отсутствии рекламы, — подчеркивает Светлана Домбровская, которая ныне является директором недавно появившегося вуза. — У нас есть прекрасные начальные и среднеспециальные учебные заведения: музыкальное, театральное и художественное училища, колледж культуры и так далее, но люди, которые хотят учиться дальше и повышать свой профессиональный уровень, вынуждены уезжать из города», — сетует она.

Самый важный, по мнению Светланы Домбровской, факультет — социокультурной деятельности. Пока он имеет только заочную форму обучения, и на нем уже учатся 24 студента. У них на выбор два направления: арт-менеджмент и управление в сфере культуры. Первые учатся руководству творческим процессом, продюсерской деятельности, менеджменту, в общем, приобретают комплекс знаний, чтобы уметь продавать произведение искусства. Специальность, которая будет записана у них в дипломе — менеджер социокультурной сферы. Из них, по идее, могут получиться галеристы, продюсеры музыкальных коллективов, театральных, художественных проектов и так далее.

Вторая специализация — управленцы: это будущие (или настоящие) директора учреждений культуры, руководители творческих коллективов. Так или иначе, на этом факультете учатся люди, которые уже имеют либо высшее образование, либо среднеспециальное. «Я считаю, что в культуре должны работать не марь-иванны, которые не знают, с какой стороны подойти к компьютеру, а молодые прогрессивные люди, которые живут в ногу со временем, знают, где найти информацию, как ее можно использовать, но при всем при этом они засыпают с томиком стихов», — поясняет Светлана Домбровская.

Материальные трудности

Однако описание иркутского института культуры звучит как песня ровно до тех пор, пока не вспоминаешь о том, что Сибирская академия права, экономики и управления, в структуру которой он входит, является полностью частным коммерческим вузом. Если учесть, что, например, на факультет социокультурной деятельности должны приходить люди не случайные, а те, кто уже так или иначе работает в культуре, то можно представить себе уровень их дохода и возможностей оплачивать из собственного кармана повышение квалификации. На это у Светланы Домбровской ответ есть.

«Я считаю, что переучить людей, которые много лет работают в сфере культуры и до сих пор получают не самые большие зарплаты, — это задача власти, — говорит она. — Думаю, что в целевых программах по культуре обязательно должно быть прописано повышение квалификации для работников культуры и заложены деньги, чтобы люди не тратили собственные средства. Тем более это не сумасшедшие деньги — ну что такое 19 тыс. рублей в год за заочное обучение? Сегодня у нас самая низкая плата за обучение среди коммерческих вузов. Для городского или областного бюджета это совсем не большие деньги — что мешает взять 15 человек в год и обучить их? При этом я считаю, что не нужно эти деньги отдавать институту — нужно давать деньги конкретному человеку, а он пускай выбирает, где ему учиться: в Улан-Удэ, Кемерово или Иркутске, но у него будет договорная обязанность вернуться на свое место работы».

В контексте

Ближайшие города, где можно получить высшее образование в управлении сферы культуры: Улан-Удэ и Кемерово. По словам Светланы Домбровской, лучшее образование подобного профиля дают в Санкт-Петербурге — в университете культуры и искусств.

Между тем вопрос переквалификации старых кадров и выращивания управленцев нового формата в ближайшее время будет приобретать все большую актуальность. Буквально на прошлой неделе, 27 октября, в Государственную думу РФ внесен проект нового закона «О культуре в Российской Федерации», который должен изменить отношение к этой сфере на всех уровнях. «В этом законе мы записываем правила и принципы деятельности всех органов власти, учреждений образования и культуры, всех культурных сообществ. Причем мы регулируем отношение между человеком и обществом, показывая, что человек имеет громадные права в культурной жизни, которые не реализованы по настоящее время», — сказал на презентации этого проекта один из его разработчиков, экс-председатель думского комитета по культуре, а ныне заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.

О необходимости такого базового закона говорят еще с 1992 года, когда был принят акт «Основы законодательства о культуре», регулирующий отношения учреждений культуры и их работников с государством. Понятно, что проект закона — это еще не сам закон, и до его принятия утечет еще очень много воды, но процесс запущен и рано или поздно вся культура будет жить по новым правилам.

«Уже очень скоро может случиться так, что в регионах нужно будет разрабатывать новые стратегии развития культуры на несколько лет вперед, — говорит Светлана Домбровская. — Кто будет их реализовывать — пока непонятно. Нужны новые кадры. Сегодня верстается серьезная программа развития культуры области, выделяются деньги, и хотелось бы все-таки, чтобы культурой руководили профессиональные люди. Идеальный вариант, чтобы у человека сердце болело за культуру, а голова была, как у современного менеджера, чтобы он понимал, что в борьбе за деньги самое важное — не разрушить то ценное, что уже есть. Я поняла, что между теми, кто занимается культурой на практике, и теми, кто формирует концепции в этой сфере, — огромная бездна. И я подумала, что если наш вуз хотя бы на какую-то толику улучшит общеобразовательный уровень людей, работающих в культуре, даст знания, как можно реализовать хорошие проекты, это, наверное, будет самое лучшее, что я вообще в своей жизни сделала».

Антон Кокин