Ложка дегтя в финансовом благополучии

Красивый отчет об исполнении бюджета Приангарья подпортила проверка КСП
Публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2012 год прошли в конце прошлой недели. В очередной раз чиновники напомнили, каким ударным во многих отношениях был прошлый год для Иркутской области.

Министр финансов Приангарья Наталия Бояринова отметила, что доходы региона составили 99,1 млрд рублей, расходы — 92,9 млрд, профицит — 6,2 млрд. По словам эксперта, тут свою роль сыграли сразу несколько факторов: «Рост собственных доходных источников в 2012 году составил 24%, за счет этого и удалось увеличить доходную часть. Что касается расходов, то нам удалось снизить почти на 3 млрд рублей кредиторскую задолженность муниципальных образований, в течение 2012 года была проведена реструктуризация бюджетных кредитов муниципалитетов. Объем средств областного бюджета, направленных на это, составил 1,7 млрд рублей, что позволило снизить задолженность по бюджетным кредитам на 93%», — пояснила министр, с гордостью заметив, что показатель темпов роста собственных доходов бюджета у Иркутской области — один из лучших в СФО и отличный даже по российским меркам: в среднем на 4,6% превышает показатель по стране.

Рост доходов региона был обеспечен в основном за счет налоговых поступлений — в общей сложности они составили 84,4 млрд рублей, треть из которых пришлись на поступления от налога на прибыль организаций и налога на доход физических лиц. Определяющее значение на формирование доходной части составило и вступление в консолидированную группу налогоплательщиков двух предприятий — Ангарская нефтехимическая компания и «Транснефть». При этом, подчеркнула Наталия Бояринова, льготы для предприятий нефтегазового сектора оказались весьма эффективны: «На один рубль налоговой льготы мы получили 2,2 рубля дохода».

Потрачены в избытке полученные средства на благо населения — бюджет-2012 признан социально ориентированным: от всех расходов 67%, или 61,8 млрд руб., было потрачено на социальную сферу, что на 13,9 млрд руб. больше, чем в 2011 году.

Большая часть этих данных уже озвучивалась на профильных комитетах, однако председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Сергей Курилов решил уточнить у министра финансов, откуда же в бюджете появился профицит в размере более 6 млрд. Наталия Бояринова пояснила, что появление дополнительных финансовых ресурсов связано с разовыми налоговыми платежами крупнейших налогоплательщиков, которые поступили в областной бюджет в ноябре, а также с неполным выполнением расходов. «Это не значит, что какие-то мероприятия мы не провели. Просто сложилась экономия во время проведения аукционов по ряду объектов: подрядчиков удалось привлечь по более выигрышным ценам, чем планировалось вначале», — пояснила министр.

Однако есть основания полагать, что после так удачно проведенных министерством строительства и дорожного хозяйства торгов само ведомство, возможно, придется привлечь к ответственности. По данным председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирины Морохоевой, у аудиторов вызывает серьезные сомнения достоверность финансовых сведений, которые предоставил минстрой. Более подробно эксперт не стала высказываться, однако и этого замечания хватило, чтобы понять, что разбирательства будут громкими.

Кроме министерства строительства и дорожного хозяйства, недовольство у КСП вызвало и другое ведомство — региональное министерство образования. Достоверность сведений тут под сомнение не ставилась, однако наличие крупной дебиторской задолженности — 282 млн рублей — говорит не в его пользу. «Что такое дебиторская задолженность? Это средства, которые были выданы авансом. И любая дебиторка нами расценивается как нецелевое использование бюджетных средств, — подчеркнула Ирина Морохоева. — Тем более такие крупные суммы. Задолженность формировалась в течение нескольких лет. Так, дебиторка 7,374 млн рублей возникла 27 октября 2010 года в связи с перечислением авансового платежа по государственному контракту от 21 августа 2010 года на поставку 23 школьных автобусов. Поставка автобусов к оговоренному сроку не была осуществлена, собственно, их нет до сих пор. Министерство образования обратилось в арбитражный суд по поводу этого контракта, но сейчас нам не известно, в каком состоянии находится дело. Поэтому мы предупреждаем: не надо перечислять каким-то структурам авансы и допускать того, чтобы в течение вот уже трех лет они пользовались государственными деньгами».

Нарушения были выявлены также и у других министерств — в частности, сельского хозяйства и физической культуры, спорта и молодежной политики, но они касаются больше оформления документов. А вот минздрав и министерство социальной политики, опеки и попечительства отличились высоким уровнем составления бюджетной отчетности.

Ирина Морохоева в своем докладе также озвучила проблему, с которой столкнулись специалисты контрольно-счетной палаты: отсутствие контроля исполнения местных бюджетов. По ее словам, этим должны заниматься контрольно-счетные органы муниципальных образований, однако их нет в 183 поселениях (около 42% от всех поселений региона). «Если в муниципалитете не созданы КСО, то местные власти могут обратиться в КСП области. В 2012 году из 183 поселений за помощью к областным аудиторам обратились только власти Вихоревского, Шелеховского и Култукского поселений, остальные 180 остаются бесконтрольными», — завершила свой доклад Ирина Морохоева.

Екатерина Головина