Лось прямо по курсу!

Поиграем в игру: назовите всех участников дорожного движения, которых вы знаете! На ум первым делом приходят водители и пешеходы. Разматывая логическую цепочку, классифицируем водителей транспортных средств на автомобилистов, мотоциклистов и велосипедистов. Добавляем пассажиров — хоть и пассивно, а в дорожном движении они участвуют. Кажется, все. Проверяем себя по ПДД: все верно. А теперь, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: когда на трассе перед вашим лобовым стеклом внезапно вырастает, например, лось, будет он считаться участником дорожного движения или нет?

При столкновении с коровой, конем, оленем, лосем, овцой, козой или даже собакой последствия для водителя и его автомобиля не проходят незамеченными.

Задумались? Скорее всего, если в вашей жизни была подобная ситуация, то думать вам было некогда: при столкновении с коровой, конем, оленем, лосем, овцой, козой или даже собакой последствия для водителя и его автомобиля не проходят незамеченными. Разница только в размере урона: собака разобьет бампер, а домашний скот превратит машину в железное месиво. Подумайте сами: средний вес коровы составляет 350 кг, лошади — от 400 до 600 кг, лося — 600-700 кг. Если при лобовом столкновении такая туша вдруг «заходит» к вам через лобовое стекло, да еще на приличной скорости, в ДТП чаще всего есть погибшие — и речь не только о животном. Не говоря уже о том, что авто при этом — всмятку. Считается ли копытное полноправным участником дорожного движения в этом случае или нет, уже не важно.

Идею этого материала подбросила сама жизнь: знакомый гнал автомобиль из Москвы и на одной из дорог Урала встретился с лосем. По его рассказам, уже вечером свет фар внезапно выхватил пять сохатых, стоящих по разным сторонам дороги. Скорость была маленькая, но животные слишком уж близко, поэтому остановиться водитель не смог. А лоси, видимо, испугавшись света, побежали все в одну сторону — за вожаком ли, за самкой. В итоге одного из них водитель зацепил углом. У машины пострадала фара, крыло, бампер, капот, а также неудачно пробитым оказался радиатор. Лось, которого машина таранула в заднюю часть крупа, остался невредим и, не теряя скорости, поскакал в лес за своими собратьями.

Знакомому повезло: машина была на ходу, и он смог доехать до ближайшего города, где и встал на ремонт. Было потрачено время, деньги и нервы. Но, пока несколько дней автомобиль приводили в порядок, местные жители многократно его успокаивали: мол, ты еще легко отделался. Обычно после встречи с лосем — кстати, как оказалось, они водятся на всем протяжении трассы от Екатеринбурга до Новосибирска — машины восстановлению не подлежали. А с некоторых водителей, которые сбивали животных, еще и штраф взимали — за причиненный вред живой природе.

После этого вспомнились десятки случаев, которые встречались лично мне. Ни одного сбитого лося на дорогах видеть не приходилось, а вот сбитые коровы и кони вместе с разбитыми в хлам машинами попадаются по несколько раз за год. В основном — по дороге из Иркутска на МРС и на трассе, ведущей из Култука в Аршан. Животное — существо непредсказуемое, и потому от такого ДТП не застрахован никто.

Так что делать, если не повезло и сбил домашнее или дикое животное?

В первую очередь — радоваться, что остался жив. А дальше вызвать сотрудников ГАИ. В таких случаях они чаще всего не заводят дело об административном правонарушении из-за отсутствия состава преступления. Но если у владельца есть КАСКО, то дадут подтверждающие документы для страховой компании. Если же КАСКО нет, то рассчитывать на ОСАГО нет смысла — у коня или лошади ведь страховки точно нет. В этом случае надо понять, в какой зоне вы сбили животное: если в зоне действия знака «Дикие животные!» или «Перегон скота» (олень или корова в красном треугольнике соответственно), то виноватым будет считаться водитель — он ведь был предупрежден. И в этом случае с него могут взыскать штраф. Об этом говорится в статье 1079 Гражданского кодекса, а также в приказе Министерства природных ресурсов и экологии №948 от 8 декабря 2011. Так, штраф за сбитого лося установлен в размере 40 тыс. рублей, благородного оленя — 35 тыс., медведя — 30 тыс., рыси и косули — 20 тыс. Самым дорогим в этом списке является «гибрид зубра с бизоном или домашним скотом» — сразу 90 тысяч, а снежный баран обойдется в 50 тысяч рублей. Не накладно для кошелька сбивать только волков и лисиц — штраф за них всего 100 рублей. Но есть один нюанс: эти цены указаны за самцов животных. Штраф за сбитую самку считается исходя из этой цены и предполагаемого приплода, который она могла принести. В российской судебной практике был случай, когда за сбитую четырехгодовалую самку лося был выписан штраф 175 тысяч — суд города Липецка посчитал, что она могла принести еще 35 (!) детенышей. За домашнее животное, сбитое в действии знака, тоже придется заплатить его владельцу примерную рыночную стоимость. Но все это — только после длительных судебных разбирательств.

В случае если животина была сбита в чистом поле, где никаких предупреждающих знаков не висело, надо попросить сотрудников ГАИ зафиксировать этот факт — на случай, если у владельца коровы или коня потом появятся претензии. Также сотрудники должны зафиксировать, что водитель ехал, не нарушая правил дорожного движения — в частности записать протяженность тормозного пути, по которому потом можно будет высчитать скорость (или отсутствие следов торможения, что также говорит о невысокой скорости езды). Вообще-то, автомобилист, попавший в ДТП с внезапно и не в положенном месте выбежавшим на дорогу домашним скотом, сам может подать в суд на владельца животного. Такая судебная практика есть, но надо приготовиться, что борьба будет долгой. А вот за кабана, лося, косулю или любое другое дикое животное никто ответственности не несет: тут, если сбил, то просто не повезло.

В идеале встреч с животными на дороге надо избегать, а для этого — следить за скоростью, уверен генеральный директор Иркутского центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов.

В контексте

ИЗБЕЖАТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ И ПРОБЛЕМ
В идеале встреч с животными на дороге надо избегать, а для этого — следить за скоростью, уверен генеральный директор Иркутского центра высшего водительского мастерства Сергей Степанов.
— Скорость — это основной регулятор безопасности на дороге. Есть понятие «тоннельное зрение» — на скорости 60-70 км/ч мы видим вокруг себя на 180 градусов. Если скорость 90-100 км/ч и выше, угол нашего зрения существенно сужается, водитель смотрит только на трассу, а близлежащие окрестности — обочины, поля, леса — он не замечает. Именно поэтому чаще всего животных сбивают те, кто превысил скоростной режим.
У нас в регионе среди домашних животных наибольшую опасность представляют кони. Коровы довольно флегматичные и медленные, они редко совершают резкие движения, которые водитель не может предвидеть. А лошадь очень пугливое животное, она может выскочить внезапно, причем на большой скорости. В этом же заключается опасность и при встрече с дикими животными.
Как оценить расстояние до животного после того, как его заметил? Тормозной путь автомобиля — это время торможения от момента нажатия на тормоз до полной остановки. А есть понятие остановочный путь — это тормозной путь плюс время реакции водителя. В среднем водитель реагирует в течение одной секунды. При скорости 90 км/ч за секунду автомобиль проезжает 25 метров. И еще, после того как водитель увидел животное, ему нужно подумать, что он будет делать: тормозить или объезжать, а это еще несколько секунд. При условии, что у вас идеальное сцепление с дорогой — сухой асфальт, тормозной путь составит порядка 40 метров. То есть в идеале, чтобы остановиться в этой ситуации, потребуется порядка 100-150 метров.
Я не рекомендую увеличивать скорость, когда понятно, что ДТП с животным не избежать. Надо стараться тормозить до последнего. Или, если позволяет дорожная обстановка, попробовать маневрировать и уйти от столкновения на встречную полосу или на обочину. Маневр всегда предпочтительнее, чем остановка с негарантированным исходом, но он должен быть обдуманным: зимой на скользкой дороге или летом на мокрой маневр может привести к заносу, вращению и даже к опрокидыванию автомобиля. Универсальных советов тут нет. Лучше соблюдать скорость и иметь возможность остановиться и переждать, пока животное покинет трассу.