Ломать — не строить

Институт повышения квалификации работников образования Иркутской области доживает последние дни
До конца апреля один из столпов системы образования Иркутской области — институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) — перестанет существовать. Институт с 85-летней историей решением регионального правительства должен быть присоединен к вновь созданной структуре — Институту развития образования (ИРО). Сотрудники ИПКРО все еще надеются на то, что реорганизации в предлагающемся виде не произойдет. Но позиция министерства образования однозначна: двух институтов с дублирующими друг друга функциями в регионе больше не будет, на конкурентном поле системы дополнительного образования останется тот, кто за последние годы показал большую эффективность работы. Чем грозит такая оптимизация и не выплеснут ли вместе с водой ребенка? АН попытался разобраться в конфликтной ситуации.

Кто кого научит?

Научные школы и традиции, которые создавались в Институте повышения квалификации работников образования (ИПКРО) на протяжении 85 лет, сегодня рушатся, как карточный домик. За последние полгода из института уволилась почти треть сотрудников. «В октябре коллектив состоял из 190 человек, сейчас осталось 130 работников. Из института уходят сотрудники высокой квалификации. Так, осенью было 15 докторов наук, сейчас их всего 6, а из 7 профессоров остались только двое, — неутешительную статистику приводит заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ИПКРО Любовь Чистякова. — Из 50 кандидатов наук продолжают работать лишь 35, из 25 доцентов — 18. Эти данные на 1 марта, сейчас ситуация еще сложнее».

Причиной такого кризиса кадров в Институте однозначно называют проводимое министерством образования региона реформирование системы дополнительного профессионального образования педагогов. Согласно распоряжению правительства Иркутской области от 31 декабря прошлого года, ИПКРО будет присоединен к созданному не так давно Институту развития образования (ИРО) Иркутской области.

Данная структура относительно нова для региона. Статус «института» был присвоен организации всего пять лет назад, до этого она лишь обеспечивала учебными и наглядными пособиями образовательные учреждения области. Но и сегодня в уставе ИРО (находится в открытом доступе) все также значительно больше сопутствующих образовательному процессу задач: оценка качества образования; обеспечение проведения ЕГЭ; обеспечение организации и проведения выставок, ярмарок педагогических достижений, конкурсов профессионального мастерства и т.д.

«Неведение» во всем процессе вокруг ИПКРО — одно из ключевых слов, говорят сотрудники. Коллектив института задает вопросы министерству, требует разъяснений, но не получает конкретных ответов.

И лишь одна строчка — «организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, не занятого населения и безработных специалистов» — косвенно указывает на то, что важнейшая функция — повышение квалификации педагогов Иркутской области — передается в ведение тех, кто хотя бы понимает, о чем идет речь.

Но и этот пункт все же не отвечает на главный вопрос — почему оптимизация, которая действительно нужна системе образования, была проведена именно в таком виде? Почему старейший и единственный институт дополнительного профессионального образования в Иркутской области ИПКРО решили подчинить новому ИРО, а не наоборот?

Закулисье оптимизаций

Многочисленные вопросы к учредителю — Министерству образования Иркутской области — скопились и у работников ИПКРО. Инициативная группа сотрудников института подчеркивает, что всю информацию о ходе реорганизации до коллектива ИПКРО доводят постфактум. «С самого начала все было сделано так, чтобы мы не принимали участия в этой процедуре. Несмотря на то что решение о реорганизации в таком виде было принято еще 31 декабря, нас просто оставляли в неведении до 19 января», — говорит заведующая кафедрой этнорегионального образования ИПКРО Екатерина Ангархаева.

Собственно, «неведение» во всем этом процессе вокруг ИПКРО — одно из ключевых слов, говорят сотрудники. Коллектив института задает вопросы министерству, требует разъяснений, но не получает конкретных ответов. «На каком основании идет реорганизация? Почему вдруг исчезла потребность в учреждении дополнительного образования? Нам никто никаких замечаний не делал, институт проходил все положенные процедуры, никаких претензий официально не было», — приводит только часть из них доцент кафедры теории и методики воспитательной работы ИПКРО Наталья Самойличенко.

Институт повышения квалификации в руках министра — это главный помощник. Но когда взаимодействие не приводит к решению ни одной поставленной задачи, мы должны принимать меры.

Сотрудники института соглашаются, что оптимизировать региональную систему ДПО надо было, но сохраняя принцип разумности. «Наша ситуация — это, словно присоединение Иркутской области к Усть-Ордынскому бурятскому округу с полным сохранением функций меньшего субъекта, — полный абсурд, — приводит пример Екатерина Ангархаева, поднимая и такой важный вопрос как сокращение штата. — В заключении согласительной комиссии записано, что никаких последствий для трудового коллектива от слияния не будет. Причем новое количество штатных единиц уже определено — 230 человек. Сейчас у нас 130 сотрудников, у них — 170. То есть сокращения все же не избежать. Возникает вопрос: у нас сколько людей должно уйти? У них сколько? Почему об этом не говорится?»

Закон не писан?

«Четкого понимания, что будет, как министерство представляет себе развитие системы дополнительного образования, не было ни на момент принятия решения, ни сейчас, — комментирует АН ситуацию председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. — И сегодня мы слышим один аргумент: учредитель в лице Министерства образования Иркутской области так решил. Возникает вопрос, разве учредитель, как орган государственной власти в сфере образования, не обязан руководствоваться федеральным законом?»

Ссылается на законодательство в данном случае Валентина Федосеева не случайно: областной профсоюз работников образования поддержал позицию ИПКРО, что реорганизация в данном виде нарушает целый ряд статей ФЗ «Об образовании». Самое главное — законом четко прописано, говорят в профкоме, что организация, обеспечивающая обслуживание образования, которой, судя по уставу, является ИРО, не может присоединять образовательное учреждение, то есть ИПКРО. По требованиям ФЗ все должно происходить с точностью до наоборот.

Подробное разъяснение позиции (с просьбой «о встрече по данному вопросу») было отправлено министру Елене Осиповой еще 18 февраля. В полученном ответе Министерство четко обозначает, что в новой структуре предполагается 26 человек профессорско-преподавательского состава (или 11% основных работников в общем числе работников в 230 единиц), учебно-вспомогательного и административного персонала 199 единиц или 86% и пять человек управленческого аппарата. «26 человек ППС не смогут даже обеспечить повышение квалификации учителей по всем предметам в школе, работников дошкольного образования. А есть еще психологи, социальные педагоги, заместители руководителей, руководители образовательных учреждений и так далее, — говорит Любовь Чистякова, добавляя статистику и другим примером, — В области, по данным публичного доклада министерства образования, около 46 тысяч педагогов. Каждый педагог один раз в три года имеет право повысить свою квалификацию за счет средств регионального бюджета в государственных образовательных организациях, организация которых возложена на субъект федерации (ст. 8 ФЗ-273). Для повышения квалификации 15 300 педагогов необходимо от 85 до 110 единиц ППС. Сравните это с цифрой 26. Право работников на повышение квалификации обеспечено не будет».

Сейчас сотрудники ИПКРО с нетерпением ждут ответа областной прокуратуры, жалоба в которую также была направлена. Но надежды уже минимальны. В институте, входившем в десятку лучших учреждений ДПО по России и имеющем федеральную лицензию по аспирантуре (всего в стране таких четыре и получить новую ИРО будет крайне сложно), уже измеряют учебные аудитории и переписывают оборудование.

«Кризис внутри института повышения квалификации слишком затянулся»

Реорганизация двух институтов действительно подходит к своему завершению, подтвердили АН в региональном министерстве образования. 13-14 апреля в министерство имущественных отношений направится акт приема-передачи имущества двух институтов. 20-23 апреля должно быть получено свидетельство из налоговой инспекции о завершении реорганизации, что и станет фактически точкой в деятельности ИПКРО.

Министр образования Иркутской области Елена Осипова поясняет: двух институтов с дублирующими друг друга функциями в регионе больше не будет, на конкурентном поле системы дополнительного образования останется тот, кто за последние годы показал большую эффективность работы. «К сожалению, кризис внутри института повышения квалификации слишком затянулся. Да, были периоды очень успешной работы ИПКРО, он был лучшим и единственным. Но с 2011 года в нем происходят непрекращающиеся судебные разбирательства, внутренние дрязги. За эти годы вырос второй институт, который оказался в современных условиях более эффективным», — подчеркнула она в разговоре с АН.

Эффективным, в понимании министра, значит практико-ориентированным, оперативным в исполнении поставленных задач, предоставляющим лучшее качество образовательных услуг. «ИРО в первый же год становления получил сертификат системы менеджмента качества, это управленческая система, во главу угла которой ставится удовлетворенность требований потребителей. Все курсы, все проекты, которые реализует ИРО, начинаются и завершаются с опроса потребителей. Поэтому вся аналитика здесь есть. ИПКРО эту сферу системно практически не исследует — небольшая анкета по окончании курса повышения квалификации, но это же должен быть единообразный и выверенный по критериям срез», — приводит один из примеров Елена Осипова.

Существуют вопросы у учредителя и к прозрачности внебюджетной деятельности ИПКРО. Акты проверок, жалобы образовательных учреждений с мест, подтверждают нарушения в этой сфере. При этом тот аргумент, что профессорско-преподавательский состав в институте повышения квалификации на порядок выше ИРО, также не имеет в глазах министерства должных оснований. Большая часть остепененных сотрудников, которым так гордится ИПКРО, — внешние совместители. Они будут работать, в случае приглашения, и в новой структуре. «Мы, как никто, заинтересованы в сохранении научной методологии. Но методологии современной», — подчеркивают в минобре.

Но самое главное — слишком много претензий у министерства накопилось к качеству выполнения основных задач института. «На форуме образования мы неоднократно слышим, что недостаточен уровень квалификации у действующих педагогов по предметным областям. Это сфера деятельности непосредственно ИПКРО. Образовательные учреждения северных районов стали обращаться по ДПО к Красноярскому краю и другим регионам. Федеральные государственные образовательные стандарты — ключевая стержневая идея, которая давала возможность ИПКРО перестроить всю свою деятельность по-новому. К сожалению, ожидаемых результатов мы не получили. Жизнь меняется, дети меняются, требования к качеству образования другие», — говорит Елена Осипова, добавляя, что это непопулярное решение назревало давно и приступили к нему только спустя несколько лет управления институтом практически в ручном режиме. — Мы пытались организовывать, помогать, ставить оперативные задачи. Но так не должно быть. Инициатива должна идти от коллектива института. Институт повышения квалификации в руках министра — это главный помощник. Но когда взаимодействие не приводит к решению ни одной поставленной задачи, мы должны принимать меры».

В министерстве уверены, что этот вынужденный шаг не скажется негативным образом на системе повышения квалификации педагогов области. А даже, напротив, вдохнет в него новую жизнь. Точнее свежие знания. Один из этажей старого здания ИПКРО, например, хотят переоборудовать под полигон современных технологий, с наполнением аудиторий лучшей техникой и оборудованием, чтобы педагоги не только могли догнать своих учеников по техническим знаниям, но и перегнать их.

Хотелось бы, чтобы так и случилось на самом деле, и такая болезненная оптимизация для всех сторон процесса не вылилась в очередную бессмысленную смену вывески.

справка ан:

При реорганизации Института развития образования с присоединением ИПКРО, по финансово-экономическим расчетам министерства, сокращению подлежит в двух институтах 145 ставок. Из них 115 на сегодня вакантны. 7 штатных единиц будут переданы в центр развития дополнительного образования детей Иркутской области. Оставшимся 23 сотрудникам будут предложены вакантные должности в других образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования области. Контингент слушателей в реорганизованной образовательной организации не сократится и составит более 7,5 тыс. работников образования. Ожидаемая годовая экономия средств — 19 млн рублей. Основная экономия произойдет за счет сокращения пяти из десяти сегодняшних ставок административно-управленческого аппарата двух институтов. Из 134 педагогов планируется сохранить 121 человека. При этом штатное расписание, структура и устав объединенного института сейчас еще формируются и будут представлены после 20 апреля. Решение о кандидатуре ректора еще не принято. «Вопрос поиска ректора, современного, методологически подготовленного, с ученой степенью, способного поставить работу на новый востребованный уровень — вот это сейчас для нас основная управленческая задача. И я нисколько не отрицаю ее и не ухожу от ее решения», — говорит Елена Осипова.