Лизинг-ликбез

Сегодня слово «лизинг» знакомо даже школьнику. Вряд ли он в полной мере понимает, что это такое, но в двух словах объяснить, «что это такой финансовый механизм», скорее всего, сможет. К сожалению, по оценке экспертов этого рынка, многие взрослые люди, предприниматели и бизнесмены, имеют ровно такое же смутное представление о лизинге: слово знакомо, а суть не ясна. Однако выгода от использования лизинговых схем настолько очевидна, что точно стоит потратить время и разобраться в этом вопросе.

По словам Владимира Семенникова, Оптимизация налогов при лизинге позволяет экономить значительные средства, которые не выводятся из оборота, а продолжают работать. Фото Евгения Козырева

Слабое развитие

«Сегодня в Европе порядка 60% всего транспорта покупается в лизинг, в России этот показатель находится на уровне 5-6 % — в 10 раз меньше. Эти цифры характеризуют развитие сегмента рынка в нашей стране: как финансовый инструмент, лизинг в России еще не развит», — констатирует Владимир Семенников, заместитель регионального директора операционного офиса «Иркутский» Сибирского филиала Промсвязьбанка. Однако, отмечает эксперт, темпы роста лизинговых сделок с каждым годом растут, механизм становится все более популярным.

Первыми лизинг опробовали крупные компании, которые сумели разобраться в особенностях его применения. Малый и средний бизнес чаще использует банковское кредитование как более привычный и понятный инструмент: взял деньги — отдал с процентами. Для того чтобы увидеть все преимущества, в том числе и нефинансовые, нужно разобраться с особенностями лизинговой сделки.

Суть схемы проста. Компания-лизингодатель покупает нечто — оборудование, автомобили, спецтехнику, коммерческие помещения, подвижной состав, самолеты или пароходы — и затем сдает предмет покупки лизингополучателю в аренду. На определенный срок, на прописанных в договоре условиях, за оговоренную плату. После того, как клиент выплатит все средства за предмет покупки, этот предмет станет его собственностью. Никаких сложностей, зато преимуществ — масса.

Невидимые преимущества

Для упрощения лизинг часто называют финансовой арендой, что частично отражает суть сделки. Однако разница в том, что, покупая машину или оборудование в лизинг, мы частями платим за свою же будущую собственность. Эта схема эффективна как для крупного бизнеса (не зря же авиакомпании покупают в лизинг самолеты), так и для небольших предприятий. Чаще всего на старте они не обладают собственными средствами и не имеют положительной кредитной истории, чтобы добиться невысоких процентных ставок по кредиту. А с помощью лизинга предприятие может получить необходимое для работы имущество и начать им пользоваться, не отвлекая оборотные средства.

Считается, что общая величина расходов по лизингу, как правило, выше, чем при получении кредита. На самом деле при оформлении лизинговой сделки есть масса вариантов, как снизить общие расходы.

Сейчас партнерами лизинговых компаний активно становятся и государственные предприятия. Это произошло в связи с изменением законодательства в 2009 году: если ранее пользоваться лизингом могли только предприятия для коммерческих целей, то теперь он стал доступен госкомпаниям и частным лицам.

Очень важно, что имущество, приобретенное в лизинг, чаще всего ставится на баланс лизинговой компании. И наибольшую ответственность за него несет именно она, а не покупатель-лизингополучатель. В итоге предприятие пользуется купленным имуществом и при этом оптимизирует налог на прибыль за счет возможности ускоренной амортизации предмета лизинга и отнесения в полном объеме лизинговых платежей на себестоимость. Кроме того, можно экономить по налогу на имущество за счет ускоренной в три раза амортизации. Так как налог на имущество прямо пропорционален сроку амортизации, то сумма налога на имущество при лизинге уменьшается в три раза. Если речь идет о финансовом лизинге, то имущество по завершению срока договора и выплаты всех платежей предприятие забирает себе фактически по нулевой стоимости — за счет этого происходит еще и оптимизация налога на имущество. Также при лизинговой сделке есть возможность либо экономии, либо налогового планирования по налогу на добавленную стоимость. НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, будет поставлен в бюджет к возмещению. Так как он будет гораздо больше, нежели НДС при прямой покупке, разница этих сумм и составит выгоду предприятия-лизингополучателя.

«Оптимизация налогов при лизинге позволяет экономить значительные средства, которые не выводятся из оборота, а продолжают работать. Это позволяет предприятию получать дополнительную прибыль и формировать денежный поток, необходимый для погашения лизинговых платежей», — объясняет Владимир Семенников.

Регион на фоне страны

Финансовые итоги прошлого года российский рынок лизинга еще не подвел. Однако прошлый год нельзя назвать для лизинговых компаний удачным: по итогам девяти месяцев 2013 года объем бизнеса составил 940 млрд рублей, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. На этом фоне лизинговые компании, действующие в Иркутской области, в прошлом году показали себя как процветающие. В регионе работает около 30 компаний — это как специализированные структуры, так и выделенные лизинговые отделы при банках. При этом для клиента есть разница, куда обращаться. Лизинговые компании, аффилированные к банкам и финансово-промышленным группам, чаще всего имеют больше шансов заинтересовать клиента не только объемом и ценой лизинга, но и сопутствующими услугами по финансированию деятельности или по гарантийному обслуживанию предмета лизинга. То есть при появлении у клиента дополнительных потребностей может сработать эффект «одного окна».

Темпы роста объемов лизинговых сделок заметны на рынке Иркутской области: все опрошенные компании отметили, что в 2013 году их портфель вырос. Солидные темпы роста объясняются двумя причинами. Первая выглядит так: практически все игроки в Приангарье — официальные представительства крупных федеральных структур, то есть они работают «под прикрытием» известного имени, проверенной репутации и масштабного финансирования. Вторая причина более прозаична: регион наконец-то «распробовал» привлекательный вкус лизинговых сделок. Так, в региональном отделении Промсвязьбанка сообщили, что за прошлый год было установлено лимитов по лизингу в два раза больше, чем за 2012, при этом финансовый объем составил более 250 млн рублей.

По оценкам экспертов, компании действительно стали чаще использовать этот механизм. Чаще всего в лизинг берут специализированную технику, грузовые и легковые машины. Далее самые популярные позиции расходятся в зависимости от интереса лизингодателей. Так, в иркутском отделении Промсвязьбанка, например, в ТОП-5 наравне с перечисленными входят подвижные составы и оборудование. В числе основных клиентов компаний — строительные организации, дорожные службы, транспортные предприятия, представители нефтяной и лесной отраслей.

Сейчас партнерами лизинговых компаний активно становятся и государственные предприятия. Это произошло в связи с изменением законодательства в 2009 году: если ранее пользоваться лизингом могли только предприятия для коммерческих целей, то теперь он стал доступен госкомпаниям и частным лицам. Поскольку госучреждения довольно инертны, пользоваться открывшимися возможностями они стали относительно недавно. Но это, по словам Владимира Семенникова, уже положительно сказалось на рынке: «Изменение законодательства повлияло на доступность лизинга для новых сегментов, а значит и повлияло на активность рынка лизинга в России, которая будет обеспечивать рост лизингового портфеля у компаний, — уверен он. — Лизинг для государственных предприятий и учреждений — бурно развивающаяся тема. Она имеет свои особенности, прежде всего это тендерное участие, серьезная подготовка к торгам. Мы активно участвуем во всех таких начинаниях. Первый опыт уже накоплен, 20% наших сделок — это тендерные поставки для предприятий с государственным участием (в том числе и для МУПов). На 2014 год наш прогноз, что доля сделок для этого сегмента вырастет до 40-45%».

В контексте

ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Существует три вида лизинга: оперативный, финансовый и возвратный.
Финансовый лизинг (финансовая аренда) — вид инвестиционной деятельности, при котором лизинговая компания приобретает у третьей стороны (поставщика) предмет лизинга и затем сдает лизингополучателю с последующим переходом права собственности лизингополучателю по остаточной стоимости, приближенной к нулевой. Самая простая и распространенная форма лизинга, которая чаще всего применяется на рынке Иркутской области.
Возвратный лизинг — сделка, при которой поставщик (продавец) одновременно выступает и в качестве лизингополучателя. Нагляднее рассказать о сделке можно на следующем примере. В собственности компании есть актив (автотранспорт, оборудование или недвижимость). Лизинговая компания выкупает этот актив и затем сдает его в лизингополучателю. Чаще всего этот вид лизинга используется как альтернатива оборотному кредитованию.
Оперативный лизинг — форма лизинга, заключаемого на короткий срок, меньший, чем амортизационный период. По окончании договора лизинга предмет лизинга возвращается лизинговой компании, а не выкупается лизингополучателем. Оперативный лизинг по своей сути является аналогом аренды имущества