Лицо Иркутска — в памятниках

В то время как специалисты спорят о признаках уникальности Иркутска в попытках сформировать его бренд и правильное позиционирование, город живет своей жизнью и стремительно развивается. Особенно заметным этот процесс стал в последние годы, и радует, что он не застопорился после празднования юбилея города, как это часто случается. В Иркутске не только активно ведется строительство нового жилья и коммерческих зданий, но и развивается городская среда, лицом которой — особенно для туристов — являются памятники. SR сделал подборку городских монументов, установленных в последние годы и имеющих непосредственное отношение к столице Восточной Сибири.

Памятник, расположившийся на площади у иркутского цирка, одновременно изображает самого кинорежиссера и сцену из ставшего классикой фильма «Кавказская пленница».

Малые скульптурные формы, безусловно, делают привлекательной городскую среду, оживляя и облагораживая ее. Это один из относительно недорогих способов создать новую достопримечательность, которая с огромной долей вероятности приглянется не только туристам, но и местным жителям. При этом даже если скульптура никак не связана с историей населенного пункта, в котором она находится, она все равно, скорее всего, будет пользоваться популярностью. Сегодня по этому пути идут многие российские города, чьи власти начали задумываться о привлекательности городской среды. Не отстает в этом отношении и Иркутск, на улицах которого появились монументы вроде памятника туристу, виолончели или юноше с цветами, ожидающему свою возлюбленную у кинотеатра. Однако в этом материале собраны монументы, имеющие непосредственное отношение к истории столицы Приангарья и ее знаменитым уроженцам.

Юбилейное наследие

Процесс обновления городских скверов и парков обострился с приближением 350-летнего юбилея Иркутска, шумно отмечавшегося в 2011 году. Что неудивительно и вполне может быть сравнимо с одеванием лучшего костюма по случаю какого-нибудь торжества. За юбилейный год в городе при содействии городских властей и поддержке инвесторов были установлены десятки малых архитектурных и скульптурных сооружений, которые до сих пор украшают улицы и скверы.

Из имеющих непосредственное отношение к истории Иркутска, и по совместительству являющегося самым крупным, стоит выделить монумент Первопроходцам Сибири, торжественно открытый в день празднования 350-летнего юбилея города 14 сентября. Пятиметровая скульптура на высоком постаменте, олицетворяющая собой собирательный образ русского человека, заняла центральное место на Нижней набережной. Именно на этом месте, согласно историческим свидетельствам, в 1661 году отрядом землепроходцев во главе с боярским сыном Яковом Похабовым был заложен острог будущего Иркутска. К слову, памятник первоначально должен был быть посвящен конкретно Похабову, но после замечаний общественных деятелей по поводу неточностей некоторых исторических деталей (предметов одежды и оружия) приобрел более общее название — постамент украшает надпись «Основателям Иркутска от горожан». Автором монумента стал скульптор Михаил Переяславец, создавший еще несколько скульптурных композиций Иркутска.

Еще одной скульптурной композицией, воплощающей собирательный образ и установленной во время празднования юбилея Иркутска, стал монумент, посвященный женам декабристов. Словосочетание, приобретшее нарицательное значение, имеет исторические корни, непосредственно связанные с Иркутском, ведь именно сюда были сосланы некоторые участники декабристского восстания 1825 года, а за ними отправились их жены. Трехметровый монумент, прообразом которого послужила Мария Волконская, был открыт в сквере имени ее супруга, декабриста Сергея Волконского, чья усадьба находится по соседству.

Мэр Иркутска Виктор Кондрашов, выступая на открытии памятника 12 сентября 2011 года, назвал его символом любви, верности, супружеского долга и преданности. Автором проекта стал тот же творческий коллектив из скульптора Михаила Переяславца и архитектора Юрия Волчка, который работал над созданием монумента Основателям Иркутска. Стоимость скульптуры, установленной на частные средства, составила 17 млн рублей.

Герб в объеме

Главным символом Иркутска, без сомнения, является бабр, изображенный на гербе города с соболем в зубах. Этот зверь, на самом деле являющийся тигром (несколько веков назад в Сибири для обозначения этого животного использовалось персидское слово «бабр»), в результате реформы геральдики в XIX веке попал в курьезную ситуацию и в результате приобрел уникальные черты. Из-за орфографической ошибки случился казус: иркутский бабр был переименован в бобра. В сборнике «Гербы губерний и областей Российской империи» герб описывался так: «В серебряном щите черный бегущий бобр с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя». Художники из-за допущенной в тексте ошибки были вынуждены пририсовать тигру большой бобровый хвост и перепончатые лапы — таким он и остался по сей день.

В феврале 2011 года городская дума Иркутска приняла решение установить скульптуру в честь иркутского бабра. Первоначально геральдический символ Иркутска в бронзе предполагалось установить на съезде с Глазковского моста, на месте монументальной композиции «Кировский район Иркутска» (угол улиц Степана Разина и Чкалова). Однако впоследствии для установки монумента была предложена стрелка 130-го квартала в створе улиц 3 июля, Ленина и Седова. Установка памятника, автором которой явился творческий коллектив во главе с иркутским скульптором Натальей Бакут, встретила сопротивление общественности. Дело в том, что исторически на этом месте располагалось Лютеранское кладбище, где находятся захоронения первого губернатора Иркутской губернии К.Л. фон Фрауендорфа, коменданта города И.А. фон Линемана и других иркутян. Противники установки скульптуры указывали властям и на то, что фигура мифического животного располагается своей задней частью к Крестовоздвиженской церкви, что может служить оскорблением чувств верующих. Однако скульптура все же была установлена 4 октября 2012, и сегодня, кажется, не вызывает никаких возражений горожан и, тем более, туристов, которые вообще не курсе трений и охотно фотографируются с необычным монументом. Бронзовая фигура имеет высоту 3,65 метра и ширину 4 метра.

Бронзовый губернатор

А 26 сентября 2012 года в небольшом сквере на пересечении улиц Сухэ-Батора и Горького был установлен памятник первому всенародно избранному губернатору Иркутской области Юрию Ножикову, который руководил регионом с 1991 по 1997 год. О необходимости установки памятника Юрию Ножикову, скончавшемуся в 2010 году, заговорили сразу же после его смерти. Возражений не было ни у городских, ни у региональных властей, поскольку фигура первого «народного» губернатора до сих пор остается негласным символом региональной политики в ее идеальном воплощении.

Творческий конкурс на создание памятника выиграл авторский коллектив скульпторов Игоря Яворского (Москва) и Евгения Ставского (Иркутск). Последний признался на церемонии открытия, что в общей сложности с момента объявления конкурса работа над скульптурой заняла чуть больше года.

На создание монумента, который был изготовлен на литейном заводе подмосковного Жуковского, из бюджета Иркутска было выделено 5,5 миллионов рублей. Еще около трех миллионов затратили на благоустройство сквера. Сама скульптура изображает губернатора в последние годы его жизни: Юрий Ножиков стоит в расслабленной позе, слегка выставив одну ногу вперед и сложив руки за спиной. Без галстука и пиджака (известно, что губернатор не очень любил официальную форму одежды) — в рубашке поло и легкой куртке, он будто остановился на мгновение, о чем-то задумавшись. Открытие монумента было приурочено к 75-летнему юбилею Иркутской области.

Кино у цирка

Еще одним монументом, украсившим Иркутск в 2012 году, стала скульптурная композиция, посвященная кинорежиссеру Леониду Гайдаю, выросшему в Иркутске. Памятник, расположившийся на площади у иркутского цирка, одновременно изображает самого кинорежиссера и сцену из ставшего классикой фильма «Кавказская пленница», где главные герои Гайдая — Трус, Балбес и Бывалый — держатся за руки, преграждая путь автомобилю. У ног режиссера также расположилась фигура пса Барбоса с взрывчаткой в зубах из кинофильма «Пес Барбос и необычный кросс», сюжет которого Леонид Гайдай вычитал в старой газете, найденной на чердаке своего иркутского дома. Считается, что именно тогда режиссер придумал комедийную троицу, которую позже сыграли Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин. Леонид Гайдай сидит на режиссерском стуле, глядя на своих героев, между двумя частями композиции расположен тротуар.

«Композиция специально установлена таким образом, чтобы иркутяне, идущие мимо монумента, попадали как бы на съемочную площадку», — рассказал скульптор Лев Сериков, явившийся одним из авторов проекта.

Идея создания скульптуры, посвященной Гайдаю, возникла еще в 2008 году, однако администрация Иркутска, хотя и поддержала идею, деньги выделить отказалась. В результате средства (19,5 млн рублей) на производство памятника пожертвовали 10 иркутских компаний, а сам памятник приурочили к 90-летию режиссера. Торжественное открытие состоялось 10 октября 2012 года в рамках I Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «Сердце Байкала» в присутствии городских властей и звезд советского кинематографа — Василия Ланового, Валерия Золотухина и Светланы Светличной. Общий вес скульптурной композиции составляет более 5 тонн, фигура Леонида Гайдая выполнена в два размера натуральной величины и составляет 3,4 метра, высота Труса, Балбеса и Бывалого составляет по 2,5 метра.

* * *

Облагораживание городской среды — процесс в некотором смысле бесконечный, и замечательно, что он не останавливается после празднования юбилейных дат. Иркутск продолжает украшаться новыми скверами, архитектурными и скульптурными композициями — часть из них откроется в самое ближайшее время, в День города, а значит, столица Приангарья станет еще более привлекательной для местных жителей и туристов.