Лежишь себе, педали крутишь

Велосипед? Инвалидная коляска? Квадроцикл? Как только ни называли замысловатое транспортное средство Ильи Ильюшина, на котором он доехал из Иркутска до Шанхая. Правда, со второй попытки. В первый раз его трехколесный велотрайк рассыпался буквально на глазах в 50 км от родного дома. Тщательно доработав свой велосипедный гибрид, иркутянин повторно отправился в путешествие и доказал всем жизнеспособность своей идеи. В этом, кстати, ему во многом помогла самоирония и оптимистичный настрой.

Этим летом Илья Ильюшин решился на вторую попытку по преодолению на своем лежачем трехколесном велосипеде расстояния от Иркутска до Шанхая.

Темнело. Илье нужно было проехать город Циндао через подводный туннель. При въезде оказалось, что туда впускают только машины и автобусы. Велосипеды, мотоциклы и повозки, запряженные ослами, оставались в пролете. Путешественник попытался нагло прорваться, но полисмены его остановили. Единственная надежда — попробовать протиснуться в автобус, в двери которого вполне мог бы влезть и велотрайк. Автобусная остановка находилась возле рыбного рынка — в бесчисленных ведрах там плескались живые рыбы, крабы и другие обитатели моря. Несколько раз велосипедист пытался залезть со своим громадным трайком в автобус, но водители громко протестовали и закрывали двери прямо перед самым носом. Безвыходность напрягала — если бы попытка попасть в туннель провалилась, Илье пришлось бы искать паром или вообще объезжать весь залив Джиажоу, а это около дня пути по неизвестной дороге.

«За моими попытками атаковать автобус следило множество китайцев — торговцев с рынка и просто зевак. Когда я уже почти сдался, ко мне вдруг подошел один мужчина и поинтересовался, в чем дело. Я рассказал ему на английском свою историю, и он вдруг захотел во что бы то ни стало помочь мне. Для начала позвонил в… полицию, предварительно заверив, что ее сотрудники меня не арестуют, — вспоминает Илья. — Интересно было наблюдать за действиями полицейских. Их вызвали по пустячному поводу — разрешить иностранцу проехать через туннель, а они отнеслись к этому делу с наивысшей серьезностью. Для начала проверили все наши документы, даже у продавца крабами, который терся неподалеку, сфотографировали наши лица и паспорта. Лишь после этих манипуляций вступили в долгие прения с моим защитником. Уговорить их так и не удалось. «У них есть правила», — только и сказал мне мой новый знакомый. Но отступать он не собирался: позвонил жене, которая приехала за нами на маленьком седане Chevrolet. Мы, конечно, попытались втиснуть трайк в багажник в собранном виде, но ничего не получалось. Пришлось разбирать всю переднюю часть, систему поворота колес. Я устроил посреди улиц Циндао небольшую ремонтную мастерскую, которая опять собрала толпу зевак, включая матерей с младенцами на руках. К счастью, этот план сработал. Я успешно прошел туннель и приобрел новых приятелей».

Трайк как инструмент исследования человеческой психики

Этим летом Илья Ильюшин решился на вторую попытку по преодолению на своем лежачем трехколесном велосипеде расстояния от Иркутска до Шанхая. В первый раз выдумщик-путешественник застрял буквально в 50 км от своего дома. Плохо подготовленный трайк под весом тяжелых осенних вещей (дело было в сентябре 2013 года) развалился прямо на глазах.

Приобрести такое необычное транспортное средство Илья захотел после длительного катания на обычном велосипеде: «Маунтинбайк, на мой взгляд, совершенно не подходит для долгого путешествия. На третий день езды ты уже начинаешь ненавидеть своего двухколесного друга — отчаянно болит спина, сильно натирает в том месте, на котором сидишь. Причем какое бы дорогое седло ты ни купил, этой самой точке все равно будет дискомфортно. И вот я узнал о существовании велотрайка, в котором ты уютно лежишь, как в кресле, и безмятежно крутишь педали».

Оказалось, через российские компании велотрайк можно раздобыть только в Москве или Санкт-Петербурге, причем его стоимость составляет от 40 до 110 тыс. рублей. Илью этот вариант не устроил, и он обратился к своему другу из Шанхая, который помог ему заказать неплохой китайский трайк всего за 16 тыс. рублей. Каково же было удивление велосипедиста, когда он узнал, что, помимо стоимости доставки из Китая в размере 8 тыс. рублей, такую же сумму ему начислила и российская почта. Как объяснили в почтовом отделении, «неудобный» груз напрямую из Поднебесной транспортировать не удалось, поэтому его везли через Владивосток. После распаковывания коробок Илью ждал еще более неприятный сюрприз — трайк был в плачевном состоянии. Все лежало вперемешку: рама трайка поцарапанная, словно ее пытались порубить топором, пенопластовая крошка, колеса и прочие детали. В седле была обнаружена дырка. «Такое ощущение, что мою посылку били битами, а потом еще потыкали в нее копьями», — и сейчас этот момент вспоминается велотрайкисту как кошмарный сон.

«Что это? Велосипед? Инвалидная коляска? Квадроцикл? Нет. Что же это, блин, такое?» Как только ни называли мой бедный трайк: «дилдо-мобиль», «это что за уйня», «машина порока» и прочие нелицеприятные названия. 

После муторной сборки Илья активно стал тестировать своего нового коня как в городе, так и на трассе. «Вообще, трайк — хороший инструмент для исследования человеческой психики. Ведь еще Карл Юнг сказал, что мы подстраиваем все, с чем нам приходится сталкиваться в жизни, под выработанные нами концепции. А так как большинство людей никогда не видели трайка, у них начинается ступор. Человек смотрит, и мысли бешено крутятся в его голове: «Что это? Велосипед? Инвалидная коляска? Квадроцикл? Нет. Что же это, блин, такое?» Как только ни называли мой бедный трайк: «дилдо-мобиль», «это что за уйня», «машина порока» и прочие нелицеприятные названия. Один подвыпивший мужчина долго показывал на меня пальцем и безудержно смеялся. Но у меня все в порядке с самоиронией, поэтому я не обижался на подобную реакцию. Что касается автомобилистов, то большинство из них реагирует вполне положительно — одобрительно сигналят, высовываются из окон, поднимают большой палец вверх или просто улыбаются. Было приятно ощущать себя первым сумасшедшим в городе».

Кстати, велотрайк не доставляет никаких помех автомобилям: в реальности, как оказалось, он занимает лишь чуть больше места, чем обычный велосипед. В отличие от двухколесного транспорта, трехколесный гораздо быстрее маневрирует, на нем не нужно постоянно балансировать и можно с легкостью проехать даже по самой убитой гравийке.

Едет, конечно, тяжелее, чем велосипед, разгоняется медленнее, крутить педали на нем сложнее (все-таки это не совсем уж безмятежная езда). Трайк резко поворачивает — на скорости при повороте водителя буквально выкидывает с сиденья, поэтому, чтобы удержаться, нужно смещать центр тяжести или держаться за спинку локтями.

Перед второй попыткой поехать в Китай велотрайк был существенно доработан: была полностью переварена и укреплена рама, заменена вся система цепной передачи (задний и передний переключатели скоростей, тросики, контактные педали и др.), перекручен и перепроверен практически каждый болтик. И исправлено «китайское недоразумение» — трущая раму цепь.

Дороги как кот в мешке

Во время своего путешествия Илья отметил, насколько сильно в разных районах России отличаются дороги. Половина участка Иркутск—Улан-Удэ в настоящее время находится в ремонте, поэтому часть пути велотрайкисту пришлось проехать в кузове грузовика. Дорога от Улан-Удэ до Читы находилась в ужасном состоянии. «Если по Култукскому тракту я иногда мог себе позволить слететь с какого-нибудь спуска и насладиться скоростью, то здесь, как только начинал разгоняться, трайк сразу трясло по ямам и кочкам. Приходилось ехать очень осмотрительно и аккуратно. Причем нигде до самой Читы не видел, чтобы трассу где-то полностью отремонтировали, хотя дорога очень нуждается в доработке», — уточнил Илья Ильюшин.

Прямо противоположным осталось впечатление от следующего участка пути — Чита—Забайкальск. Две трети дороги уже находятся в отличнейшем состоянии, одна треть — в процессе ремонта.

В Китае состояние дорог во многом зависит от того, являются они платными или бесплатными. Первую часть пути от Манчжурии Илье посчастливилось нелегально проскользнуть на платную трассу — его ждала идеально ровная дорога с тремя полосами в обе стороны и так называемой твердой обочиной, по которой очень удобно ехать велосипедистам и мотоциклистам. Правда, двухколесных на платном пути практически не наблюдалось — вообще, большинство путешественников предпочитают ехать по бесплатным дорогам. И это связано не только с желанием сэкономить деньги, но и с тем, что платные трассы проложены в объезд маленьких городов, а это значит, по пути практически не встречаются заведения общепита и магазины.

«Что касается бесплатных трасс, то это кот в мешке. На севере Китая они находятся в не самом лучшем состоянии. К тому же там отсутствует обочина, а в каждую из сторон только по одной полосе. Велосипедисту там делать нечего. В ситуациях, когда один грузовик едет сзади меня, а второй спереди, мне приходилось съезжать в грязь или в кусты, чтобы пропустить рвущуюся вперед махину. Кстати, автомобилисты в Китае, как и везде, не считают велосипедистов полноправными участниками движения. И вообще, китайцы плохо соблюдают ПДД и постоянно истошно сигналят, — заметил Илья Ильюшин. — Отношение водителей к велосипедистам после Харбина не поменялось, а вот состояние асфальта значительно улучшилось. Меня ждали идеальные трассы, ездить по которым было сплошное удовольствие. И больше всего меня поразило, что ни разу не встречал, чтобы где-то усиленно проходил ремонт, как часто бывает у нас — казалось, будто асфальт в Поднебесной кладут по ночам волшебники. Ну, и изначально дороги в этой стране, наверное, делаются более качественно. Поэтому они такие долговечные».

Если по Байкальскому тракту на трассу могут внезапно выбежать пасущиеся коровы или кони, то в приморских районах Китая часто случается другая оказия. Однажды Илья услышал, что под колесами его трайка стало что-то хрустеть. «Было видно, что дорога не очень ровная, покрыта маленькими пупырышками, которые издалека казались лишь пузырьками от дождя. Я остановился и посмотрел под колеса. Там было великое множество маленьких улиток, размером меньше ногтя мизинца. Они зачем-то выползли на трассу. Пришлось их давить и дальше, ибо объехать не было никакой возможности. Иногда нужно просто смириться с неизбежностью и необходимостью смерти», — констатирует миролюбивый Илья.

В Китае, в отличие от России, транспорт, на котором ты ездишь, вовсе не является показателем твоей обеспеченности и успешности. Многие люди с весьма средним заработком ездят на вполне солидных машинах типа Lifan или Volkswagen китайского производства, а бизнесмены не гнушаются проехать в деловом костюме на маленьком, почти детском электрическом мопеде. Последний вид транспорта особенно популярен: на мопедах, которые на ночной зарядке способны провезти вас около 40 км, ездят все, включая женщин с детьми и пожилых людей. Пенсионеры также выбирают и трехколесные электрические грузовики, кузов в которых используется под перевозку груза или даже людей. «Китайцы вообще очень самостоятельны и мобильны в плане передвижения, свой собственный транспорт есть практически у каждого человека. На автобусных остановках немноголюдно. Популярность велосипедов и мопедов связана прежде всего с ментальностью китайцев, а не с погодными условиями в этой стране. На севере Поднебесной зимой бывают такие же морозы, как в Чите. Но это вовсе не мешает людям выбираться на работу на двухколесном транспорте».