Лесные братья меньшие

Лесопереработка считается в основном вотчиной крупных и средних компаний, однако в последнее время в правительстве все чаще говорят, что необходимо увеличивать количество малых предприятий в отрасли. Впрочем, пока «малыши» в основном занимаются производством самой дешевой продукции на региональном уровне.

Малые предприятия, занятые в лесной отрасли, вполне могут специализироваться на продукции из отходов лесопереработки

По воле государевой

Долгое время деревопереработка считалась чуть ли не «закрытой» для малого бизнеса. Например, в сентябре 2010 года тогдашний руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Алексей Савинов официально заявил, что лесное хозяйство должно стать сферой не малого, а крупного и среднего бизнеса, поскольку только ему под силу капитальные затраты на строительство дорог и лесовосстановление. В свою очередь даже последствия вступления России в ВТО, по прогнозам Рослесхоза, крупные и средние предприятия переживут проще, чем представители малого бизнеса, в том числе потому, что гигантские ЦБК создали себе ниши за рубежом: на европейских, азиатских, тихоокеанских рынках, а малый бизнес ориентирован исключительно на внутренний спрос. С другой стороны, считают в ведомстве, малый бизнес традиционно занимает низкоценовой региональный сегмент. Однако в 2012 году вектор государственной политики изменился: правительство поручило Минпромторгу разработать вместе с «Опорой России» меры по поддержке предприятий малого бизнеса в лесопереработке.

Всего, по данным Минпромторга, только 5% от общего объема заготовки древесины в России производится малыми предприятиями. При этом последние три года количество таких компаний в отрасли уменьшилось почти на треть. Однако есть и удачные примеры: в некоторых российских регионах лесопереработкой занимаются более тысячи малых предприятий, в первую очередь специализирующихся на заготовке древесины и производстве пиломатериалов. Например, в Вологодской области такие предприниматели, объединившись, создали компанию «Никольский лес», а созданный ими инвестиционный проект был включен Минпромторгом в перечень приоритетных в области освоения лесов. В итоге компания получила в аренду лесные участки, которые позволяют выпускать 130 тыс. кубометров древесины ежегодно.

Малый бизнес может оказывать различные сервисные услуги, производить уникальную, мелкосерийную продукцию из дерева. То есть место для малого бизнеса в лесной отрасли есть, и необходимо лишь активнее привлекать его в нее.

Кроме того, в феврале 2013 года стало известно, что в Туве планируется запустить производство топливных брикетов из отходов лесопереработки и низкосортной древесины в районном центре, городе Туране, на базе малого предприятия «Барс». В настоящий момент предприятие занимается лесозаготовкой, поэтому сырьем для производства биотоплива послужат отходы от основного вида деятельности. Объемы производства у компании небольшие, поэтому на модернизацию производства ей потребуется всего 4 млн руб. собственных средств, а еще около 10 млн руб. готовы выделить региональные власти.

Реальные перспективы

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, как и в любой другой отрасли, малый бизнес может найти свою нишу и в лесопереработке. «Понятно, что вряд ли ему под силу реализация крупных проектов, требующих больших финансовых, материальных, трудовых ресурсов, но вот выполнять небольшие проекты, требующие каких-то уникальных навыков и опыта или быстрого подстраивания под меняющиеся условия и неинтересные крупным компаниям, малый бизнес вполне в состоянии», — говорит эксперт.

В частности, как отмечают участники рынка, небольшие компании могут заинтересоваться сбором и переработкой лесных отходов: для этого им не потребуется приобретать лесные участки. Более того, «малыши» вполне в состоянии работать в паре с крупной компанией, которая, заготовив древесину, перейдет на другую лесосеку, а малая компания займется сбором и переработкой отходов на той делянке, где вырубка закончена, а затем может заняться лесовосстановительными работами на ней.

«Кроме того, малый бизнес может оказывать различные сервисные услуги, производить уникальную, мелкосерийную продукцию из дерева. То есть место для малого бизнеса в лесной отрасли есть, и необходимо лишь активнее привлекать его в нее», — говорит Дмитрий Баранов. В свою очередь в Минпромторге среди основных направлений участия малого бизнеса в лесопереработке в правительстве называют прежде всего расчистку поврежденных пожарами лесов, переработку низкокачественного сырья и производство прогрессивных видов биотоплива.

В контексте

РАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ


С увеличением доли малых предприятий в лесной отрасли возникают вопросы о вложениях со стороны небольших компаний в соответствующее их профилю деятельности оборудование. О реалиях рынка техники для ЛПК рассказывает кандидат экономических наук, управляющий партнер Группы компаний 100m3.com в Китае, руководитель департамента аналитики информационно-консалтингового центра 100m3.com Виталий Черданцев.

Special Review: На какого производителя сейчас ориентируются малые предприятия в лесном комплексе?


Виталий Черданцев: Необходимо отметить, что на сегодняшний день рынок лесопромышленной и деревообрабатывающей техники насыщен импортными производителями. В сегменте лесозаготовки лидирует продукция компаний США, Канады, Финляндии. В деревопереработке — Германии, Италии, Китая, Тайваня. При этом крупные отраслевые предприятия, конечно же, закупают оборудование европейских производителей.

Что же касается непосредственно мелких, как и средних предприятий, то они предпочитают более экономичное китайское оборудование. Сегодня лесопилки, работающие по китайским технологиям и на китайском оборудовании, это внушительная «производственная сеть». По экспертной оценке, только в Иркутской области они выпускают 2,5 млн кубометров пиломатериалов в год. Это около 40% от их общего объема, экспортированного ЛПК Иркутской области в 2012 году, составившего, по данным таможни, 6,67 млн кубометров.

Такие китайские производства начали появляться на базе крупных, средних и мелких пунктов приема и отгрузки круглого леса как результат их естественной коммерческой эволюции. Это был ответ на изменение внешних условий: снижение доходности от отгрузок пиловочника невысокого качества и мелких диаметров, суровый дефицит подвижного железнодорожного состава, различные эксперименты по организации торговли круглым лесом через биржи, ограничивавшие возможность отгрузки.


SR:Какая техника пользуется популярностью у конечных потребителей в Сибири?


В.Ч.: Набирают популярность лесозаготовительные комплексы, такие как Timber Jack, John Deer, Tiger Cat. Из-за своей высокой производительности, низкой потребности в обслуживающем персонале и, как следствие, высокой скорости окупаемости. Главные недостатки такого оборудования — дороговизна — от 900 тыс. евро за комплекс. Производительность комплекса 5-7 тыс. кубометров в месяц (в зависимости от модификации), их обслуживают два оператора. Это соответствует как минимум семи традиционным заготовительным звеньям на базе отечественной линии ТТ-4м, каждое из которых обслуживает пять человек.

Наиболее заметным современным отечественным оборудованием являются станки компании «Барс». Они работают по технологии, рассчитанной на индивидуальный раскрой бревна. Их особенностью является низкая производительность, производство пиломатериалов с радиальным сечением и высокой стоимостью. Недостатки — высокая стоимость оборудования «Барс» вкупе с невысокой производительностью. Остальные отечественные производители — это либо уцелевшие советские предприятия, либо современные компании, специализирующиеся на оборудовании для малого предпринимательства.

Если говорить о китайских лесопилках, то конкретного производителя выделить невозможно. Производительность таких комплексов — 35-40 кубометров в десятичасовую смену, обслуживают их пять рабочих, потребляемая мощность — 40 кВт/час, «выход» готовых пиломатериалов — до 70%. Инвестиции в полный комплект оборудования — 2,6 млн рублей.



SR: Каковы, на ваш взгляд, перспективы отечественного машиностроения в удовлетворении спроса на надежную и недорогую технику для лесной отрасли?


В.Ч.: Перспективы безрадужные. У российского оборудования незначительная доля (это в основном не высокотехнологичное, не участвующее в техническом процессе оборудование), так как российские производители предлагают в основном устаревшие технологии, не выдерживающие конкуренции, в том числе и по технической поддержке и сервисному обслуживанию, маркетинговому продвижению. Неконкурентоспособны и цены на отечественное оборудование.