Легально не значатся
Названия известных брендов, указывающие якобы на именитого производителя — дело рук недобросовестных конкурентов. Фото Игоря Булыгина
Разделить на белое и черное
Суть борьбы с контрафактом во всех странах мира, в том числе и в России, заключается в защите интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции. Для этого, как правило, необходимо организовывать патентование или регистрацию в соответствующих органах объектов промышленной собственности, лицензирование деятельности, использование зарегистрированного товарного знака для маркирования продукции. Но работа в этом направлении в нашей стране разворачивается несколько по-иному, чем за рубежом. «В общемировой практике производители, правообладатели товарных знаков высказывают большую заинтересованность в защите своих прав и активно сотрудничают с госорганами в этом направлении, — отмечает начальник отделения по защите прав интеллектуальной собственности Иркутской таможни Лидия Ширшова. — У нас же, наоборот, государство само тормошит правообладателей, чтобы они активнее защищали собственные интересы».
В России производители могут зарегистрировать свой товарный знак в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) или же в Роспатенте. При этом знак, внесенный в ТРОИС, получает большую степень защиты. Дело в том, что в отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, таможенные органы, в случае возникновения подозрений на контрафакт, могут применить приостановление выпуска товара. То есть не пустить его в реализацию. В отношении знаков, внесенных только в реестр Роспатента, таможня таких полномочий не имеет.
По состоянию на 31 января 2008 года, в ТРОИС было зарегистрировано 978 товарных знаков. По итогам 2007 года в зоне деятельности Иркутской таможни оформлено 622 товарных знака, в том числе 99, имеющих регистрацию в Роспатенте, 142 — международную регистрацию, пять — в ТРОИС (Nike, Sony, Hugo Boss, CAT, Lacoste).
Контрафакт установлен, но не остановлен
Направлением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности Иркутская таможня занялась с середины 2006 года. По словам Лидии Ширшовой, работать приходится как с товарными знаками, включенными в ТРОИС, так и с не внесенными в него. Причем среди последних могут быть известные производители как Toyota, а также Sony, Panasonic (эти знаки до прошлого года не были включены в ТРОИС). «Отмечу, что фактов выявления незаконной продукции под маркой производителя, внесенной в ТРОИС, не так уж и много. К примеру, в прошлом году было изъято 1,5 тыс. единиц спортивной обуви с логотипом Nike, — говорит госпожа Ширшова. — Большие сложности возникают с товарными знаками, которые не включены в реестр».
Как отмечают таможенники, такие товары они могут задерживать по своей инициативе. Но если не удается связаться с правообладателем знака, выяснить его мнение, то подозрительные товары приходится пропускать в торговлю. Так, только за 2007 год Иркутской таможней было выявлено более 19 тыс. контрафактных товаров, но удалось задержать и изъять из оборота только 2203 единицы товара.
«Выявленный и задержанный контрафакт — это капля в море. У нас ввозятся сотни товарных знаков, но только в отношении пяти, внесенных в ТРОИС, мы можем предпринимать активные действия, — отмечает Лидия Ширшова. — В отношении остальных можно только догадываться, легальные они или нет. То, что товары являются контрафактными, зачастую выясняется лишь постфактум».
Сотрудники Иркутской таможни предоставили «ВФ» подробную информацию о некоторых случаях выявления контрафакта. При этом имена предпринимателей и названия фирм, которые ввозили незаконный товар, назвать отказались, сославшись на конфиденциальность.
Термосы из будущего продаются уже сегодня
Большая работа была проведена по товарному знаку Scarlett (производитель бытовой техники). В ходе специальной таможенной ревизии выяснилось, что через Иркутскую таможню в областной центр в 2006-2007 годах было ввезено из Китая порядка 36 тыс. чайников-термосов, якобы произведенных этой фирмой. Так как фирма не зарегистрирована в ТРОИС, пришлось напрямую выходить на производителя за информацией. Ответ был неожиданным. Оказалось, что такого товара Scarlett не выпускает, и только в будущем собирается запустить его в производство.
«К сожалению, после того как все это выяснилось, удалось задержать только 84 таких чайника. Это, видимо, остатки большой партии. Все остальное уже продано и разошлось по рукам, так как при ввозе мы не имели прав задерживать этот товар, — говорит Лидия Ширшова. — Потом нелегальные производители чайников сменили логотип на менее известный и продолжают их ввозить. Остановить это мы не можем, так как изменившийся товарный знак носит теперь название «Ракета», и он не включен даже в реестр Роспатента».
К счастью, иркутяне мало пострадали от действий контрафактчиков. По данным таможни, большая часть нелегальной партии чайников-термосов из Иркутска была переправлена в Новосибирск. По итогам этого скандала на одного из директоров иркутских торговых предприятий было заведено уголовное дело.
История одной обувной марки
В Иркутскую область ввозится довольно много различных обувных товарных знаков. Часть из них включена в реестр Роспатента. Иногда удается успешно выявить незаконное использование торговой марки. Так получилось с брендом Zenden. Российский правообладатель на этот знак производит обувь в Китае. Однако в прошлом году таможне удалось выявить две партии товара, отношения к Zenden не имеющих.
Установлено, что предприниматель, ввозивший обувь этой марки из Китая, не имеет на это официальных полномочий. А продукция, зарегистрированная на него, не входит ни в одну линейку производителя. «Покупая обувь с данным логотипом не в официальном магазине, вы можете быть уверены, что это подделка», — резюмирует госпожа Ширшова.
«Серый» импорт известного парфюма
По итогам таможенной ревизии в некоторых торговых точках Иркутска в 2007 году таможенными органами была выявлена небольшая партия контрафактной парфюмерии, якобы произведенной фирмами Hugo Boss и Adidas. Часть товара оказалась незаконной, часть производители признали своей собственностью. Впрочем, изъятый парфюм для торговли в России не предназначался, он не соответствовал российским требованиям и нормам безопасности для человека. А значит, был завезен предпринимателем с нарушениями и без ведома правообладателя торгового знака.
Купите товар «от таможни»
В Иркутске нередки случаи, когда по офисам ходят люди, предлагающие купить по привлекательной цене товары, якобы конфискованные таможней. Причем на руках у них могут быть вещи с широко известными логотипами. По словам Лидии Ширшовой, такие «коробейники» никакого отношения к таможенным органам не имеют. И торгуют, скорее всего, тем же контрафактом, ввезенным из Китая или Турции физическими лицами.
«Все, что таможня конфискует, в основном, уничтожается, если это чистейший контрафакт. Небольшая часть изъятого товара, если он относится к незарегистрированным, но не имеет признаков подделки, реализуется в специальных торговых точках, — говорит Лидия Ширшова. — Купив товар «от таможни» с рук у посторонних людей, вы рискуете навредить здоровью. Особенно это относится к пище, парфюмерии и косметике. Производители контрафакта ведь могут не следить за качеством товара».
Толщина кошелька — гарантия защиты
К сожалению, рядовой потребитель при покупке вряд ли сможет отличить легальный товар от контрафактного. Признаки настоящего, легального товара являются закрытой информацией. Производитель предоставляет ее только правоохранительным органам.
Покупатели могут потребовать в магазине сертификат соответствия. Однако российские реалии таковы, что сертификаты тоже могут быть поддельными, да и граждане зачастую стесняются требовать такие документы из-за низкой потребительской культуры.
«Совет один — стараться совершать покупки в фирменных салонах, серьезных магазинах. Там есть хоть какая-то гарантия. А то, что продается на «Шанхайке» и других народных рынках в 99% случаев является контрафактом, — подчеркивает Лидия Ширшова. — Увы, низкие доходы основной массы населения не позволяют ходить по хорошим магазинам. Поэтому потребительский спрос удовлетворяется при помощи производителей-нелегалов. Пока доходы людей не вырастут, контрафакт будет процветать».
Влад Никифоров
Наталья Волина, помощник руководителя иркутского филиала РФФИ по связям с общественностью и СМИ
Весь контрафакт передается нам судебными приставами, органами внутренних дел и уничтожается сразу. По итогам 2007 года было уничтожено 130453 единицы контрафакта. Сюда входит как спиртосодержащая жидкость, так и диски, одежда, техника и прочее имущество.
Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска
«Некачественный товар еще не означает, что он контрафактный. И у вполне легальных товаров могут быть дефекты. За прошлый год мы зарегистрировали 5762 обращений. 70% из них относятся к сфере торговли».
Нина Вершковская, эксперт-патентовед Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири
«В Иркутске есть случаи, когда магазины, используя известную вывеску, ведут свою деятельность, хотя никакого отношения к этому торговому знаку не имеют. В столице Приангарья такие факты выявлены в отношении магазина по продаже кормов и аксессуаров для животных, а также магазина, продающего товары для детей».