Легально не значатся

Товары для бедных — вне закона
Торговля контрафактными товарами в Иркутске имеет такой же масштаб, как и по всей стране. На прилавках торговых точек лежат всевозможные подделки с логотипами известных производителей одежды, обуви, бытовой техники, парфюмерии. В некоторых случаях работают целые магазины под вывеской известных торговых марок, никакого отношения к ним не имеющие. Госорганы направляют на борьбу с этим явлением массу сил, однако воздействовать получается лишь на незначительную долю рынка контрафакта. Ведь незаконная торговля будет процветать до тех пор, пока большая часть населения имеет низкие доходы.

Названия известных брендов, указывающие якобы на именитого производителя — дело рук недобросовестных конкурентов. Фото Игоря Булыгина

Разделить на белое и черное

Суть борьбы с контрафактом во всех странах мира, в том числе и в России, заключается в защите интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции. Для этого, как правило, необходимо организовывать патентование или регистрацию в соответствующих органах объектов промышленной собственности, лицензирование деятельности, использование зарегистрированного товарного знака для маркирования продукции. Но работа в этом направлении в нашей стране разворачивается несколько по-иному, чем за рубежом. «В общемировой практике производители, правообладатели товарных знаков высказывают большую заинтересованность в защите своих прав и активно сотрудничают с госорганами в этом направлении, — отмечает начальник отделения по защите прав интеллектуальной собственности Иркутской таможни Лидия Ширшова. — У нас же, наоборот, государство само тормошит правообладателей, чтобы они активнее защищали собственные интересы».

В России производители могут зарегистрировать свой товарный знак в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) или же в Роспатенте. При этом знак, внесенный в ТРОИС, получает большую степень защиты. Дело в том, что в отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, таможенные органы, в случае возникновения подозрений на контрафакт, могут применить приостановление выпуска товара. То есть не пустить его в реализацию. В отношении знаков, внесенных только в реестр Роспатента, таможня таких полномочий не имеет.

По состоянию на 31 января 2008 года, в ТРОИС было зарегистрировано 978 товарных знаков. По итогам 2007 года в зоне деятельности Иркутской таможни оформлено 622 товарных знака, в том числе 99, имеющих регистрацию в Роспатенте, 142 — международную регистрацию, пять — в ТРОИС (Nike, Sony, Hugo Boss, CAT, Lacoste).

Контрафакт установлен, но не остановлен

Направлением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности Иркутская таможня занялась с середины 2006 года. По словам Лидии Ширшовой, работать приходится как с товарными знаками, включенными в ТРОИС, так и с не внесенными в него. Причем среди последних могут быть известные производители как Toyota, а также Sony, Panasonic (эти знаки до прошлого года не были включены в ТРОИС). «Отмечу, что фактов выявления незаконной продукции под маркой производителя, внесенной в ТРОИС, не так уж и много. К примеру, в прошлом году было изъято 1,5 тыс. единиц спортивной обуви с логотипом Nike, — говорит госпожа Ширшова. — Большие сложности возникают с товарными знаками, которые не включены в реестр».

Как отмечают таможенники, такие товары они могут задерживать по своей инициативе. Но если не удается связаться с правообладателем знака, выяснить его мнение, то подозрительные товары приходится пропускать в торговлю. Так, только за 2007 год Иркутской таможней было выявлено более 19 тыс. контрафактных товаров, но удалось задержать и изъять из оборота только 2203 единицы товара.

«Выявленный и задержанный контрафакт — это капля в море. У нас ввозятся сотни товарных знаков, но только в отношении пяти, внесенных в ТРОИС, мы можем предпринимать активные действия, — отмечает Лидия Ширшова. — В отношении остальных можно только догадываться, легальные они или нет. То, что товары являются контрафактными, зачастую выясняется лишь постфактум».

Сотрудники Иркутской таможни предоставили «ВФ» подробную информацию о некоторых случаях выявления контрафакта. При этом имена предпринимателей и названия фирм, которые ввозили незаконный товар, назвать отказались, сославшись на конфиденциальность.

Термосы из будущего продаются уже сегодня

Большая работа была проведена по товарному знаку Scarlett (производитель бытовой техники). В ходе специальной таможенной ревизии выяснилось, что через Иркутскую таможню в областной центр в 2006-2007 годах было ввезено из Китая порядка 36 тыс. чайников-термосов, якобы произведенных этой фирмой. Так как фирма не зарегистрирована в ТРОИС, пришлось напрямую выходить на производителя за информацией. Ответ был неожиданным. Оказалось, что такого товара Scarlett не выпускает, и только в будущем собирается запустить его в производство.

«К сожалению, после того как все это выяснилось, удалось задержать только 84 таких чайника. Это, видимо, остатки большой партии. Все остальное уже продано и разошлось по рукам, так как при ввозе мы не имели прав задерживать этот товар, — говорит Лидия Ширшова. — Потом нелегальные производители чайников сменили логотип на менее известный и продолжают их ввозить. Остановить это мы не можем, так как изменившийся товарный знак носит теперь название «Ракета», и он не включен даже в реестр Роспатента».

К счастью, иркутяне мало пострадали от действий контрафактчиков. По данным таможни, большая часть нелегальной партии чайников-термосов из Иркутска была переправлена в Новосибирск. По итогам этого скандала на одного из директоров иркутских торговых предприятий было заведено уголовное дело.

История одной обувной марки

В Иркутскую область ввозится довольно много различных обувных товарных знаков. Часть из них включена в реестр Роспатента. Иногда удается успешно выявить незаконное использование торговой марки. Так получилось с брендом Zenden. Российский правообладатель на этот знак производит обувь в Китае. Однако в прошлом году таможне удалось выявить две партии товара, отношения к Zenden не имеющих.

Установлено, что предприниматель, ввозивший обувь этой марки из Китая, не имеет на это официальных полномочий. А продукция, зарегистрированная на него, не входит ни в одну линейку производителя. «Покупая обувь с данным логотипом не в официальном магазине, вы можете быть уверены, что это подделка», — резюмирует госпожа Ширшова.

«Серый» импорт известного парфюма

По итогам таможенной ревизии в некоторых торговых точках Иркутска в 2007 году таможенными органами была выявлена небольшая партия контрафактной парфюмерии, якобы произведенной фирмами Hugo Boss и Adidas. Часть товара оказалась незаконной, часть производители признали своей собственностью. Впрочем, изъятый парфюм для торговли в России не предназначался, он не соответствовал российским требованиям и нормам безопасности для человека. А значит, был завезен предпринимателем с нарушениями и без ведома правообладателя торгового знака.

Купите товар «от таможни»

В Иркутске нередки случаи, когда по офисам ходят люди, предлагающие купить по привлекательной цене товары, якобы конфискованные таможней. Причем на руках у них могут быть вещи с широко известными логотипами. По словам Лидии Ширшовой, такие «коробейники» никакого отношения к таможенным органам не имеют. И торгуют, скорее всего, тем же контрафактом, ввезенным из Китая или Турции физическими лицами.

«Все, что таможня конфискует, в основном, уничтожается, если это чистейший контрафакт. Небольшая часть изъятого товара, если он относится к незарегистрированным, но не имеет признаков подделки, реализуется в специальных торговых точках, — говорит Лидия Ширшова. — Купив товар «от таможни» с рук у посторонних людей, вы рискуете навредить здоровью. Особенно это относится к пище, парфюмерии и косметике. Производители контрафакта ведь могут не следить за качеством товара».

Толщина кошелька — гарантия защиты

К сожалению, рядовой потребитель при покупке вряд ли сможет отличить легальный товар от контрафактного. Признаки настоящего, легального товара являются закрытой информацией. Производитель предоставляет ее только правоохранительным органам.

Покупатели могут потребовать в магазине сертификат соответствия. Однако российские реалии таковы, что сертификаты тоже могут быть поддельными, да и граждане зачастую стесняются требовать такие документы из-за низкой потребительской культуры.

«Совет один — стараться совершать покупки в фирменных салонах, серьезных магазинах. Там есть хоть какая-то гарантия. А то, что продается на «Шанхайке» и других народных рынках в 99% случаев является контрафактом, — подчеркивает Лидия Ширшова. — Увы, низкие доходы основной массы населения не позволяют ходить по хорошим магазинам. Поэтому потребительский спрос удовлетворяется при помощи производителей-нелегалов. Пока доходы людей не вырастут, контрафакт будет процветать».

Влад Никифоров

Особое мнение
Наталья Волина, помощник руководителя иркутского филиала РФФИ по связям с общественностью и СМИ

Весь контрафакт передается нам судебными приставами, органами внутренних дел и уничтожается сразу. По итогам 2007 года было уничтожено 130453 единицы контрафакта. Сюда входит как спиртосодержащая жидкость, так и диски, одежда, техника и прочее имущество.

Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска

«Некачественный товар еще не означает, что он контрафактный. И у вполне легальных товаров могут быть дефекты. За прошлый год мы зарегистрировали 5762 обращений. 70% из них относятся к сфере торговли».

Нина Вершковская, эксперт-патентовед Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири

«В Иркутске есть случаи, когда магазины, используя известную вывеску, ведут свою деятельность, хотя никакого отношения к этому торговому знаку не имеют. В столице Приангарья такие факты выявлены в отношении магазина по продаже кормов и аксессуаров для животных, а также магазина, продающего товары для детей».