Ледовая ловушка

Иркутские спасатели предупреждают: вероятность ухода автомобилей под лед в Приангарье остается крайне высокой. Несмотря на достаточно холодный январь, толщина льда на большинстве водоемов области все еще ниже нормы. А в районе заливов Малого моря Байкала, а также на Братском водохранилище, найдены метровые промоины. Жертвой такой полыньи уже стал один автомобиль, ушедший под лед в районе мыса Улюрба в прошлые выходные.

Сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам устали предупреждать, что выезд на лед в несанкционированных местах остается крайне опасным. Фото Евгения Иващенко

Несмотря на морозную погоду, сохраняющуюся в Сибири уже второй месяц, толщина льда на многих водоемах области продолжает оставаться ниже нормы на 10-15 см. Как рассказал «ВФ» замруководителя Иркутского территориального управления по гидрометеорологии Владимир Бутаков, причиной этому стала теплая осень: «Высокие температуры, державшиеся в области вплоть до нового года, как раз и привели к тому, что остывание, а затем и замерзание воды, шло значительно медленнее, чем обычно». В результате по рекам Иркут, Китой, Белая, Ия, Ока и некоторым другим толщина льда не дотягивает до среднемноголетних значений. Аналогичной оказалась и ситуация на заливах озера Байкал, а также на Иркутском, Братском, Усть-Илимском водохранилищах. «На этих водоемах средняя толщина льда в настоящий момент составляет 30-50 см, на отдельных северных участках — 55-70 см, что также меньше нормы на 10-20 см», — пояснил замруководителя иркутского гидрометцентра.

В такой ситуации, не перестают напоминать сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), выезд на лед в несанкционированных местах остается крайне опасным. С начала этого года, по словам замначальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области Сергея Моисеева, было зарегистрировано три происшествия с уходом автомобилей под лед. Причем в одном из случаев жертв избежать не удалось. «Это произошло ночью 2 января. Группа рыбаков на автомобиле ВАЗ-2106 выехала на лед одного из заливов Братского водохранилища в Нижнеилимском районе. Лед не выдержал тяжести автомобиля, и машина ушла под воду. Выбраться смогли только трое, один человек погиб», — рассказал «ВФ» Сергей Моисеев.

Последний факт ухода автомобиля под лед был зафиксирован в прошлые выходные. По данным МЧС, в 9 утра 3 февраля на озере Байкал в районе мыса Улюрба (в 20 метрах от береговой черты) провалился под лед автомобиль «Субару». «Никто из четырех людей, находящихся на тот момент в машине, не пострадал», — подчеркнули в МЧС. Правда, как добавил Сергей Моисеев, подобные случаи могут вскоре повториться. По его словам, это связано с выявленной неблагополучной обстановкой на Малом море Байкала: «На малом море практически возле всех мысов (Халуринский, Тудхоне (Талалай), Шраншура, Шида, Улирба, Онтхой (Мандерхан), Улан) наблюдается выход термальных вод. В результате этого в прибрежной части Байкала (на расстоянии 15-20 м от берега) толщина льда составляет всего 5-15 см. В отдельных местах имеются промоины, большие воздушные пузыри под ледяным покровом». Не совсем благоприятная обстановка и на Братском водохранилище, где в некоторых заливах из-за загрязнения воды, а значит и изменения ее состава, лед намерзает значительно медленнее.

vf01716

Ежегодно только в районе Малого моря под лед уходят десятки автомобилей. Звёздочками на карте обозначены основные места провала автотранспорта под лед

Чтобы избежать возможной трагедии, специалисты ГИМС советуют любителям подледной рыбалки оставлять автомобили на берегу, а тем, кто хочет перебраться на противоположный берег, следовать только по санкционированной ледовой переправе. Так, в районе Малого моря сегодня выявлено только одно место, где автотранспорт может безопасно перебраться по льду на остров Ольхон. Сейчас там как раз оборудуется ледовая переправа «Дэбэй — Иркутская губа»: проводится контрольный замер толщины льда, устанавливаются дорожные знаки, шлагбаумы, по всей длине трассы раскладывается спасательный инвентарь. Всего же в Приангарье сегодня действует 47 ледовых переправ. Все они находятся под строгим контролем не только инспекции по маломерным судам, но и работников ГИБДД, городских и районных администраций. «За всю историю работы ГИМС не было ни одного случая «пропажи» автомобиля на официальной ледовой переправе. Автомобильными жертвами мы обязаны «черным» переправам, а также рыболовам, не принимающим никаких рекомендаций», — заключил господин Моисеев.