Лед всех выравнял

Разогреть автомобильный пыл, немного притихший на время зимы, смогли все участники соревнования «Ледовый автокросс», отборочные этапы которого проходили с 15 февраля по 1 марта этого года. На закольцованной трассе, размещенной на автодроме ИЦВВМ «Ерши», свои силы оценили свыше 130 человек — мощность автомобиля здесь была непринципиальна, все решало мастерство водителей и количество предварительных тренировок на трассе.

Многие участники, особенно те, что заняли последние места, с досадой говорили, что проиграли из-за отсутствия тренировок.

«Неженский» вид спорта

В солнечный, но морозный субботний день 15 февраля на трассе, находящейся в районе автодрома иркутского центра высшего водительского мастерства, собралось достаточно много автолюбителей из Иркутска, Ангарска и Красноярска. Пока одни только начинали испытывать свои водительские возможности, другие, расслабившись после своего заезда, уже расставляли мангалы и жарили шашлыки. Свой день рождения за этим занятием как раз отмечала Мария Абакумова. Молодая гонщица специально приехала в Иркутск из Красноярска, чтобы поучаствовать в соревнованиях. Марию можно поздравить — она финишировала четвертой со временем в 1,31 минуты и, как выяснилось позже, вошла в финал.

«Автомобильными гонками занимаюсь уже около двух лет. Поначалу участвовала в соревнованиях среди женщин, но, так как в классе «заднеприводные автомобили» на Красном кольце (гоночная трасса в Красноярском крае — Al) мне не было равных, быстро стало скучно. С мужчинами соревноваться куда интереснее — они более сильные и смелые соперники, — рассказывает Мария, юрист по профессии (автомобильные соревнования для нее — хобби). — За день до соревнований мне удалось потренироваться, чтобы почувствовать трассу. Я вылетела сходу в первом же повороте, и у меня даже случилась небольшая потеря бампера. А на самом соревновании осторожничала, к тому же было очень сложно побороть волнение. Судьи сказали, что у меня нормальная траектория, но в следующий раз нужно добавить скорости».

В поездке в Иркутск Марию сопровождал молодой человек, который следил за исправностью ее автомобиля Nissan Laurel. На данный момент машина является полностью стоковой, но в будущем автолюбители планируют провести замену мотора, подвески и совершить другие доработки.

Без тренировки ловить нечего

Впрочем, как признали многие участники «Ледового автокросса», особенности доработок автомобиля являются вовсе не первоочередным показателем, определяющим шансы на победу. Гораздо важнее сам опыт вождения и умение собраться в нужную минуту.

«В отличие от многих других видов автомобильных соревнований (к примеру, гонки внедорожников), здесь мощность машины и ее параметры не играют главной роли в прохождении трассы. Совершенно неважно, какая у твоего авто мощность и сколько лошадиных сил, есть ли какие-то навороты. Лед всех выравнивает — здесь все решает водительский опыт и мастерство. Нужно чувствовать машину, когда она идет по льду. Ведь чуть перебрал газа, и уже оказываешься в бруствере (на автокроссе это случалось нередко — Al)», — объясняет участник соревнований Алексей Ворошилов.

Перед отборочным этапом этот автолюбитель несколько недель тренировался на трассе (выезжал сюда с коллегами в обеденное время). Без предварительного знакомства с дорогой на «ледовом автокроссе», по его словам, делать нечего.

Многие участники, особенно те, что заняли последние места, с досадой говорили, что проиграли из-за отсутствия тренировок.

Справедливо ли то, что конкурсанты изначально находятся в не совсем равных условиях, прокомментировала организатор ледового автокросса, основатель интернет-телевидения «Сделано в Иркутске» Юлия Гринева: «Подобное можно сказать про любые соревнования, и даже про Олимпиаду. У представителей страны, принимающей Игры, есть возможность больше тренироваться на спортивных объектах, чем у других спортсменов. Что касается нашего автокросса, то привилегия как следует «обкатать» трассу во многом зависела от самих конкурсантов. Многие иркутские участники за месяц подавали заявки, но на трассу предварительно так и не выезжали. При этом почти все иногородние автомобилисты предварительно испытали трассу за день-два до заездов».

Особенностью автокросса является то, что в нем могли принять участие несовершеннолетние — автолюбители от 14 до18 лет допускались с разрешения их родителей. Наряду с взрослыми водителями на отборочных этапах попадались и компании подростков — обычно каждого из юных конкурсантов сопровождали друзья.

Участник «Ледового автокросса» Андрей Карасев — водитель без пяти минут. Через шесть дней после первого отборочного этапа ему исполнилось 18 лет. Несмотря на то что права он смог получить только совсем недавно, Андрей уже давно зависает в гараже и сам занимается тюнингом машины. Он первый автолюбитель в своей семье — отец увлечение сына поддерживает, но сам этим не занимается.

«Я самостоятельно адаптировал машину на соревнования — усовершенствовал мотор, коробку, обвесы. В 2015 году планирую привезти «распила» из Японии, — рассказывает о своих планах Андрей. — На различных гонках нередко бываю в качестве механика, а официально принимаю участие в автомобильных соревнованиях впервые. Хочу участвовать и в дальнейшем. На гонках как-то по-особому ощущаешь остроту жизни».