Курсанты, комсомольцы и просто красавцы

Учиться в Осетровском речном училище и связать свою жизнь с флотом — ходить по Ангаре, Лене и другим водным маршрутам нашей огромной Родины — мечтали многие. В советское время это учебное заведение манило и притягивало, как магнит, мальчишек со всей Иркутской области и соседних регионов.

В небольшой город Приленья приезжали ребята из Бурятии и Забайкалья, Красноярского края и Новосибирска. Эти времена хорошо помнит Валерий Колистратов, бывший заместитель начальника по учебной работе Осетровского речного училища, преподаватель специальных дисциплин с 1972 по 2016 годы. В новых реалиях училище сменило название, но Усть-Кутский институт водного транспорта остался верен главным принципам, на которых воспитывались и воспитываются курсанты учебного заведения.

Кадры для решения задач мощных пятилеток

«Осетровское речное училище было создано по Приказу Министерства речного флота 19 декабря 1969 года, — рассказывает Валерий Колистратов. — В государственных пятилетних планах развития на 1965-1970 годы и далее на перспективу предусматривалось резкое повышение грузопассажирского потока от порта Осетрово в северные районы Иркутской области и Якутию. Именно поэтому строились железнодорожные пути, расширялись территории Осетровского и Якутского портов, вводились в эксплуатацию новые складские помещения, обновлялась погрузо-разгрузочная техника, строились новые пассажирские и грузовые теплоходы.

Анатолий Сундуков, начальник Осетровского речного училища с 1979 по 2006 гг.

В этих условиях город Усть-Кут, расположенный на пересечении трех важнейших транспортных магистралей — водной, автомобильной, воздушной, стал перспективным развивающимся городом, и за ним прочно укрепилось название «Ворота на Север». Неудивительно, что именно в Усть-Куте, на базе Осетровского речного порта, было решено создать кузницу кадров для флота — училище для подготовки командного состава флота и техников эксплуатации водного транспорта. В первый учебный год, осенью 1970-го, в училище планировали принять 90 человек. Закипела стройка, началась организационная работа.

Неоценимый вклад в создание училища внесли начальник Ленского речного пароходства Василий Дубровский и начальник Осетровского речного порта Иван Мостовой. Непосредственным организатором учебного процесса стал Юрий Свистельников, рекомендованный администрацией Якутского речного училища. Под руководством этого грамотного руководителя за восемь месяцев был сформирован преподавательский, воспитательный и командирский состав, и 1 сентября 1970 года в переоборудованном здании старой конторы речного порта курсанты приступили к занятиям. Для курсантов на живописном берегу реки Лены было обустроено общежитие.

Дисциплина жесткая, но без творчества — не жизнь

«Это было учебное заведение закрытого типа с жесткой полувоенной дисциплиной. Круглосуточное нахождение в учебном заведении, обязательное ношение курсантской морской формы, коллективное передвижение в столовую. Даже в городскую баню ходили только строем и с песней, — вспоминает Валерий Колистратов. — Распорядок дня был расписан по часам и минутам. Конечно, удобством и комфортом в первые годы училище не отличалось, но будущие капитаны и эксплуатационники грузопассажирского флота были готовы к трудностям. Главное — это захватывающие дух новые впечатления и перспективы стать капитаном не только речного, но и морского флота».

Борис Утенков директор Усть-Кутского института водного транспорта

«Интересный факт. Торжественная клятва при вступлении в ряды курсантов, которая произносится в конце октября каждого года, практически ничем не отличалась от клятвы при вступлении в ряды ВЛКСМ. Так, молодые люди клянутся быть достойными гражданами России, умножая могущество и славу Отечества; не жалеть сил и времени на постижение наук, чтобы стать высококвалифицированными специалистами; быть верными духу студенческого братства, крепить дружбу и товарищество; беречь честь училища, не запятнать высокое звание курсанта. Можно сказать, что каждый курсант УИВТ становился как бы неформальным комсомольцем».

Командно-преподавательский состав подобрался отличный. Начальником училища стал бывший военный подводник, закончивший Новосибирский институт водного транспорта. Командир роты, ветеран войны Александр Каменев. Кроме того, он виртуозно играл на трубе и был капельмейстером. Набранный из числа курсантов духовой оркестр уже 7 ноября шел во главе коллектива училища на демонстрации, посвященной 53-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Курсанты принимали активное участие не только в строительстве общежитий, но и в благоустройстве города. В навигацию 1973 года они были направлены на производственную практику судоводителями и рулевыми-мотористами на речные суда; эксплуатационниками и приемосдатчиками — в порты на грузовые районы пристани Ленского речного пароходства. Эта связь теоретического и практического обучения сохранилась и сегодня, 45 лет спустя. Как и прежде, большинство курсантов приносят с практики хорошие и отличные отзывы руководителей предприятий речного флота, которые, как правило, становятся их будущими работодателями.

Курсант — всем ребятам пример

1974 год в истории Осетрового училища знаменателен тем, что Усть-Кутский горком КПСС направил туда опытного партийного работника Бориса Дамбуева в качестве замполита. Были поставлены на учет все прибывшие со школ комсомольцы, они составляли примерно 60% всего личного состава. Началась активная подготовка курсантов к вступлению в ряды ВЛКСМ, создавались комсомольские организации и избирались комсорги.

В 1979 году училище возглавил опытный педагог и директор Анатолий Сундуков — человек с активной жизненной позицией и офицерской выправкой, сторонник творческого подхода ко всем видам деятельности. Он внес новую струю в жизнь курсантов-комсомольцев. В общежитии заметно укрепился порядок, стала интереснее общественная жизнь училища. Курсанты сплотились и стали с удовольствием участвовать в военно-спортивных играх и слетах, встречах, занимая призовые места не только в городских и областных, но даже и во всесоюзных мероприятиях.

Ветеран учебного заведения Валерий Колистратов, заместитель начальника училища по воспитательной работе (1980-1990 гг.)

Курсанты Осетровского речного училища были активными участниками субботников. Руководители усть-кутских предприятий нередко обращались к руководству Осетровского речного училища с просьбой направить курсантов на срочные погрузо-разгрузочные работы, на складирование стройматериалов или уборку мусора.

Во время строительства Байкало-Амурской магистрали курсанты Осетровского речного училища разравнивали щебень на укладке железнодорожных рельсов. А еще ребята выезжали в совхозы на уборку овощей.

«Конечно, на всех работах и в спортивных состязаниях курсанты-комсомольцы показали пример жизнеутверждающего активного творческого труда как в учебе, так и во всех областях жизни», — гордится своими подопечными Валерий Колистратов. С ностальгией и сожалением опытный преподаватель отмечает, что на фоне реформ и смены политических ориентиров словосочетание «курсанты-комсомольцы» вначале потеряло свое значение, а затем и вовсе исчезло. «Но наши идеалы и сегодня остаются постоянными жизнеутверждающими, творческими, активными примерами для молодого поколения», — уверен Валерий Колистратов.

С коллегой согласен и нынешний директор Усть-Кутского института водного транспорта Борис Утенков. «Осетровское речное училище со дня основания играет заметную роль в жизни огромного региона, — говорит Борис Емельянович. — Сегодня 80% флотских работников — это наши курсанты старших курсов и выпускники Осетровского речного училища или Усть-Кутского института водного транспорта. Кроме того, не стоит забывать, что для города Усть-Кута такого рода учебное заведение выполняет еще и стабилизирующую функцию. Не будь нашего учебного заведения, сотни подростков, которые по тем или иным причинам не могут уехать на учебу в другой город, оказались бы не у дел, предоставлены улице. А в училище — распорядок дня, опытные педагоги, флотская дисциплина! И, конечно же, романтика».

Олег Усов