Курс на сжижение

Вчера в Иркутске делегация ОАО «Газпром» обсудила с руководителями областного правительства вопросы газификации. По итогам встречи стало известно, что монополия предлагает во­зить газ с месторождений потребителям в сжиженном виде, а представители области «осторожно заикнулись, что могут взять на себя вопрос создания транспортной инфраструктуры». Эксперты назвали такой вариант газификации области нереальным с экономической точки зрения.

Вчерашняя конференция по вопросам развития нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, для участия в которой в Иркутск прибыла делегация ОАО «Газпром» во главе с заместителем председателя правления компании Валерием Голубевым, проходила в закрытом режиме. В перерыве участники дали брифинг. «Стоит задача в ближайшие пять лет довести уровень газификации в Иркутской области до такой степени, чтобы все потребители — а их пока мало, еще и в этом тоже проблема — могли иметь доступ к газу в полном объеме», — сказал журналистам господин Голубев. Он предположил, что в области не будет единой системы поставки газа, как в европейских регионах страны, в связи с большой удаленностью населенных пунктов друг от друга и низкой плотностью населения. «Скорее всего, будут развиваться локальные центры газодобычи», — добавил он. По словам Валерия Голубева, рабочая группа по вопросам газоснабжения и газификации Иркутской области, которой предстояло собраться в этот же день, намерена рассмотреть варианты работы — от поставок газа трубопроводом до «экономной газификации». «В силу отдаленности возможна, не дожидаясь строительства распределительных сетей, экономная газификация путем поставок сжиженного газа. И этот путь сегодня абсолютно оправданный», — пояснил зампредправления «Газпрома». Его поддержал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. «Нужно говорить не только о Ковыкте, но и о малых месторождениях, и о сжиженном газе», — сказал он. При этом господин Ерощенко добавил, что не согласен с господином Голубевым в оценке потенциального рынка потребления газа. «Трудно найти регион, в котором есть такие, как у нас, условия внутреннего рынка потребления газа — наличие нефтехимических и газохимических предприятий, северные территории, требующие электрогазогенерации», — возразил глава области. На вопрос, какие факторы могут изменить решение «Газпрома» по срокам освоения гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения, Валерий Голубев сказал, что все будет зависеть от того, «когда газ потребуется миру». У газового монополиста продолжаются переговоры с Китаем, поставлять туда планируется чаяндинский и ковыктинский газ. «Если представить, что Китай поднимется до такого же уровня потребления газа, как, например, в Корее, то объем будет настолько грандиозным, что все месторождения мира не справятся с этим», — сказал господин Голубев.

Второй выход к прессе случился уже по завершении заседания рабочей группы. Спикеры сообщили журналистам, что подписан план первоочередных мероприятий по газоснабжению и газификации Иркутской области на 2014-2016 годы между правительством региона и ОАО «Газпром». «По этому документу предстоит определить источники финансирования, технику исполнения, ответственные стороны. О конкретных мероприятиях сможем говорить к 1 июля», — сказал первый замгубернатора Николай Слободчиков. Планом также предусматривается корректировка генеральной схемы газоснабжения и газификации региона. Ее новую редакцию планируют принять до конца года. Затем спикеры вновь вернулись к вопросу поставок сжиженного газа. Как отметил Валерий Голубев, недостаточно поставить установку по сжижению газа на месторождении, нужны хорошие дороги. «Сегодня представители регправительства осторожно заикнулись, что могут взять на себя вопрос создания транспортной инфраструктуры, но мы понимаем, что это очень большая нагрузка. Строить сотни километров до месторождений — дорогое удовольствие», — признал господин Голубев. При этом он добавил, что «Газпром» может участвовать в проектах по производству сжиженного газа в Иркутской области. Господин Слободчиков сказал, что с Рос­автодором удалось решить вопрос, чтобы федеральная трасса «Вилюй» прошла вблизи месторождений. Кроме того, регправительство готово из дорожного фонда Иркутской области профинансировать строительство автомобильного моста дороги между поселками Жигалово и Казачинское. «Это позволит возить газ для более глубокой переработки в Саянск, обеспечить газом завод „Кнауф“», — сказал Николай Слободчиков. Также он сообщил, что сжиженный газ может перевозиться и железнодорожным транспортом, в связи с этим рассматривается возможность строительства в Ангарске завода для производства контейнеров.

К идее возить с месторождений Иркутской области сжиженный газ заведующий лабораторией ТЭК Сибири и Дальнего Востока Института систем энергетики СО РАН Александр Соколов отнесся скептически. «Это очень дорогое удовольствие. Во-первых, нужно перевести газ в жидкое состояние, затратив на эти определенные деньги. Во-вторых, спецтранспорт закупить. В-третьих, дороги построить», — сказал „Ъ“ Александр Соколов. По его мнению, такой вариант обсуждается в связи с тем, что магистральный трубопровод пойдет по северу, а не по югу. «Без южного хода газификация Иркутской области по экономике нереальна», — добавил эксперт.