Купите доходную «удочку»

Многие из нас, осознав, что работать «на дядю» больше не хотят, приходят к мысли об открытии собственного бизнеса. Конечно, открыть свое дело — задача не из легких: пока утрясешь все бюрократические процедуры, пока найдешь работников, пока «встанешь на ноги»… Но есть и более простое решение — купить готовый бизнес. Тем более что в Иркутской области рынок готового бизнеса отличается зрелостью и разнообразием предложений — на любой вкус и кошелек.

Готовый бизнес растет на севере

По данным консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт», занимающейся исследованиями купли-продажи готового бизнеса, этот рынок в Приангарье в прошлом году продемонстрировал неплохой рост. Так, объем рынка вырос на 19% (до 9,5 млрд рублей), количество предложений — на 7% (до 1450 предприятий). Средний «возраст» продаваемого готового бизнеса тоже увеличился на 8% и составил чуть более пяти лет.

Любопытно, что в прошлом году впервые рынок готового бизнеса активизировался в северных районах области. Если ранее на эти территории приходилось лишь 3% от общего числа предложений, то в 2013 году этот показатель увеличился до 12%. География регионального рынка теперь выглядит так: 69% предложений приходится на Иркутск, 12% — на северные районы нашей области, и 19% — на южные (кроме областного центра).

При этом стабильными остаются показатели распределения предприятий по сферам их деятельности. Слегка выросло предложение торгового бизнеса (с 55 до 57%). Количество производственных предприятий сохранилось на прежнем уровне — 10%. Немного сократилось предложение предприятий сферы услуг — с 34 до 32%. Что ж, попробуем более подробно изучить каждый из сегментов.

Торговля

Больше всего в этом сегменте предлагается предприятий, связанных с продажей продуктов питания — до 29%. А вот торговля напитками со второй строчки переместилась на третью (8% предложений). Произошло это в первую очередь из-за магазинов разливного пива, предложение которых в 2013 году заметно упало. Как объясняют специалисты «Бизнес-Эксперта», причиной стали соответствующие изменения в законодательстве. При этом все больше предлагается на продажу магазинов (павильонов) одежды и обуви (15% от общего числа). Выросло предложение готового бизнеса, торгующего текстильными изделиями и тканями, косметикой и парфюмерией, а также товарами для животных (зоомагазинов).

Напротив, уменьшилось предложение магазинов, торгующих цветами, подарками, сувенирами, а также автозаправочных станций. Кроме того, судя по всему, купить готовый интернет-магазин пока не получится — количество таких предложений, росшее на протяжении последних лет, в прошлом году оказалось весьма скромным.

Производство

Если вам нравится не торговать, а производить, то знайте, что продукты питания лидируют и в этом сегменте (до 36%). Лидером тут является производство мясных полуфабрикатов, популярны также кондитерские и хлебобулочные цеха. Продолжает расти предложение лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий (до 29%). Количество же предприятий, производящих строительные материалы и конструкции, на региональном рынке готового бизнеса в 2013 году несколько сократилось — с 16 до 12%. Теперь здесь лидируют производство тротуарной плитки и декоративного (облицовочного) камня. Среди других заметных сегментов — производство мебели и предметов интерьера (8%), полиграфической и рекламной продукции (3%), одежды и обуви (2%).

Услуги

Потребность человека в еде остается доминирующей и в сфере услуг. Предприятия общественного питания, выставленные на продажу, и в этом сегменте лидируют (до 26%). Чуть меньше — 20% — занимает готовый бизнес, связанный с салонами красоты, парикмахерскими, студиями загара и так далее. На третьем месте, впервые за все годы существования этого рынка, находятся шиномонтажные мастерские (7%). Набирает силу тенденция роста количества частных детских садиков, предлагаемых на продажу. В 2013 году их предложение увеличилось на треть. Других заметных изменений в данной сфере за прошедший год не произошло. В первую десятку, как и ранее, входят базы отдыха, турбазы, гостиницы, фитнес-клубы, автосервисы, автомойки, службы такси, частные медицинские учреждения (прежде всего — стоматологические кабинеты) и так далее. Диапазон услуг предлагаемых предприятий по-прежнему чрезвычайно широк — от детских аттракционов и игровых комнат до букмекерских услуг и организации свадебных торжеств.

Что и сколько стоит

Как отмечают в компании «Бизнес-Эксперт», в отличие от предшествующего года, когда средняя стоимость готового бизнеса увеличилась двоекратно, в 2013 году цены выросли незначительно, примерно на уровне инфляции. Если быть более точным, средняя цена предприятий поднялась на 12% и составила 6,63 млн рублей. При этом средняя стоимость бизнеса в сегменте торговли составляет 1,9 млн рублей, в сфере услуг — 8,1 млн рублей, в производстве — 39,4 млн рублей. Впрочем, есть и более скромные, как и гораздо более дорогие предложения. В 2013 году самый дешевый бизнес — отдел канцтоваров — предлагался за 60 тысяч рублей. Самый дорогой — крупный завод строительных материалов выставлен на продажу за 470 млн рублей.

При этом специалисты подчеркивают: приводимые цены отражают лишь аппетиты продавцов, но не размер заключенных реальных сделок. Поэтому торг здесь уместен.

Тенденции спроса

Основные тенденции спроса, ранее наблюдавшиеся на региональном рынке готового бизнеса, проявили себя и в 2013 году. По-прежнему повышенным спросом пользуются предприятия сферы услуг: кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки. После двух лет падения стабилизировался спрос на торговые предприятия.

В производственной и строительной сферах спрос сохраняется на уровне прошлых лет.

При этом продолжает снижаться спрос на строительный бизнес и предприятия, производящие стройматериалы. Спрос на турбазы, базы отдыха и другие туристские объекты по-прежнему невысок. Как и ранее, основная причина этого — проблемы с оформлением прав собственности (либо долгосрочной аренды) на земельные участки.

Как и все предыдущие годы, инвесторы неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее 1 года. Это относится в первую очередь к предприятиям, требующим значительных капиталовложений — производство, «общепит», автосервисы и тому подобное.

Сохранилась и новая тенденция, отмеченная ранее — инвесторы все чаще предпочитают вместо приобретения в собственность брать готовый бизнес в аренду (иногда с последующим выкупом).