Культурный взрыв

Станет ли 2013-й годом прорыва в иркутской культуре? Такое странное название получила общественная дискуссия, организованная на прошлой неделе клубом молодых ученых «Альянс» и комиссией по культурной политике Общественной палаты города Иркутска. Порассуждать о местной культуре, ее падениях и взлетах, собрались представители общественных организаций, администрации города и учреждений культурной сферы. К единому мнению, как обычно, не пришли, зато хорошо поговорили.

Сможет ли открытие новой библиотеки спровоцировать взрыв в иркутской культуре, покажет время.

Руководитель клуба молодых ученых «Альянс» Алексей Петров, с недавних пор возглавляющий комиссию по культурной политике в общественной палате города Иркутска, уверен, что общественные дискуссии способны родить рациональное зерно в процессе осмысления и формирования местной культуры. «Мы пытаемся найти некий новый формат взаимодействия с гражданами, которым учреждения культуры оказывают различные услуги. Поэтому мы смотрим, делимся опытом и информацией, что происходит в соседних городах, регионах, — говорит он. — Планируем такие встречи проводить в течение всего года раз в месяц-два. Очень хочется создать такую площадку, на которой можно было бы собрать всех, кому интересна культура, и реально поговорить о том, чего они хотят».

Как известно, 2013 год объявлен губернатором Иркутской области Годом библиотек в регионе. Повод для этого у Приангарья значительный — в конце марта будет официально открыта обновленная Иркутская областная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Случай уникальный — впервые в современной России региональная библиотека получает в пользование построенное специально для нее новое специализированное десятиэтажное здание со всем необходимым современным оборудованием. Стоимость глобального проекта составила более миллиарда рублей, но будет ли все это востребовано жителями Иркутской области — большой вопрос, поскольку сегодня библиотеки в принципе являются одними из самых малопосещаемых учреждений культуры. Почему это происходит и можно ли считать, что открытие Молчановки станет прорывом иркутской культуры в этом году? Эти вопросы были предложены участникам дискуссии к обсуждению.

Несмотря на то, что представители данной библиотеки на встрече присутствовали, они предпочли воздержаться от прямого ответа и вместо этого принялись рассказывать, какие именно современные формы для привлечения читателей они сегодня используют. Так поступили и все остальные участники дискуссии: рассказывая о том, какие мероприятия проходят в их учреждениях, они признавались, с каким равнодушием публики им приходится сталкиваться.

Так, например, начальник управления культуры администрации Иркутска Ольга Аксаментова рассказала о том, как несколько дней назад организовывала встречу для молодых специалистов учреждений культуры города, на которую было приглашено более 80 человек. Выяснилось, что ни один из них никогда не был в Музее истории города (именно там проходила встреча), поэтому собрание пришлось начинать с массовой экскурсии. «Что уж говорить о простых людях, если даже работники культуры не бывают в музеях», — прокомментировал Алексей Петров.

Почти у каждого участника дискуссии нашлась вопиющая история о бескультурии сограждан из практики их учреждения, однако внятно сформулировать, как можно было бы переломить ситуацию, не смог никто. Разговор о культурном прорыве довольно быстро трансформировался в «плач Ярославны». Причины бедственного положения назывались разные, причем пресловутый недостаток финансирования стоял далеко не на первом месте. Например, многие участники дискуссии посетовали на то, что им негде размещать информацию о своих мероприятиях, и прямо сказали, что им бы очень помогло наличие некого единого открытого интернет-портала, где все учреждения культуры могли бы бесплатно размещать свою рекламу. Но, пожалуй, главным обстоятельством, повлиявшим на возрастающую непопулярность культурных учреждений у населения, была названа их неспособность установить контакт с молодым поколением.

Директор Института культуры и искусств САПЭУ Светлана Домбровская, которая до этого долгое время возглавляла культуру Иркутска, привела статистические данные, после которых, по ее мнению, нужно срочно что-то делать: «В Сибирском федеральном округе Иркутская область занимает предпоследнее место по образовательному уровню людей, работающих в сфере культуры. У нас процент людей, имеющих высшее образование в этой сфере, составляет всего 21,3, в то время как в Кемерово, например, 53%. Но возраст работников культуры играет не меньшую роль. У нас людей в возрасте до 30 лет, работающих в культуре, всего 17%. От 30 до 50 лет — 34%. Остальные — это люди пенсионного возраста. Конечно, большинство этих людей просто не способны понять молодое поколение, и не потому, что они хуже, они просто другие».

В то же время, отметила Светлана Домбровская, в регионе есть хороший потенциал: 24 тыс. детей в Иркутской области учатся в музыкальных школах, более 700 человек получают образование в пяти среднеспециальных учебных заведениях, имеющих отношение к культуре; более 50 тыс. детей состоят в разных творческих молодежных коллективах; 127 тысяч человек занимаются в школьных кружках и секциях творчества.

По мнению Светланы Домбровской, от тех 200 тыс. детей, которые потенциально могут прийти работать в сферу культуры, реально останутся единицы. Главным образом потому, что в городе нет бесплатных вузов, обучающих работников культуры. «И эта проблема может привести к тому, что через 15-20 лет в Иркутске в сфере культуры просто некому будет работать, — отметила она. — Поэтому самым главным вопросом в любом учреждении должна стать кадровая политика по привлечению на работу молодых специалистов».

На встрече также озвучивались различные идеи по повышению статуса учреждений культуры в глазах иркутян. В частности, член общественной палаты Иркутска, предприниматель Сергей Маяренков, посоветовал культурным учреждениям пробовать строить свою работу как бизнес, а для повышения имиджа — участвовать в общегородском карнавале. На это Ольга Аксаментова тут же оживилась и сказала, что «они у меня пойдут», имея в виду, что подведомственные ей библиотеки и музеи обязательно примут участие в городском празднике. Она же, кстати, наиболее эффективным способом привлечения молодежи в учреждения культуры считает принудительный. «У директивного метода много преимуществ, и в этой ситуации он наиболее действенный», — заметила она несколько раз в течение почти двухчасовой дискуссии, и никто не стал с ней спорить.

Антон Кокин