Культурный БАМ

Вести с грандиозных бамовских строек гремели по всему СССР, и очень скоро глухие поселки в тайге стали эпицентром советской культуры. Главные кумиры того времени Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Дин Рид и многие другие рвались на стройки БАМа, чтобы выступить на сопках перед молодыми строителями. Культурная жизнь и в городах Приангарья в советский период была достаточно насыщенной, но на БАМе она бурлила.

Рабочих и других желающих участвовать на стройках БАМа было так много, что большинству приходилось отказывать: уже в первый год конкурс в отряды был в среднем 1 к 10. Отбирали в основном парней 20-25 лет строительной специальности и с производственным опытом. Девушки на БАМе появились позже, и они порой давали фору мужчинам. К примеру, некоторые авантюристки проходили пешком по тайге 70 км от Усть-Кута до Звездного. Таких принимали в бамовскую семью сразу и безоговорочно.

Василий Швайкин: «Стройка стройкой, но любой человек мечтает о любви и счастливой семейной жизни».

В первое время рабочие трудились по 16-18 часов в тяжелых условиях: жили в палатках, а затем в наспех построенных щитовых домах. Летом отмахивались от жуткой мошкары и комаров, а зимой мерзли в сорокаградусный мороз. Но амбициозная молодежь хотела жить в тайге не хуже, чем в городе. Как рассказывает секретарь комитета ВЛКСМ СМП 571 «Юность Сибири» Владимир Онищенко, в Улькане уже в августе 1975 года начали асфальтировать 100-метровую беговую дорожку и площадку под стадион (к первой спартакиаде трудовых коллективов западного участка БАМ).

Власти понимали, что на одном голом энтузиазме стройка века долго не протянет. Нужно было постоянно чем-то подпитывать боевой дух романтиков. Для этих целей и были организованы агитпоезд «Комсомольская правда», фестиваль искусств «Огни магистрали» и многие другие культурно-массовые мероприятия.

Красный эшелон

«Нынешний агитпоезд ждут 20 тысяч молодых строителей БАМа. Им предстоит проложить линию длиной в 3150 километров… Там, где не пройти поезду, высадятся таежные агитдесанты: на вертолетах, машинах, вездеходах», — писали корреспонденты «Комсомольской правды» в августе 1975 года, анонсируя запуск агитпоезда.

Уже в октябре следующего года «красный эшелон» — так его называли в народе за яркий цвет — сделал свою первую остановку в Тынде. Все вагоны агитпоезда были украшены флажками и плакатами с различными лозунгами. Внутри здесь располагались не только купе для приезжих артистов и лекторов, но и читальный зал с библиотекой, выставка с репродукциями из Третьяковской галереи и даже клуб с кинозалом.

«Там, где не пройти поезду, высадятся таежные агитдесанты: на вертолетах, машинах, вездеходах».

«Много времени уделялось агитационной информации. Приезжие лекторы рассказывали об исторических фактах, предшествующих строительству сибирской железной дороги, о том, какие перспективы открывает БАМ. Часто обсуждалась с бамовцами и тема экологии, насколько важно сохранить природу в ходе активного строительства. Например, в Улькане возле многоэтажных домов обязательно оставлялись нетронутыми лесные массивы, чтобы люди могли там отдыхать, — вспоминает бывший главный диспетчер «Ангарстрой» по строительству западного участка БАМ Василий Швайкин. — Также проводились лекции и о семье. Стройка стройкой, но любой человек мечтает о любви и счастливой семейной жизни. Для молодых бамовцев эта тема была актуальной как никогда».

Петь с крыши движущегося поезда

На бамовский фестиваль «Огни магистрали» каждое лето приезжали известные люди. Аншлаг собирали такие артисты, как Иосиф Кобзон (он же являлся и сценаристом фестиваля на БАМе), Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Надежда Бабкина, американский певец Дин Рид. Строители были рады и встречам с композиторами Микаэлем Таривердиевым и Александрой Пахмутовой, поэтом-песенником Николаем Добронравовым, актером театра и кино Георгием Жженовым, олимпийским чемпионом Александром Медведем и многими другими.

Это сейчас во время гастролей у столичных звезд большой райдер. На БАМе же самые топовые артисты того времени спокойно относились к выступлениям в полевых условиях.

«Все наши приезжие гости понимали, какая тяжелая работа у строителей. Ни разу не слышал жалобу ни от одного из артистов, — рассказывает первый секретарь Иркутского обкома ВЛКСМ в годы строительства БАМа Анатолий Орлов. — Все они оказались простыми в общении людьми. Валя (Валентина Толкунова — прим. ред.) была красивой, статной и скромной девушкой. Мы с ней много общались, она рассказывала мне про свою жизнь, семью. Очень подружились и со Львом Лещенко. Если бы сейчас с ним встретились, уверен, что он бы вспомнил меня».

Дин Рид и солистки вокально-инструментального ансамбля «Верасы» Ядвига Поплавская (в центре) и Надежда Микулич. Тында. 18 августа 1979 г.

В первые годы стройки столичные звезды выступали на открытом воздухе, где для них сооружали сцену из подручных материалов. Зрители же устраивались вдоль сопок.

Самая необычная сцена была возведена в Кунерме. Она углублялась в озеро, держалась там на сваях.

Позже концерты проводились на стадионах и в клубах. Одним из самых эффектных бамовских номеров стало выступление Дина Рида на крыше поезда, движущегося по только что положенным рельсам БАМа. Этот вокальный экстрим вошел в фильм «Я желаю вам счастья», снятый о пребывании американского борца за мир на советской стройке. Комсомольцев он потряс не только своими политическими взглядами, но и искрометным рок-н-роллом и открытостью. Во время выступлений Дин Рид активно общался с залом: спускался к зрителям со сцены, пожимал им руки, призывал их петь вместе с ним. И они пели, повторяли 4-6 иностранных слов из припева.

Владимир Онищенко как будто вновь оказался там, в незабываемой бамовской юности: «Дин Рид был восхищен БАМом! Удивлялся, сколько там много молодежи, какие у них у всех одухотворенные и счастливые лица. Мы встретились во второй раз с Дином в 1984 году в Останкино, через пять лет после его визита на БАМ. Я тогда участвовал со своей песней «Приглашение в Улькан» на передаче «Вокруг музыкального глобуса» на ОРТ. Дин Рид к тому времени уже немного говорил по-русски, и мы с ним за пару дней стали лучшими друзьями. Настолько он, прилетевший с другого континента чужестранец, был своим в доску».

«Побольше бы таких драк»

В советское время вообще не было способа лучше познакомиться с культурой разных народов, чем поехать на БАМ и другие комсомольские стройки.

Над каждым из строительных поселков шефствовала своя республика. Поселок Звездный создали посланцы из республики Армения. Поселок Ния был спроектирован и построен строителями из Грузинской ССР; Улькан — комсомольскими отрядами из Украины и Азербайджана. Рекордсменом стал поселок Кунерма — там работали представители около 65 народностей и национальностей (в том числе подразделения из Дагестана, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии). Приезжали туда даже иностранные студенты из Чили и Никарагуа, обучавшиеся в Москве.

Владимир Онищенко: «Дин Рид, прилетевший с другого континента чужестранец, был своим в доску».

Общение с людьми разных национальностей культурно обогащало всех, кто участвовал в грандиозном строительстве. Знакомство с обычаями, национальными песнями и танцами, дегустация блюд разных кухонь и заморские продукты — свободное время бамовцев пролетало незаметно.

Во всех статьях о БАМе обычно пишут, как люди разных народностей дружно жили, и ни у кого не возникало разногласий. Возможно, так оно и было, но вот на других комсомольских объектах, к примеру, при строительстве Усть-Илимска, серьезные и курьезные прецеденты случались.

«Не успели в Усть-Илимск заехать поляки, на них тут же стали жаловаться русские. Дело в том, что в Польше можно купить бутылку водки и начать ее пить из горла прямо в магазине. Про русских хоть и говорят, что мы пьющая нация, но у нас так не принято, — смеется Анатолий Орлов. — В другой раз, наоборот, наши строители ощутили, что значит общая славянская кровь. Возле общежитий завязалась драка между венграми и болгарами. Последние кричат русским: «Братушки, братушки! Помогите, наших бьют!». И советские ребята тут же вылетели заступаться за болгар. Целых 10 болгарских парней потом остались жить в Усть-Илимске, женились на русских. Все же остальные иностранцы после окончания строительства вернулись к себе на родину».

Иногда «межнациональная рознь» даже приносила материальную пользу. Как-то ночью в ресторане подрались немцы с венграми и нанесли большой урон имуществу. Но на утро директор заведения сияла как начищенный пятак. «Побольше бы таких драк», — мечтала она. Оказалось, немцы, среди которых было много столяров-отделочников, за 6 часов полностью отремонтировали помещение. Стало даже еще лучше, чем было до стычки.

«Лучше в космосе погибнуть, чем здесь»

На стройках комсомольцы получали колоссальный опыт по общению с разными людьми. Больше прочих, многих бамовцев впечатлили встречи с космонавтами.

Пожалуй, в освоении космоса и строительстве БАМа даже есть что-то общее. Как при первом запуске ракеты, так и в начале стройки многие люди до конца не верили, что это вообще возможно.

Встреча Л. И. Брежнева с молодыми строителями БАМа. 1978 г.

«Не брешите», — отмахивались местные жители старого поселка Улькан от молодых строителей, которые обещали через полтора года проложить железную дорогу среди гор и бескрайнего леса.

И казалось, что на комсомольских стройках не действуют привычные законы физики. Так же, как и в невесомости.

«Один раз летели мы на вертолете на место, где строили Северобайкальский тоннель. Спрашиваем по рации у строителей, чем они занимаются. Они отвечают: «Купаемся». Мы обалдели: зима, горы, сугробы по 5-6 метров, а они купаются! Оказалось, во время работы специалисты наткнулись на горячий источник и принимали душ в буквальном смысле», — вспоминает Орлов.

Также очевидцы рассказывают, что однажды шокирующая история случилась даже с известным космонавтом Виталием Севастьяновым.

Анатолий Орлов продолжает свой красочный рассказ: «Мы с Виталием несколько раз летали на вертолете по различным объектам. Один раз во время полета на перевал Даван наш вертолет попал в снежное облако. Ничего не было видно, сильно трясло. Говорят, что в такие моменты проносится вся жизнь перед глазами, но я и подумать ни о чем не успел. Наш летчик, слава Богу, не растерялся, опустился, прижался к речке. Мы развернулись и полетели назад в Северобайкальск. Чтобы отойти от шока, пошли в баню. Запомнились слова Виталия: «Лучше уж в космосе погибнуть, чем здесь». Он рассказал, как в военные годы его, тогда еще мальчишку, немцы повели на расстрел. В него выстрелили, но он каким-то чудом выжил. Как минимум два раза жизнь его спасала от смерти».

Иногда космонавты делились с бамовцами и историями, как сталкивались со смертельной опасностью в невесомости. К примеру, первый в истории космонавтики выход в открытый космос в 1965 году едва не закончился трагедией.

«Скафандр Алексея Леонова сильно раздулся от избыточного давления, и он не мог забраться обратно в шлюз корабля. Ему пришлось нарушить некоторые инструкции, и каким-то чудом он протиснулся. Во время борьбы за свою жизнь пульс у Алексея дошел до 190 ударов, он весь хлюпал в поту и едва-едва не упал в обморок от теплового удара. За полтора часа эксперимента Леонов похудел на 6 кг. Алексей оказался заядлым анекдотчиком, он мне рассказал много баек про свои полеты в космос. Многие из них очень смешные, но цензуру не выдержат», — смеется Анатолий.

Анатолий Орлов: «Приезжие гости понимали, какая тяжелая работа у строителей. Ни разу не слышал жалобу ни от одного из артистов».

Космонавты вдохновляли комсомольских строителей не только увлекательными историями, но и своей нескончаемой энергией.

«Помню, как ждали на БАМе космонавтов Владимира Джанибекова и Жугдэрдэмидийна Гуррагча, монгола по происхождению. Их встречали как настоящих героев — они отправились к нам в тайгу на фестиваль советско-монгольской дружбы всего через две недели после завершения совместного полета. Чувствовалось, что они были уставшими. Но это не помешало им на пару станцевать под русскую народную музыку», — добавляет красок в бамовско-космическую эпопею Василий Швайкин.

Культурная жизнь на комсомольских стройках была такой же необъятной, как и сами сибирские просторы. Развлекали и вдохновляли на подвиги бамовцев не только столичные звезды, но и иркутские ансамбли. Многие самодеятельные коллективы зарождались прямо на БАМе (например, театр «Молодая гвардия» в поселке Звездный, в котором играли члены бригады монтеров пути Александра Бондаря). У строителей хватало сил и энергии на полуночные репетиции после тяжелого рабочего дня. Сейчас нам предлагают массу тренингов о самореализации и тайм-менеджменте. Стоит спросить об этом у комсомольцев. Они-то точно знают секрет, как из 24 часов в сутках сделать 48.

Анастасия Елизарова