Культполет под юбилейным соусом

Уходящий год навсегда останется в истории города под грифом «350-летний юбилей Иркутска». По этой причине почти все события, особенно культурные, происходившие в этом году, подавались (и до сих пор подаются) горожанам под «юбилейным соусом». Многие из них состоялись бы и без этой круглой даты, но, возможно, имели бы не такой масштаб, другие — специально были организованы под юбилей, третьи — никак не зависели от праздника, и можно сказать, вовсе его не заметили. Так или иначе все, что успело произойти, может быть поделено на две категории: частное и общее, эксклюзивное и массовое, малое и большое. При этом, как можно заметить, второе далеко не всегда оказывалось лучше первого.

Академическое искусство из собрания Государственного Эрмитажа радовало иркутскую публику на протяжении нескольких месяцев.

Начало года прошло под знаком деклараций о намерениях. Юбилейные обещания, заявления о будущих проектах, мероприятия в будущем времени. Основная часть глобальных событий была запланирована на вторую половину года, поближе к официальной дате празднования юбилея. Тем не менее кое-что из того, что не вписывалось в распиаренные проекты, часто заслуживало даже большего внимания со стороны культурной публики.

Могли остаться незамеченными

В конце марта в Иркутске выступил ансамбль «Академия старинной музыки» под управлением скрипачки Татьяны Гринденко, который уже больше 30 лет занимается тем, что исполняет средневековую музыку так, как она должна была звучать во времена своего написания. Музыкантам в этом помогают особые конфигурации инструментов. Как объясняет сама Татьяна Гринденко, во времена барокко музыка исполнялась исключительно в камерных залах, поэтому, например, струнные инструменты не нуждались в большой громкости и имели несколько другое строение: в частности меньшие размеры. Так, в Иркутске благодаря «Академии старинной музыки» впервые в аутентичном исполнении прозвучал Моцарт. Программа выступления называлась «Старое и новое», так что во втором отделении музыканты исполнили современную академическую музыку. Произведения композиторов-минималистов Георгия Пелециса, Павла Карманова и Филиппа Гласа также впервые прозвучали в Иркутске со сцены.

Следующее культурное потрясение (в хорошем смысле) ждало иркутян во второй половине апреля, когда в город приехали артисты Государственного академического театра оперы и балета Республики Бурятия (Улан-Удэ). Они поспешили поздравить Иркутск с юбилеем, а заодно обкатать на местной публике три одноактных балета, которые поставил в Улан-Удэ канадский балетмейстер Питер Куанц. Современный балет в лучших традициях Баланчина со своими собственными хореографическими находками явился настоящим подарком для иркутской публики, которая, признаться, не избалована серьезными балетными постановками. Любопытно, что один из балетов был создан Питерем Куанцем прямо в Бурятии — на основании впечатлений от этнографических и религиозных особенностей бурят. Так, главным героем балета Dzambuling стал тотемный первопредок бурят Буха Нойон (что в переводе с бурятского означает «бык хозяин»).

Совершенно неожиданно при содействии общественной организации «Альянс-Франсез» в Иркутске появился молодой французский художник Бертран План, который летом этого года совершал путешествие по России на автомобиле и в наиболее крупных городах показывал свои инсталляции под названием Bump it! Художественный смысл работы состоял в том, что автор сначала стирал, а потом возвращал обычным вещам их истинное лицо при помощи проецируемых на них фотографий. Бертран План в каждом городе собирал несколько обычных бытовых предметов (столы, стулья, тумбочки, швабры, ведра и т.д.), выстраивал их в определенном порядке и фотографировал: сначала каждый предмет в отдельности, а потом целиком композицию. Затем, оставляя вещи на своих местах, он аккуратно красил их в белый цвет. После этого полученные цветные фотографии загружались в компьютер, обрабатывались и проецировались на предметы, сначала последовательно, затем целиком. Согласно задумке, вещи снова обретали плоть и кровь, но уже с помощью технологий.

То, что не вписывалось в юбилейные проекты, часто заслуживало даже большего внимания со стороны культурной публики.

Немецкая опера «Нуш-Нуши» композитора Пауля Хиндемита была показана в областном театре кукол «Аистенок» 6 сентября. Театр «Моттенкефихъ» (что в переводе с немецкого значит «клетка для моли») из города-побратима Иркутска Пфорц­хайма привез свой спектакль в качестве подарка на юбилей. Особенность постановки заключается в том, что всех персонажей «играют» марионетки, а содержание пьесы носит весьма пикантный характер. Четыре жены императора одновременно изменяют своему супругу, а генерала армии оскопляет неведомый зверь по имени Нуш-Нуши. 90 лет назад, когда эта опера впервые была показана в Германии, случился большой скандал. А в Иркутске все прошло при полном одобрении многочисленной публики.

Нашествие фестивалей

Художественная жизнь Иркутска в этом году была отмечена двумя крупнейшими выставочными проектами. Оба они открылись в августе и были представлены на обозрение иркутян в течение нескольких месяцев.

Так, главной привозной выставкой стала экспозиция из Государственного Эрмитажа — «Мастер и его творение. Произведения западноевропейской живописи, скульптуры и графики», которая стала десятым по счету приездом одного из главных музеев страны в Иркутск (в первый раз Эрмитаж приезжал в Иркутск в 1968 году). Особенностью этой экспозиции стало то, что выставка была подготовлена специально для Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева, с учетом его площадей и особенностей. В Иркутск привезли 87 единиц хранения, как называют их казенным языком музейщики. Из них 46 произведений графики, 33 живописных полотна и восемь скульптур. Имена авторов говорят сами за себя: тут и мастера Высокого Возрождения — Микеланджело, Дюрер, Тициан; представители «золотого века» живописи Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Мурильо и их современники: скульптор Бернини и офортист Калло; создатели «большого стиля» во Франции: Лебрен, Риго, Жирардон, а также авторы XVIII века — эпохи рококо, нарождающихся реалистических тенденций и неоклассицизма: живописцы Буше, Шарден, Менгс, гравер Пиранези и скульптор Канова.

Другим крупнейшим проектом, также открывшемся в августе этого года, стала выставка всемирно известного скульптора Даши Намдакова, когда-то начавшего свой творческий путь в Иркутске. Начиная с 2000 года, когда в Иркутском художественном музее прошла его первая персональная выставка, он считает своим долгом каждый новый этап своего творчества показывать в столице Восточной Сибири. Так произошло и в этом году. Иркутяне уже видели Даши — скульптора малых пластических форм, Даши — ювелира, Даши — графика, новая экспозиция получила название «Бронзовая Азия» и представляет нового Даши Намдакова — автора монументальных скульптур. На выставке были представлены только новые скульптуры, отлитые в мастерской в Италии. Сам автор приезжал в Иркутск в дни празднования юбилея и показывал свою выставку вип-гостям БЭФа.

Сентябрь оказался также очень насыщенным в отношении культурных событий. Во-первых, потому что 14 числа прошло основное празднование юбилея Иркутска, а во-вторых, один за другим состоялись традиционные фестивали: «Звезды на Байкале» и Вампиловский театральный фестиваль современной драматургии.

Программа фестиваля классической музыки «Звезды на Байкале» включала в этот раз целых 12 концертов, которые по традиции прошли на трех площадках города: на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского, в концертном и органном залах Иркутской областной филармонии. Еще одной площадкой работы фестиваля стала Иркутская областная школа искусств, где состоялось традиционное прослушивание одаренных музыкантов в рамках программы фонда «Новые имена». Приглашенным фестивальным оркестром в этом году стал старейший симфонический коллектив России — Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (Москва) под руководством Владимира Федосеева. Также в Иркутске в рамках фестиваля выступили Государственный квартет им. А.П. Бородина, Камерный оркестр Савойи из Франции, органист Гарри Гродберг, пианист Владимир Тропп, Ансамбль Виктории Мулловой с проектом The Peasant Girl. Иркутский губернаторский симфонический оркестр по традиции не остался в стороне от мероприятий «Звезд на Байкале» и сыграл два концерта с приглашенными солистами. Также в фестивале принял участие оркестр юных музыкантов Иркутской области «Созвездие Байкала» и стипендиаты конкурса «Новые имена». Художественный руководитель «Звезд на Байкале», с этого года уже Народный артист России Денис Мацуев принял участие сразу в нескольких концертах программы фестиваля.

Следом за «Звездами на Байкале» в Иркутске стартовал еще один важнейший фестиваль Иркутска — VIII Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, который прошел с 15 по 21 сентября на нескольких театральных площадках города. В этом году фестиваль расширил свою географию и увеличил участие заграничных театров. Свои спектакли по произведениям русских драматургов показали театры Myung Pum из Южной Кореи («Записки сумасшедшего» Гоголя) и японский Theater Anjelus («Утиная охота» Вампилова). Кроме этого, со своим творчеством иркутян познакомили Камчатский театр драмы и комедии, Ростовский академический театр драмы им. М.Горького, Северский театр для детей и юношества, московская студия SounDrama, Новосибирский драматический театр «На левом берегу», Театр для детей и молодежи г. Кемерово, московская творческая мастерская «ТЕСТ», Пермский театр юного зрителя, петербургский Камерный театр Владимира Малышицкого. Торжественно открывал фестиваль Малый театр России с постановкой «Волки и овцы» по Островскому.

Во второй половине ноября в Иркутске прошел еще один традиционный фестиваль, пользующийся большим успехом у публики — «Джаз на Байкале». Биг-бэнд Игоря Бутмана, трио Льва Кушнира и певица Сэнди Паттон из Швейцарии, звезды нью-йоркского джаза Алекс Нахимовски, Билл Эванс, Виктор Бейли — выдающиеся музыканты, уже покорившие мировые сцены, выступали в рамках фестиваля с молодыми иркутскими джазовыми коллективами в течение трех дней в Иркутском музыкальном театре и Областной филармонии. Также в рамках фестиваля впервые прошел конкурс молодых джазменов на базе открывшегося в этом году Института культуры.

Антон Кокин