Куда устремится экспортный вектор?

В Иркутской области, обладающей высоким промышленным и природно-ресурсным потенциалом, весомой статьей дохода всегда являлась добыча сырья, его первичная переработка и поставка за пределы региона. Такое положение дел остается актуальным и сегодня, однако свой потенциал начинают обретать и новые экспортные направления. Об этом рассказывает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь.

— Алексей Иванович, начнем с сильных сторон экспортного потенциала Приангарья.

— В Иркутской области исторически сложилось так, что регион развивается в значительной степени за счет добычи и поставки природных ресурсов за его пределы. Вместе с тем сегодня в области модернизируются и создаются производства, ориентированные на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Это, в частности, проекты, связанные с газохимией, переработкой леса, выпуском нефтепродуктов, и другие. И будем надеяться, что отдача от них в региональный бюджет в дальнейшем существенно возрастет.

Хотя несомненно, что Иркутская область еще долгое время будет оставаться поставщиком леса, нефти и другого сырья. Но в мировой практике данная ситуация не уникальна, главное в этом случае грамотно распорядиться имеющимися ресурсами. Так, бюджет Норвегии сегодня более чем на 30% формируется за счет доходов от нефтегазовой отрасли. Бюджет ОАЭ еще 20 лет назад почти на 80% зависел от нефти, а сегодня доля этих доходов снизилась также примерно до 30%. А в Дубае, где в свое время была сделана ставка на развитие несырьевых отраслей экономики, в частности, туризм, — не превышает 6%.

Другое дело в том, что в Иркутской области мы имеем несопоставимую с названными странами по масштабам территорию, для развития которой, безусловно, необходимы колоссальные инфраструктурные вложения. Но на создание такой инфраструктуры, особенно в северной части нашего региона, ни у бизнеса, ни у государства пока нет средств.

— Но ведь еще «вчера» в Иркутской области с «нуля» строились города в тайге, огромные производства с сопутствующей инфраструктурой.

— Сегодня мы живем в другой формации, интересы развития той или иной части области в отраслевом разрезе определяет рынок. Если рынок «чувствует», что возникают перспективы, связанные с реализацией какой-то продукции, то, как следствие, появляются новые производства, такие как предприятие по выпуску картона в Усть-Илимске или же завод по переработке газа в Усть-Куте.

Нельзя не принять во внимание и тот факт, что раньше спрос на продукцию из Иркутской области был велик внутри нашей страны — регион обеспечивал ресурсами крупные стройки, работал на оборонную промышленность. Сегодня же можно и нужно ориентироваться на экспорт за рубеж. И в этой связи у нас есть хорошие возможности стать сибирским центром развития международных экономических отношений, в первую очередь со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

— В Сибири много сырьевых регионов, почему именно мы можем претендовать на роль такого «центра»?

— В первую очередь нашим неоспоримым преимуществом как экспортно-ориентированного региона является низкая стоимость электроэнергии, что привлекательно для создания больших энергоемких производств.

Во-вторых, действующие или планируемые центры переработки расположены, как правило, вблизи существующих железнодорожных магистралей — Транссиба и БАМа. То есть логистическая возможность поставлять сырье покупателям у нас также есть.

В-третьих, основным потребителем сибирских ресурсов на сегодняшний день является Китай. Близкое к нему расположение — тоже одно из наших преимуществ. Впрочем, это преимущество имеет и обратную сторону — в условиях серьезного спроса со стороны КНР необходимо следить за тем, чтобы наш экспортный рынок не превратился в рынок покупателя со своими жесткими требованиями по уступкам.

— Как в таких условиях логичнее всего выстраивать планы экспортного развития?

— По большому счету во многом это зависит от планов крупных производителей и компаний-поставщиков. У них достаточно внутренних ресурсов, чтобы грамотно спрогнозировать возможности сбыта в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В зависимости от этого они и будут перенастраивать и наращивать свои производственные мощности.

У государства тоже есть возможность повлиять на развитие экспорта с помощью разработки и внедрения определенных «правил игры». Речь, в первую очередь, идет об установке системы различных льгот для экспортно-ориентированных компаний. Работа в этом направлении ведется на федеральном уровне, причем как в направлении предоставления преференций, так и путем внесения изменений в таможенное законодательство.

— Наблюдаются ли в последнее время изменения в географии экспортных поставок?

— То, что существенно возрос объем поставок в Китай, видно и невооруженным взглядом, однако определенный объем поставок из Иркутской области сохраняется в Южную Корею, Монголию, Вьетнам, Японию и другие азиатские страны. Сохраняется положительная динамика экспорта и в европейские страны — Германию, Польшу, Белоруссию.

Как я уже отметил, очень заинтересована в развитии отношений с нами Монголия. Монгольских партнеров привлекают наши товары промышленного производства, продукция АПК, удобрения. Да и сама страна предлагает достаточно качественные товары, в том числе продукты питания и напитки. Нацеленность на тесное сотрудничество подтверждают и результаты состоявшихся недавно российско-монгольских переговоров на высшем уровне.

При этом для развития полноценного торгового диалога и выхода отношений на более высокий уровень Монголия выражает желание получить ряд преференций, которые она получает от других стран. Но этот вопрос должен решаться на федеральном уровне.

— Вы упомянули продукцию АПК как новое направление внешнеэкономической деятельности региона. Эта сфера действительно имеет экспортный потенциал?

— Если говорить об АПК, то интерес к продукции этой сферы, произведенной в регионе, действительно высок. Речь идет о продовольственном зерне, о рапсе, о продуктах переработки сельскохозяйственного сырья. Считаю, что сегодня для предприятий АПК есть повод задуматься. Растет спрос на продукцию из категории «дикоросов». Отчасти развитие нового для нас экспортного направления связано с тем, что за рубежом сибирские продукты котируются из-за высокого качества и относительно низкой цены.

Пока рано говорить о том, что наши продукты вот-вот появятся на полках всех китайских супермаркетов. Мы только начали выходить с подобной продукцией, организовали пробные поставки. Но еще раз повторюсь — интерес велик. Это заметно по выставкам, прошедшим в этом году в Харбине, Пекине и Шанхае, на которых присутствовали наши производители.

К слову, в ноябре в рамках Китайской международной выставки пищевых продуктов, напитков и здорового питания INIF 2019 в Пекине совместно с минсельхозом области мы впервые представили международный товарный знак производителей продовольственных товаров региона Baikal Natural. Он уже зарегистрирован, в том числе в Китае, и будет присваиваться тем видам пищевой продукции, которая произведена в экологически чистых условиях, по безопасным технологиям и обладает высокими потребительскими свойствами. На продовольственной выставке в Шанхае производители из Иркутской области также представили свою продукцию под этим единым брендом.

— Говоря об экспорте, мы чаще имеем в виду компании определенного масштаба, у кого есть ресурсы для развития внешнеэкономической деятельности, а как быть мелким и средним предприятиям?

— Условия для того, чтобы малые или средние предприятия вышли самостоятельно на внешний рынок, сегодня существуют. Государство в части федеральных и региональных программ поддерживает такого рода экспорт, особенно если речь идет об экспорте несырьевых товаров. За счет бюджетных средств и мер государственной поддержки компаниям помогают организовать и поддерживать поставки. К сожалению, далеко не всегда и не все представители малого и среднего бизнеса знают, куда можно обращаться за поддержкой, к кому идти, хотя сегодня на уровне региона работает десяток институтов развития, созданных специально для этих целей.

И в этой ситуации задача ТПП Восточной Сибири как крупнейшего бизнес-объединения региона, в первую очередь, — поддерживать малые и средние предприятия, работать вместе с органами власти и институтами поддержки над реализацией национальных проектов по развитию экспорта. Все возможности для этого у нас есть — это и разветвленная система торгово-промышленных палат внутри страны, и налаженное конструктивное взаимодействие с иностранными ТПП и торговыми представительствами России за рубежом.

Александр Потапов