Кто виноват и что делать

поведала «Почта России», рапортуя о миновавшем кризисе
Коллапс российской почты ощутили на себе жители Приангарья, отоваривающиеся в зарубежных интернет-магазинах — а таких граждан с каждым годом становится все больше. Впрочем, именно растущий объем зарубежных покупок, по заявлениям УФПС Иркутской области, и стал причиной кризиса. На минувшей неделе Почта России отрапортовала о стабилизации ситуации, назначила виновных и традиционно умолчала о небольших собственных хитростях.

Недовольство работой Почты России и в этот раз докатилось до жителей Приангарья, получивших международные посылки с серьезным опозданием. Фото Олега Усова

Наконец, в Иркутск пришла весна. А с ее приходом, столь же неожиданно, как у колхозников ежегодно снег по осени, у Почты России случился коллапс. Международные посылки и так называемые «мелкие пакеты», ранее доходившие в Иркутск за 3-4 недели из США и Европы и за пару месяцев из Китая и Гонконга, теперь добираются до адресатов в 1,5-2 раза дольше. Это огорчает, но уже не удивляет. Любой житель Приангарья (да и не только Приангарья, а любой точки нашей необъятной Родины), не первый год отоваривающийся в зарубежных интернет-магазинах, подтвердит: каждый год в феврале-апреле поток международных посылок резко возрастает, а скорость их доставки — резко падает.

Существование данной проблемы Почта России подтверждает и признает, однако в который раз искренне уверяет клиентов, что ни в чем не виновата. Как сообщает пресс-служба УФПС Иркутской области, структурные подразделения Почты России делают все, для того чтобы разрешить возникший коллапс с доставкой международной почты. «Руководители департаментов и отделов, отвечающих в компании за логистику и производство, организовали круглосуточную работу подотчетных им служб и подразделений ФГУП «Почта России», что дало немедленный результат — сокращение количества не прошедших досмотр посылок, вывоз их в другие места международного почтового обмена, запаздывание с отправкой всего в один день», — рапортуют они.

Виноватые тоже оперативно назначены. Первая в очереди — по традиции, таможня. Ей не привыкать — каждый год по весне, выясняя, кто виноват в очередном почтовом коллапсе, почта и таможня кивают друг на друга, уверяя, что сами-то они тут точно ни при чем. Вот и на этот раз в пресс-службе УФПС Иркутской области говорят: «Почта России еще два года назад предупреждала, что произойдет коллапс из-за международной интернет-торговли, и подготовилась к нему, открыв и за свой счет оборудовав технически, в том числе и техникой для таможни, несколько новых терминалов. Однако таможенная служба не отнеслась к предупреждениям серьезно и не решила свой кадровый вопрос».

При этом в Федеральной таможенной службе России столь же традиционно вины не признают и уверяют, что с их стороны задержек нет, пусть с трудом, но с имеющимися объемами международных отправлений они справляются: «Таможенный контроль по закону проходит в течение суток с момента предъявления МПО к контролю».

Впрочем, список виновных еще не исчерпан — в него попали еще и другие страны Всемирного почтового союза, из которых международные отправления и приходят в Россию. Именно по их вине, уверяют в Почте России, львиная доля отправлений прибывала в аэропорт Шереметьево, для которого такие объемы оказались непосильными. Из-за этого Почте России для ускорения процесса и разгрузки Шереметьево в критические дни приходилось самой развозить международные отправления по другим городам, где были свободные мощности для досмотра и обработки посылок. «В рабочую цепочку были включены два филиала ФГУП: в Самаре и Новосибирске; использовались также мощности Почты России в Оренбурге, Брянске, Санкт-Петербурге и даже Петрозаводске», — сообщают представители ФГУП, забывая, правда, упомянуть, что международные отправления, в том числе и направляющиеся в Иркутскую область, еще с декабря минувшего года начали проходить через Санкт-Петербург или Петрозаводск, а отправления из Гонконга и других стран Юго-Восточной Азии пошли через Новосибирск. Ведь, по уверениям почтовиков, только в результате возникшей весной критической ситуации международные коллеги согласились изменить логистику.

«Теперь потоки почты будут перенаправлены из стран Юго-Восточной Азии в Новосибирск. Скандинавские страны согласились вместо Шереметьево использовать рейсы на Пулково. Америка, Англия, Израиль и Италия направили свою почту через рейсы, прилетающие в аэропорт Внуково», — сообщает Почта России, объявляя о стабилизации ситуации.

Правда, традиционно замалчивает то, что все еще очень существенный срок проходит с момента отправки международных посылок до их официальной регистрации на территории России, весной в период почтового кризиса он увеличился больше обычного и пока не демонстрирует тенденций к снижению. Интернет переполнен неофициально подтвержденными слухами о том, что российские почтовики не спешат регистрировать международные отправления на территории страны и ставить заветную отметку «импорт». Ведь стоит России официально принять посылку, как она оказывается в рамках отечественных нормативно-правовых актов, диктующих определенные нормы сроков доставки и определяющих ответственность почтовиков в случае нарушения этих сроков. А нет импорта — «нет дела», посылки неделями, а то и месяцами висят «между небом и землей», будучи экспортированными из страны отправителя, но не прибыв в Россию. И остается только гадать — то ли самолет с почтой завис на пару недель в воздухе, то ли почту в Россию несут пешком, то ли лежит эта посылка на российских складах в ожидании регистрации, и разыскивать в этот момент ее практически бесполезно — почта одной страны за нее уже не отвечает, почта другой — еще не отвечает.

Елена Петрова