Кто успеет занять свое место в цифровой экономике?

«Ростелеком» раскрыл свое видение будущего и рынков в эпоху «диджитал»
Цифровая экономика — наша новая реальность. Независимо от того, нравится ли вам, что «все уходит в гаджеты», или вас смущает стремительное развитие машин, факт остается фактом: компании, которые «улавливают» высокотехнологичные тренды, вырываются в лидеры и вытесняют менее продвинутых и негибких конкурентов на обочину. Ключевое правило выживания и мощного наращивания бизнес-скоростей можно сформулировать так: «Адаптируйся или проиграешь». О цифровых продуктах, которые не просто помогают автоматизировать процессы, но и полностью трансформировать бизнес-модель, говорили в Приангарье.

Встречу с руководителями крупнейших предприятий региона 25 июня проводили первые лица «Ростелекома» во главе с Михаилом Осеевским, президентом ПАО «Ростелеком», крупнейшего в России провайдера цифровых услуг и решений. Открывая дискуссию на тему «Цифровая экономика: реальность, в которой мы живем», Михаил Осеевский отметил глобальные изменения, ставшие следствием мирового прорыва с точки зрения технологий.

«Во-первых, мы видим глубочайшее проникновение интернета, — отметил глава «Ростелекома». — Второй технотренд — это развитие вычислительных мощностей, которые сегодня позволяют хранить, обрабатывать и использовать колоссальные объемы информации. И, наконец, бурно развиваются мобильные сети, позволяя выходить в интернет там, где раньше это казалось невозможным. Все это вместе принципиально изменило многие отрасли экономики. Наиболее заметна трансформация в области медиа, финансовом секторе, в сфере услуг. В меньшей степени она пока проявилась в тяжелых отраслях — таких как добывающая, машиностроительная, энергетическая. Но, несомненно, это лишь вопрос времени».

В «Ростелекоме» убеждены: скоро в интернете станет больше неодушевленных пользователей, чем людей. По прогнозам, в ближайшие лет десять на каждого жителя нашей планеты будет приходиться более 30 устройств с доступом в интернет. Уже сегодня стремительно развивается так называемый «интернет вещей», где устройства обмениваются данными между собой, без участия человека. Высокотехнологичные гаджеты и оборудование берут на себя многие функции не только в быту, но и в ЖКХ, в государственном управлении, в медицине, образовании и в бизнесе.

«Бизнес в условиях цифровой экономики — это способность извлекать пользу из данных, превращая их в новые продукты, услуги, продажи, — считает Михаил Осеевский. — Информационные технологии позволяют сделать компании более конкурентоспособными, сократить издержки. Очевидно, что те страны, те компании, кто не двигается в этом направлении, останутся в аутсайдерах. Россия очень вовремя сформулировала для себя цели и приступила к реализации программы «Цифровая экономика». «Ростелеком» как инфраструктурный партнер государства принимает в ней активнейшее участие практически по всем направлениям. Наши сверхскоростные каналы передачи данных становятся цифровым транспортом, который несет информацию в систему собственных дата-центров — самых мощных в стране. У нас есть опыт создания и поддержки цифровых платформ, которые являются базой для электронных сервисов, адресованных населению и бизнесу. Они также задействованы в государственных проектах».

Прямая речь
Алексей Черкашин, руководитель компании «ВС Консалт»

Пообщавшись на встрече со специалистами «Ростелекома», мы решили использовать сервисы именно этой компании. Не последнюю роль сыграл тот факт, что серверы оператора находятся на территории России. Таким образом, персональные данные наших клиентов будут храниться в соответствии с требованиями отечественного законодательства — внутри страны…

Подробнее

Инфраструктура для цифрового государства

Известно, что на инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2018 года между правительством Иркутской области, ПАО «Ростелеком» и министерством связи Российской Федерации было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Его цель — устранение цифрового неравенства, обеспечение одинаковых возможностей для всех жителей региона в использовании современных услуг связи, включая высокоскоростной доступ в интернет.

Однако сфера сотрудничества Приангарья и национального провайдера цифровых услуг куда шире. В Иркутской области реализуются проекты, которые лягут в основу «умного региона». Так создается система вызова экстренных служб по номеру «112», и в единую информационную сеть сегодня уже встроены дежурно-диспетчерские и экстренные оперативные службы 42 муниципальных образований. В самом городе Иркутске расширяется зона видеонаблюдения, и записи в режиме реального времени передаются операторам дежурной части муниципального управления МВД.

Интернетизация коснулась и сферы здравоохранения — «Ростелеком» создает инфраструктуру, которая позволит применять цифровые технологии в медучреждениях Иркутской области, тем самым повышая качество врачебной помощи населению. Только в прошлом году по программе обеспечения лечебно-профилактических организаций доступом в интернет было построено около 200 км волоконно-оптических линий связи, к высокоскоростной сети подключено еще 16 поликлиник и больниц. В числе прочих у «Ростелекома» есть решение, которое позволяет создать единый архив медицинских изображений, организовать автоматизированную передачу, хранение и обмен диагностическими изображениями между разными медицинскими организациями.

«Цифровизация экономики сегодня — определяющий показатель развития региона, — заявил на встрече, посвященной данной теме, депутат Государственной думы Сергей Тен. — И это направление в Иркутской области следует усиливать».

Напомним, что Сергей Тен возглавляет ассоциацию «Цифровая эра транспорта» и плотно занимается проектами, связанными с развитием интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

«Мы с коллегами работаем над тем, чтобы ИТС развивались равномерно в каждом регионе, — подчеркнул эксперт по транспорту. — Сегодня субъекты решают эти задачи по-разному. Если не предпринимать никаких действий, через несколько лет это приведет к тому, что мы получим мозаику, где одни регионы — в числе передовиков, другие — в числе отстающих».

Выйти на новый цифровой уровень возможно только при консолидации усилий бизнеса, общества и власти, считает Сергей Тен. В частности, у «Ростелекома» для транспортной отрасли есть собственные разработки и успешный опыт их внедрения. Компания помогает организовать весогабаритный контроль транспорта, системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, освещение дорог и размещение метеопостов, мониторинг движения общественного транспорта и работу сервисов заказа такси.

Чтобы все это работало эффективней, в полную силу, по мнению Сергея Тена, региональному правительству стоит наращивать компетенции в области цифровых технологий. Иными словами, нужно больше грамотных и заинтересованных специалистов, понимающих отрасль изнутри. Несомненно, что такие кадры необходимы не только в структурах власти, но и в частных компаниях.

Прямая речь
Кристина Сосова, директор Иркутского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»

Мы достаточно давно сотрудничаем с компанией «Ростелеком», в частности используем IP-телефонию и широкополосный доступ в интернет. А в связи с развитием в России института страховых представителей, рассматриваем новые высокотехнологичные предложения этого оператора…

Подробнее

Партнер для бизнеса

«Мы живем в условиях, когда все очень быстро меняется. Рецепт успеха — быстро адаптироваться. Именно умение быстро адаптироваться является ключевым конкурентным преимуществом», — обратился к иркутскому предпринимательскому сообществу Валерий Ермаков, вице-президент ПАО «Ростелеком» по работе с корпоративным и государственным сегментами.

По его словам, будущее — за сервисной моделью. Посмотрите, какую трансформацию переживает, например, сфера заказа такси. В нее пришли конкуренты совсем другой — информационной — специализации. И так практически везде. В лидерах по капитализации сегодня находятся ИТ-компании.

И, если вы тоже стремитесь занять свое место в цифровой экономике, не стоит ограничиваться автоматизацией отдельных операций или производственных процессов. Диджитал-трансформация практически полностью перестраивает многие бизнесы.

Топ-менеджеры «Ростелекома» озвучили впечатляющую цифру: инновационные услуги для бизнеса сегодня формируют 70% доходной базы оператора. Сегодня «Ростелеком» — поставщик комплексных интегрированных решений для бизнеса. Традиционная телефония хотя и осталась в перечне услуг, акцент ставится на цифровые сервисы. Драйверы продаж для населения — высокоскоростной домашний интернет, «Интерактивное телевидение», «Умный дом», а для бизнеса — такие облачные сервисы как «Видеонаблюдение», «Виртуальная АТС», «Виртуальный ЦОД (центр обработки данных)», «Защита от DDoS-атак».

Вопросам защиты и безопасности во время встречи в Иркутске уделили особое внимание.

Киберугрозы нарастают, но защита крепчает

Участники конференции смогли легко убедиться, что киберугрозы — это вовсе не мифическая «страшилка». Россия находится на третьем месте в мире по количеству вирусных атак. И столкнуться с неприятностями рискует каждый.

Игорь Ляпунов, вице-президент по информационной безопасности ПАО «Ростелеком», генеральный директор компании «Ростелеком-Solar», показал аудитории данные быстрого теста мобильных устройств, зарегистрировавшихся в сети Wi-Fi на мероприятии. Анализ уязвимостей выявил, что на некоторых гаджетах установлены вредоносные программы, самой разной специализации — от перехвата коротких сообщений до кражи средств со счетов.

«Плотность атак постоянно нарастает. Если вы ставите ваш бизнес в зависимость от информационных технологий, то вы должны обеспечивать безопасность. И это не просто «забор» от угроз. Это порядок в ИТ-системе», — напомнил Игорь Ляпунов.

В «Ростелекоме» в настоящий момент создан мощный центр компетенций по кибербезопасности на базе недавно приобретенной компании Solar Security. Она хорошо и давно известна как один из лидеров рынка. Итогом такого слияния становится сильный, надежный, работающий в круглосуточном режиме центр защиты от киберугроз. Его специалисты готовы обеспечивать безопасность ИТ-инфраструктуры заказчиков любого уровня под ключ. Они расследуют киберпреступления и обеспечивают надежную защиту данных заказчиков.

Показательный пример — «Ростелекому» доверяют крупнейшие банки страны. А в Иркутске положительную рекомендацию оператору дал Руслан Ким, вице-президент АО «Фармасинтез». Представитель солидной фармацевтической компании считает, что взять на себя проекты государственной важности и при этом быть гибким по отношению к бизнесу — задача непростая, но национальный оператор взял ее на себя и довольно эффективно работает на b2b-рынке, создает условия для развития предприятий.

«Фармасинтез» — это компания, которая за 4 года выросла в пять раз. Она является одной из самых быстрорастущих фармацевтических компаний в России. Ее развитие спланировано на дальнюю перспективу. Мы не можем не думать о будущем, которое, несомненно, связано с постоянным совершенствованием технологий. У нас далеко идущие планы. И при реализации этих амбициозных планов мы будем опираться только на лучших. Надежные партнеры по всем направлениям, от поставщиков производственного оборудования до операторов связи — это гарант реализации наших стратегий».

Глава «Ростелекома» в свою очередь тоже выразил заинтересованность в укрупнении сотрудничества с компанией «Фармасинтез», которая настроена на развитие, инвестирует в новые заводы, стремится быть эффективной и современной.

И надо сказать, что сильных высокотехнологичных производств в Приангарье немало. Это и металлургический комплекс, и лесоперерабатывающий, и энергетический. Кроме того, в Приангарье сформировался пул крепких предприятий в сегменте среднего и малого предпринимательства.

В финале встречи топ-менеджеры «Ростелекома» еще раз высказали надежду, что возможности национального оператора будут полезны региональному бизнесу — станут для него опорой при подъеме на новую, цифровую ступень экономики.

Ольга Брайт