Кто кому должен

Круглый стол «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: инвестиционные возможности и барьеры» состоялся в Иркутске 13 сентября в рамках VII Байкальского международного экономического форума. На нем лицом к лицу встретились представители двух участвующих в реализации проектов ОЭЗ сторон — власти и бизнеса. Первые — в большей степени говорили о том, что сделано, вторые — о том, что можно сделать.

Первые инвесторы в «Воротах Байкала» появились, как только турзону перенесли поближе к горнолыжному комплексу «Гора Соболиная». Фото Евгения Козырева

Для иркутян же главным событием стало известие о том, что скоро в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Слюдянском районе появятся первые два резидента. Эту радостную и долгожданную новость сообщил заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ» Вадим Дубовик. Первопроходцами в иркутской турзоне надеются стать компании «Гранд Байкал» и «Группа Илим». Их заявки в ОАО «ОЭЗ» рассмотрят до конца сентября, и, скорее всего, ответ будет положительным. Уверенность в этом выразил сам Вадим Дубовик: «ОАО «ОЭЗ» было создано в 2006 году. Под нашим управлением находятся семь зон, две из них — в относительно высокой степени готовности, это «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край — ВФ) и «Байкальская гавань» (Республика Бурятия — ВФ). Уверен, что Иркутская область тоже займет достойное место».

Координации не хватает

Говоря о том, что уже сделано в развитии ОЭЗ, Вадим Дубовик заявил, что государство приняло на себя обязательство профинансировать мероприятия по созданию турзон на сумму 30 млрд рублей. «С точки зрения финансов государство свои обязательства выполняет. Правда, есть некие рабочие моменты», — добавил замдиректора ОАО «ОЭЗ» и упрекнул частных инвесторов в том, что динамика их вложений отстает от ожидаемых. «Мы пришли к выводу, что модель требует корректировки», — резюмировал господин Дубовик.

В своем выступлении он также отметил и основные проблемы, которые тормозят реализацию проектов ОЭЗ и развитие туристической отрасли в целом. В первую очередь обратил внимание на отсутствие комплексного подхода к созданию туристических объектов. «Развитие зон носит точечный характер. Резиденты разбросаны, отсутствуют единые правила строительства, — сказал Вадим Дубовик. — Здания должны быть выполнены в едином архитектурном стиле, должна учитываться целевая аудитория туристов».

Замдиректора «ОЭЗ» обозначил и такой фактор, как труднодоступность мест отдыха для главного потребителя — российского: «Мы находимся в условиях жесткой конкуренции. Жители нашей страны предпочитают отдыхать за границей. Из Москвы дешевле улететь в Европу, чем на Байкал».

Генеральный директор компании Rusresorts, инвестирующей в турзону «Байкальская гавань», Петр Шура в ответ заявил, что берега Байкала получали бы ежегодно пять миллионов туристов, если бы действия властей и инвесторов были скоординированными. «В Иркутской области и Бурятии власть и бизнес действуют разоб­щено и медленно. Мы давно стали резидентами в «Байкальской гавани», но до сих пор у нас нет договора аренды земли», — не удержался от критики господин Шура. Однако добавил, что в республике инвесторы не поспевают за региональными властями: инфраструктура почти готова, а осваивать территорию бизнес пока не спешит.

Rusresorts является одним из инвесторов ОЭЗ «Байкальская гавань» на участке «Гора Бычья». В реализацию уже разработанного проекта круглогодичного курорта компания намерена вложить 32 млрд рублей. Кстати, на Байкальский форум Петр Шура приехал из Бурятии, где принял участие в другом форуме — тоже Байкальском, но туристическом. Там он пророчил солнечной республике небывалые успехи в развитии туризма и процветание всему региону. И даже заверил местные власти в том, что именно Бурятия должна в будущем стать самым посещаемым местом на карте мира.

На форуме в Иркутске инвестор от таких громких пророчеств удержался, а больше говорил о том, чего не хватает жемчужине Сибири для того, чтобы получить пять миллионов туристов в год. «По нашим данным, сейчас более 90% туристов на Байкале — это жители России и Европы. Нам кажется, пропорции должны быть другими, учитывая, что от Пекина до Байкала лететь пять часов, рядом Япония и Корея и большинство потенциальных потребителей туристических услуг. Нужно повернуть Байкал в сторону Азии и привлекать туристов оттуда», — поделился своим мнением господин Шура.

Не единожды он повторил фразу о том, что региональные власти и бизнес должны более эффективно участвовать в реализации проектов ОЭЗ. В числе проблем упомянул также недостаточно высокий уровень сервиса, неразвитую транспортную инфраструктуру и отсутствие квалифицированных кадров. «В моей компании 80% персонала — иностранцы, — сказал Петр Шура. — Мы создали Академию туризма, готовим специалистов для себя, для «Золотого кольца» (туристический маршрут по древним русским городам — ВФ). Этот опыт может быть использован и другими компаниями. Обеспечение квалифицированными кадрами — забота гостиничного бизнеса».

Вслед за директором Rusresorts слово взял другой инвестор, но только из алтайской «Бирюзовой Катуни», представитель компании ООО «СКИ-КОМПЛЕКС» Федор Леонов. В своем выступлении он больше говорил о роли государства в развитии туристической отрасли. По его мнению, государство, помимо прочих финансовых обязательств, должно взять на себя и другие, а именно предоставить инвесторам турзон налоговые льготы и дотации. «Мы со своей стороны готовы к смелым и решительным действиям», — заверил господин Леонов.

Однако Вадим Дубовик придерживается иного мнения относительно роли налоговых преференций для бизнеса, участвующего в реализации проектов ОЭЗ. На его взгляд, куда важнее создание инфраструктуры. А что касается снижения налогов, то такая вероятность есть, но только в отношении коммерсантов, которые придут в турзоны и будут заниматься там торговлей. По словам Сергея Дубовика, сегодня рассматривается возможность снижения ставки НДС, чтобы увеличить туристический поток за счет продажи различных товаров. Получается своеобразный туристический шопинг — направление, которое сегодня развито во многих странах. «Люди будут ехать не только отдыхать, но и за покупками», — сказал господин Дубовик.

Заместитель министра экономического развития, труда науки и высшей школы Иркутской области Андрей Пуцик согласился со своим коллегой из ОАО «ОЭЗ»: «Ключевое здесь — это не налоги, а роль государства в формировании правил игры. В ОЭЗ ключевое — создание инфраструктуры, а это наиболее капиталоемкая часть».

Петр Шура подметил, что туристический шопинг станет актуальным, только когда в турзонах начнут работать гостиницы и курорты. «Сначала нужно дать подняться этому бизнесу», — резюмировал инвестор.

«Курятники туристов не устраивают»

«Построить ума много не надо, а к чему это приведет? — эмоционально начал свое выступление следующий представитель бизнеса, генеральный директор компании «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников. — Государство должно быть заинтересовано в комплексном развитии территории. Особая зона в Иркутске не первая — до этого было Большое Голоустное, и что теперь? Деньги потратили, а зоны нет».

Господин Колесников, не в пример Петру Шуре, считает, что у Иркутской области в развитии туризма потенциал больше, потому что «тропа нахожена». «Есть горнолыжный комплекс «Гора Соболиная», которую ежегодно посещают три тысячи туристов. Мало предприятий могут этим похвастать, — приводит свои аргументы бизнесмен. — Байкал — точка притяжения, которую нужно развивать. Возможно, объединение иркутской зоны с бурятской даст положительный эффект».

«Мы не делим Байкал на бурятский и иркутский», — в ответ на выступления своих коллег заявил директор по международным, межрегиональным и общественным связям инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» (резидент ОЭЗ «Байкальская гавань» — ВФ) Баир Цыренов. В подтверждение своих слов он напомнил, что с целью создания единой системы туристических услуг недавно была организована Ассоциация байкальских туроператоров.

В продолжение темы о проблемных точках особых зон Сергей Колесников озвучил еще одну — слабое продвижение туристического продукта на Байкале. По его мнению, главный ответчик в этом вопросе — государство. «Гостиницы не в состоянии создавать и продвигать продукт. Это дело государственное», — считает господин Колесников.

«Туроператоры говорят, что у них сегодня нет продукта, — вторил ему генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. — Дорог вокруг Байкала нет вообще, и нет единого комплексного туристического продукта. Параллельно с созданием инфраструктуры нужно думать о создании продукта. Курятники туристов не устраивают».

Для пущей убедительности Виктор Григоров поделился данными о том, насколько жители планеты Земля информированы об озере Байкал и туристических возможностях территории. Оказывается, лишь 2% населения в мире имеют хоть какое-то представление о священном море, 1% населения России задумывается о том, чтобы побывать в этих местах и 0,01% населения Европы ежегодно посещают Байкал. Первыми потребителями нового туристического продукта на Байкале, по мнению господина Григорова, должны стать россияне, и произойдет это в 2012-2014 годах, а 2014-2017 годы — время для активного привлечения на байкальские берега иностранных туристов.

Несколько скептически Виктор Григоров смотрит на создание на Байкале двух туристических зон. Считает, что конкуренции не избежать. А вот Петр Шура убежден, что соперничество двух особых зон, напротив, положительно скажется на развитии обеих. «Это очень хорошо, что Иркутская область и Бурятия конкурируют между собой, и конкуренцию нужно усиливать. Она способствует решению проблем резидентов», — заявил инвестор.

Выслушав выступления инвесторов, исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский призвал бизнесменов, как можно меньше говорить слово «давайте», а побольше выступать с конкретными предложениями, «представлять план взаимодействия через проведение форумов, круглых столов и так далее». На это Сергей Колесников возразил: «Это вы должны быть инициаторами создания и продвижения продукта. Это не только наша проблема, но и проблема людей, которые здесь живут. И мы будем говорить слово «давайте».

Поводы для оптимизма

Если верить представителям ОАО «ОЭЗ», то особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, похоже, на пороге позитивных перемен. Генеральный директор акционерного общества Олег Костин, например, уверен, что зоны ожидает инвестиционный рост. Такие надежды он объясняет своими наблюдениями: в последнее время улучшилась ситуация со строительством объектов инфраструктуры, в трех зонах (Бурятии, Алтайском крае и Республике Алтай) ведется строительство 49 объектов на общую сумму 7,9 млрд рублей, из них 17 объектов будут сданы до конца 2011 года.

Настроения директора «ОЭЗ» не омрачает даже тот факт, что турзоне «Куршская коса» в Калининградской области угрожает закрытие, так же как и турзоне «Гранд спа Юца» в Ставропольском крае. Зато в иркутской наконец заявились первые резиденты, и это уже внушает оптимизм.

«Сейчас мы создаем тот инфраструктурный фундамент, на котором будут реализованы инвестиционные проекты частного бизнеса, — передает слова Олега Костина пресс-служба ОАО «ОЭЗ». — Уже удалось привлечь частные инвестиции на сумму более 50 млрд рублей. Только за последние три месяца мы привлекли шесть новых проектов на общую сумму 7,7 млрд рублей. Это говорит о том, что интерес частных инвесторов к проекту значителен, но пока фактические инвестиции отстают от запланированных».

Вадим Дубовик считает, что для улучшения динамики заявленных и реализованных частных инвестиций сегодняшняя модель развития турзон требует серьезного анализа и доработки. «Фактически мы предлагаем обновленную стратегию развития проекта туристических особых зон, направленную на преодоление ряда существующих ограничений», — заключил замдиректора «ОЭЗ».