Кто диктует правила игры

И как не потерять человеческий масштаб, реализуя планы по благоустройству Иркутска
Горожане хотят жить в красивом комфортном городе. Архитекторы и планировщики стремятся создавать амбициозные яркие проекты. Городские власти заинтересованы в развитии Иркутска. За последнее время в областном центре действительно оживилась работа по созданию новых общественных пространств, появились скверы, скульптуры, фонтаны. Но почему-то при взгляде на наш город он словно распадается на пазлы. Отдельные красивые моменты не складываются в единую продуманную историю. Отчего кажется, что Иркутск никак не может себя найти? Почему то и дело между общественностью и застройщиками вспыхивают споры? Как новые пространства и объекты способствуют экономическому росту? Обо всем этом мы говорим с архитектором городской среды Александрой Козак.

Городская среда

— В последние годы в Иркутске много сделано по программе комфортной городской среды. Но едешь по городу и замечаешь не маленькие успехи, а общую неухоженность. Где-то выбита тротуарная плитка, где-то фасады домов облупились. Чего, по-вашему, нам не хватает: грамотных градостроительных решений, денег, желания чиновников что-то менять в лучшую сторону?

— Знаете, все познается в сравнении. Если сравнивать Иркутск с Хабаровском или с Владивостоком, наш город более продвинутый в плане комфортной городской среды. Разумеется, есть отчетность, и она радостная: за три года облагорожено 17 общественных пространств, отремонтировано 92 двора. Но к качеству благоустройства действительно есть вопросы. Я бы обозначила три причины этих проблем. Первая — отсутствие системного подхода к городской среде. Начиная с 2000-х тема благоустройства провисала. И сейчас администрации приходится заниматься тем, что было запущено на протяжении 15 лет. Конечно, сил на все и сразу у городских властей не хватает.

— А как так получилось, что столько лет власти не занимались благоустройством?

— Раньше перед городами стояли инфраструктурные задачи: строить дороги, развязки, остановки, прокладывать городские сети. Только с 2016 года власти начали заниматься собственно комфортной городской средой, с 2017-го Иркутск вошел в федеральную программу. Благоустройство вышло на федеральную повестку. Вероятно, к тому моменту было построено достаточно жилья, поликлиник, больниц, школ, детсадов. Сейчас городская среда — важная составляющая социального благополучия, человек должен быть доволен городом, в котором живет. Нам нужен комфорт не только в квартире, но и вне стен дома. Это видно и по работе застройщиков. Они делают акцент на благоустройство дворов, наполнение первых этажей, объектов соцкультбыта, размещенных там.

— Наверное, к строителям сегодня предъявляются более высокие требования, чем, скажем, десять лет назад?

— Да, и в этом я вижу вторую проблему иркутского благоустройства — утерянное мастерство. Наши подрядчики оказались не готовы к требованиям времени. Современное благоустройство стало сложнее и интереснее. Часто требуется почти ювелирное мастерство. Раньше фонари поставили, и все. А теперь где-то складывается парковая история, необходима подсветка деревьев, нижнее освещение. Это дается непросто. Но сейчас идет учеба в полях. Третья причина несовершенств городской среды связана с тем, что задачи стоят на нескольких уровнях. Первый: создание общегородских пространств: например, площадь у Вечного огня или бульвар Гагарина. Есть еще и федеральная повестка — это дворы и небольшие скверы. И в силу разности этих пространств не создается ощущения целостности изменений. Многие приезжие говорят, что сегодня у Иркутска нет единого стиля, нет узнаваемых элементов. Вот как раз здесь надо поработать, найти свою аутентичность. Попытаться отойти от разноплановости, найти свою тему, которая бы стала объединяющей. Может быть, начать с районов, придумать каждому свою историю, ставить одинаковые урны, лавочки, фонари. И тогда все будет выглядеть уже не так хаотично.

— Поиски аутентичности, выработка единого городского стиля — кто этими вопросами должен заниматься? Главный архитектор? Комитет по градостроительной политике города?

— У администрации, понятно, есть должностные инструкции думать об этом. Но это общая задача. Вырабатывает стратегию администрация, а воплощают ее в жизнь проектировщики и архитекторы. Сегодня всему этому есть название — дизайн-код: формирование некой общей стилистики города. Единые требования к вывескам, малым архитектурным формам, нестационарным объектам, остановкам общественного транспорта. В городе утверждены правила благоустройства как часть документов ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), но вот насколько эти регламенты выдерживаются — другой вопрос.

— То есть не все предприниматели придерживаются этих норм?

— Существует определенный конфликт администрации с предпринимательским сообществом. Бизнесменов сложно загнать в определенные рамки, все пытаются выделиться, например, броской рекламной вывеской. Но клиент выбирает качество услуги, а не ее рекламу. Также за общий городской стиль должны отвечать и сами жители. Если мы хотим жить в другом, более красивом, стильном городе, мы должны быть активны. Сегодня почему-то все оглядываются на администрацию: все, что ни увидят плохого — во всем виноваты власти, они недоработали. Но стоит вспомнить о том, что Иркутск — город купеческий. У нас есть богатые предприниматели, почему не вспомнить традиции меценатства? Может, стоит взывать и к их ответственности? Например, почему бы им не делать благоустройство рядом с построенными объектами? Мы все в ответе за город.

— Если вернуться к взаимодействию администрации, проектировщиков и бизнеса — ведется ли сегодня совместная работа, мозговые штурмы по поводу благоустройства? Еще два-три года назад городские власти взялись за благоустройство, засучив рукава. Появлялись новые скверы, места притяжения горожан. А теперь как будто все стихло.

— В мире случилась пандемия, она повлияла на коммуникации. Всем приходится учиться жить в новом формате. Но работа ведется. Выбраны пространства, которые надо было спроектировать и запустить на реализацию. Обустраивать их будут весной. Наша команда работает над вторым этапом благоустройства семейного парка в Солнечном. Мы продолжаем благоустройство Каштаковской рощи недалеко от Ушаковки, в работе небольшой фрагмент проекта «Ангара — парк». В Академгородке возле развязки есть выход к береговой полосе, этот участок благоустраиваем. Есть концепция, которая была придумана и согласована в администрации и с жителями два года назад, мы выделяем фрагменты и делаем общественное пространство поэтапно.

— Где, на ваш взгляд, можно было бы создать новые интересные места притяжения, вроде острова Конный и Юность? Является ли сегодня формирование таких зон отдыха приоритетной для Иркутска задачей?

— Центр Иркутска всегда востребован, особенно в праздники и выходные. Есть целая культура, традиция выходного дня — выехать погулять в центр. Такой променад, выход в свет. Видели, сколько горожан на набережных в выходные? В 2015 году, когда наша команда проектировала городской парк на Конном, мы делали опрос, который показал, что именно этот остров может стать главным городским парком. Остров стал точкой притяжения после первых изменений в 2016 году, там сейчас собирается весь город. Администрация разработала стратегию поэтапного формирования этой территории (ее площадь — 100 га). Первым был остров Юность, потом Малый Конный с Колесом обозрения, а на Большой Конный пока средств не хватает, нужны дополнительные инвестиции. Главная проблема там — отсутствие инфраструктуры: городские сети, электричество, водоснабжение. Вообще, если говорить о городском отдыхе, именно тема реки, воды, свежего воздуха становится все более важной. Сегодня надо сфокусироваться на одном большом проекте и сделать его комплексно.

— Я слышала, что вы инициировали идею создания единой набережной. Звучит грандиозно.

— Это и вправду масштабный проект. По бульвару можно будет от Солнечного до Ушаковки проложить веломаршрут и пешеходный трек. Чтобы у горожанина была возможность пройти единым маршрутом большую часть города. Скучно человеку не будет, благо виды и пейзажи всюду разные. И сами набережные по дизайну будут отличаться. С одной стороны, это решает задачу создания общественного пространства, ведь набережная будет проходить через микрорайон Солнечный, Байкальскую, Нижнюю Лисиху, центр города, предместье Марата. С другой стороны — создание комплексного, в чем-то объединяющего город проекта. Ведь когда благоустройство делается кусочками, нет впечатления масштабности изменений. Единая набережная будет тем объединяющим элементом, которого так не хватает городу. Этот проект может стать новым манифестом XXI века для Иркутска. Не менее интересным и плодотворным, чем 130 квартал, который сегодня — визитная карточка города.

— Насколько я поняла из вашего ролика в «Инстаграме», такую единую набережную мы можем получить лет через 50…

— Сегодня есть разные варианты осуществления этой идеи. Есть сложная тема берегоукрепления, требующая федеральных средств и включающая в себя вопросы государственного финансирования. Есть и менее затратный способ — создание природной набережной по существующему рельефу. То есть пешеходные променады будут формироваться не только в асфальте, но и на других современных покрытиях. Мы презентовали идею исполняющему обязанности главного архитектора Иркутска Антону Жукову, он нас поддержал. Хотим найти и партнеров, которые бы были заинтересованы двигаться вместе с нами к осуществлению этой затеи. Рисовать надо не кусочки, а общую идею, чтобы потом эти фрагменты более ярко выражать. Иначе у нас получатся лоскутки, из которых что-то сшить будет тяжело. И мы просто можем дойти до странных моментов — когда дорожки просто не сойдутся. Тут вопрос в разработке общего мастер-плана единой набережной. Если его грамотно составить, то через 5 лет единую набережную получить вполне реально.

— Кто должен этот план разработать?

— План — это ответственность комитетов по градостроительной политике, городскому обустройству. Ведь набережные — это не только пешеходные зоны, но и транспортные развязки, дороги. Важно, чтобы к этому подключились общественники: например, Общественная палата Иркутска и Союз архитекторов России, его иркутское отделение. Возможно, они помогли бы найти соинвесторов на этот проект. Хорошо, если к этому подключатся горожане, которые могут что-то интересное предложить, какие-то идеи. В диалоге с велосипедистами можно, например, составить трассировки, техническое задание, где лучше проложить велосипедные дорожки. Ну и, конечно, важно участие авторов идеи в проектировании, а это команда агентства развития территорий «Градостроительная школа».

— Любое новое общественное пространство притягивает не только отдыхающих, но и предпринимателей.

— Конечно. Обустройство экономически выгодно. Если грамотно построить систему тех же павильончиков с едой, сувенирами, кофеен. Придумать совместный с предпринимателями план, настроить все эти отношения, зарегламентировать. Тогда все закрутится. Предпринимательское сообщество сразу оказывается там, где есть поток людей. А это налоги, которые поступают в бюджет. Нормальные, здоровые отношения. Поэтому для единой набережной надо придумывать план со всеми заинтересованными сторонами. Пока это идея, но, надеюсь, нас услышат и поддержат. Единая набережная могла бы стать грандиозным знаковым проектом для Иркутска, объединяющей темой для горожан всех возрастов. Таким, как в свое время был 130 квартал. И она осталась бы наследием для будущих поколений.

— Сегодня активисты поднялись в защиту набережных. Они против постройки там жилых комплексов, отелей. Земля, особенно в центре города, становится предметом ожесточенных споров. Это происходит только у нас?

— Эта ситуация характерна и для других городов. Тема регламентов исторической застройки весьма болезненна. Мы видим, что по центру города идут войны с застройщиками, которые хотят возводить современные здания. Я — за прозрачность. Почему бы не сделать атлас центральной части Иркутска, на котором каждый мог бы увидеть будущую застройку? Да, это требует ресурсов, но сегодня гис-системы вводятся повсюду. Томск, например, создал такой атлас. Теперь при желании можно открыть любой земельный участок и увидеть, что на нем собираются строить, какое разрешение, когда и кем выдано. У нас все это пока делается в ручном режиме, и при смене власти сложно, что называется, найти концы.

— В зоне исторической застройки, рядом со старинными зданиями, могут появляться современные объекты? Или это ошибка?

— Тема эстетики, архитектурных пропорций, фасадов — это уровень компетенции проектировщиков. Если посмотреть на Остроженку — самый дорогой элитный район Москвы, сначала там придумали общую концепцию застройки. Потом компании, работавшие там, согласовывали фасады в рамках общего мастер-плана развития территории. Город должен развиваться, он не может оставаться в прошлом веке. В нашем историческом контексте в Иркутске за последние годы понастроено много новых зданий. Существует целый слой новой архитектуры. Кому-то это нравится, кому-то — нет. В Нижнем Новгороде тоже система наслоений: ты ходишь по центру и видишь строения XIX века, XX века, совсем новые здания. Иногда это смотрится вызывающе. Сегодня в Новгороде даже проводят экскурсии на тему архитектуры 90-х и относятся к этому, как к некоему культурному шагу, который случился в то время. И у нас случаются новые шаги. Сегодня согласовать то или иное решение, внешний вид зданий может администрация Иркутска. Но если участок уже в собственности, то мэрия никак не может запретить на нем строить.

— Как вы относитесь к ситуации вокруг Цесовской набережной и строительства там элитного комплекса, против которого поднялись общественники?

— Мое мнение, что команда активистов играет на неподготовленности и неинформированности горожан. В соцсетях преподносится все очень запутанно, акцент делается на болевые точки. Никто не разбирается в реальной ситуации. Я как человек, который смотрел результаты конкурса, понимаю, что территория там очень сложная. Технологически — там клубок сетей, которые снабжают весь город электричеством. Другой вопрос — вкусы собственников участка. Кто-то поддерживает их предложения, кто-то нет. Но сколько проект ни рисуй, никогда не добьешься от горожан единодушного одобрения. Всегда будет кто-то недоволен. Как решать такие ситуации? Надо выходить на диалог с общественностью и информировать людей — что, как и где будет построено. Жителей больше всего тревожит неизвестность, недостаток информации.

— Как, по вашему мнению, должна сегодня развиваться Цесовская набережная?

— Повторюсь — нельзя рассматривать только один фрагмент территории. Мы должны понимать, что это часть большего. Это соединяющий элемент между бульваром Гагарина и Нижней набережной. А целиком это общий фасад города. Надо понимать — кто собственник участка и что он будет на нем делать. Многие считают, что набережная — это парадная история. Но там и люди живут. Они каждый вечер по ней гуляют. Эти сценарии — бульвар для жителей — тоже должны учитываться. Это должен быть комплексный проект. Я надеюсь, что, несмотря на скандалы, застройщики все-таки выйдут на диалог с жителями.

— Но у всех свое представление о набережной. Кто-то хочет велодорожки, кто-то лавочки, кто-то желает не только гулять, но и кофе попить.

— Верно, поэтому надо выслушать всех. Кто-то представляет просто бетонное обрамление, кто-то — широкий зеленый бульвар. Надо собрать все мнения и подумать, как все это лучше объединить. Мое мнение как жителя — у нас центр города нередко выглядит, как задворки: заборы, мусор, неопрятность. Чтобы центр изменился в лучшую сторону, кто-то должен заплатить, вложить деньги в обустройство, но с учетом своих интересов. Если посмотреть на ситуацию глазами проектировщика, то элитный комплекс означает изысканность архитектуры, нежели социальный разрыв, неравенство. Многие думают: там будут жить богатые люди, а мы, чернь, будем только рядом ходить. Но в нашем обществе есть богатые и бедные, от этого никуда не денешься. Возмущение у людей вызывает и то, что там не будет обещанного концертного зала Дениса Мацуева.

— А концертный зал на Цесовской набережной вообще был бы уместен? Слышала мнение о том, что эта идея изначально была некоторым лукавством, поскольку там мало места для такого здания.

— Нам много чего обещали и не все выполнили. Насчет уместности расположения… С одной стороны, именно в центре города мы привыкли видеть театры, филармонию, музеи. С другой — мировая градостроительная практика показывает, что такие крупные объекты становятся драйвером развития даже заброшенных территорий. Концертный зал стал бы точкой роста. Там и дороги бы появились, и жизнь, и потоки горожан.

— По-моему, на окраину мало кто поедет, даже на хороший концерт.

— Не согласна. Солнечный, на мой взгляд, — идеальное место для такого зала. Тогда здание не вошло бы в конфликт с исторической средой. Можно было бы современную архитектуру придумать. Это дало бы возможность проектировщикам работать с береговой линией. И там, где пусто и никого нет, может случиться «Эффект Бильбао» — это градостроительный пример того, как одно новое здание музея Гуггенхайма привело к экономическому и туристическому буму в испанском городке Бильбао. Культурный объект такого уровня привлечет туристов — сразу появятся рядом гостиницы. А тут и до аэропорта недалеко, и дорога на Байкал.

— Вы сказали, что многие интересные проекты были заявлены, но так и не случились. Не потому ли, что одна команда чиновников уходит, другая приходит, меняются приоритеты, видение города. Нет преемственности.

— Преемственность, к счастью, есть у Союза архитекторов России. В организации пытаются сохранить те лучшие идеи, которые задумали предшественники. И надо отдать должное городскому руководству — Иркутск сохраняет кредо исторического, туристического, самобытного города. Но нам действительно не хватает единой стратегии развития, которой бы придерживались независимо от смены власти и других факторов.

— Еще одну причину наших градостроительных проблем некоторые видят в том, что в Иркутске нет сильных архитекторов. Вы разделяете это мнение?

— Наверное, есть в нашей профессии люди, которые халатно относятся к своей работе. Но есть и настоящие мастера своего дела. Тут другие проблемы. Во-первых, давление на архитекторов со стороны строителей. Они часто диктуют правила игры. Во-вторых, даже в деле благоустройства большое значение имеет бюджет. Порой хочется сделать красиво, но не можем себе это позволить из-за недостатка средств. Например, обустройство площади около Иргиредмета выполнено только на 30% от задуманного. Бюджет урезался трижды. Мы придумывали инструменты, чтобы территория выглядела законченно.

По проекту там был заложен сухой фонтан, что для семейного летнего отдыха весьма актуально. Были задуманы спуски к воде, на амфитеатрах горожане могли бы любоваться водой. Также планировались элементы сервиса — кофейни, туалеты, качели. Должна была получиться такая городская мини-площадь. Но основные наши идеи мы постарались сохранить. Помните, там раньше была парковка. Мы вернули клумбы и развели систему потоков, чтобы пешеходы не сталкивались с велосипедистами, скейтбордистами, бегунами. Можно сказать, эту часть набережной мы вернули горожанам.

— Люблю бульвар Гагарина. Там есть своя аура. А вот на Нижней набережной при всем благоустройстве не хватает тепла, души. Уж я не говорю про выбитую плитку и т.п. Как будто что-то важное в проекте было упущено…

— В этом случае упор делался на берегоукреплении. Но эти две задачи — безопасности и городского пространства — должны быть синхронизированы. Соглашусь, что набережная получилась холодная. Что в ней дополнить, как сделать ее более уютной? Думаю, этот вопрос и сегодня можно проработать, если соберется группа инициативных людей и сформируют свои предложения. Есть в городе меценаты, можно обратиться к ним за помощью в осуществлении этих идей. Что касается выбитой плитки. Все через время приходит в негодность. Но и без вандализма не обходится. Кто-то относится к городу хозяйственно, бережно, считая своим долгом сажать деревья, следить за чистотой вокруг. Другие — потребительски. На набережной или в парке каждый должен проявлять социальную адекватность, по крайней мере не ломать скамейки и не плевать семечки на асфальт.

— Дворы — важнейшая часть благоустройства, показатель его разумности. Но сегодня многие из них превратились просто в парковки. И вместо детских площадок, зеленых насаждений под окнами мы видим скопление транспорта. Как этого избежать?

— В жилых массивах, построенных десять лет назад, не уделялось должного внимания комплексному обустройству. Людям давали жилую единицу. И покупатели в большинстве своем выбирали квартиру, а не двор. Сегодня есть конкуренция. Застройщики понимают, что нужно решать проблемы придомовой территории, удобной парковки. Предлагают свои варианты: периметральная парковка, двор без машин, дворы на стилобатах, в которых расположены различные сервисы и услуги. Ну, а если уже случился такой неудобный двор, надо собираться вместе с другими жильцами и выходить на УК. Иногда несложные планировочные решения могут улучшить ситуацию. Можно просто разметить парковочные места, чтобы машины не ставили, как попало. Тогда освободится дополнительное пространство для отдыха и озеленения.

— У каждого города есть своя изюминка, своя идентичность. В чем она, на ваш взгляд, для Иркутска?

— Нам есть чем гордиться. Многие приезжие отмечают, что город у нас зеленый, грамотно выстроенный, его планировка позволяет избегать сквозняков от реки, в нем комфортно даже зимой. Иркутск — спокойный, все в нем четко распределено по функциям. В центре застройка имеет человеческий масштаб, здесь уютно, приятно гулять. У города есть свой колорит, приглушенные тона, которые мне импонируют. Если сравнивать с Новосибирском — там цветовой шум, желтый, зеленый, красный вперемешку. Деревянное зодчество — это, несомненно, наш бренд. Есть архитекторы, которые всю жизнь посвятили этой теме. Но мы недооцениваем те элементы, которые появились позже: конструктивизм, постмодернизм. У нас есть прекрасные образцы подобной архитектуры. Таких зданий нет больше нигде, они — тоже история нашего города. Соединение всех этих уникальных стилей и составляет лицо Иркутска. И ощущение воды вносит в городскую среду особую ноту. И самое главное наше достояние — это неравнодушные люди, со своим видением жизни. Дух декабристов, видимо, живет в нас.

Екатерина Санжиева