Крылья XXI века

Серийное производство новейшего лайнера МС-21 на Иркутском авиазаводе уверенно набирает обороты. Перспективная машина призвана не только обеспечить загрузку мощностей завода на десятилетия вперед, но и дать мощный импульс развития другим отраслям промышленности Приангарья.

— Пройдя сложнейший первый этап, в который можно включить масштабную модернизацию производства и реконструкцию предприятия, массовую подготовку кадров и освоение комплекса высокоэффективных авиастроительных технологий, определение индустриальной модели кооперации и первых заказчиков на новый лайнер, сегодня мы разворачиваем серийное производство перспективного лайнера МС-21, — рассказал Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиазавода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут» — Вице-президент, депутат Законодательного собрания Иркутской области.

Александр Вепрев: «Cегодня мы разворачиваем серийное производство перспективного лайнера МС-21».

— На основе цифровых технологий проведен первый этап подготовки производства, построены три опытных самолета: первый находится на летных сертификационных испытаниях в Жуковском, второй — на статических испытаниях в ЦАГИ, третий проходит заводские доводочные испытания и в самое ближайшее время будет отправлен в Москву. Тем временем на Иркутском авиазаводе на финальном этапе изготовления — еще три опытные машины (две для летных испытаний, одна — для ресурсных), кроме того, идет производство узлов и агрегатов для пяти серийных МС-21.

Кадры

Только за три последних года на Иркутском авиационном заводе создано более 2000 новых, в основном высокотехнологичных, рабочих мест (среди которых есть рабочие места стоимостью 100-150 миллионов рублей). Рост коллектива связан прежде всего с разворачиванием серийного производства МС-21.

— Набор и профессиональную подготовку современных кадров на заводе начали не вчера: еще с 90-х годов руководство ИАЗ плотно сотрудничает с профильными учебными заведениями региона по системной подготовке молодых специалистов, благодаря чему сегодня Иркутский авиазавод практически полностью обеспечен квалифицированными кадрами, — рассказал Александр Марочкин, директор по управлению персоналом ИАЗ. — Более того, заводские инженеры совместно с ИрНИТУ разработали и внедряют в производство комплекс высокоэффективных технологий и новые программные продукты, направленные на обеспечение серийного выпуска новой машины.

Александр Марочкин: «ИАЗ плотно сотрудничает с профильными учебными заведениями региона, благодаря чему сегодня Иркутский авиазавод практически полностью обеспечен квалифицированными кадрами».

Ежегодно по целевому набору в ИрНИТУ принимается около 100 абитуриентов от ИАЗ. Студенты-целевики проходят на предприятии все виды практик, а после окончания вуза молодые специалисты гарантированно трудоустраиваются на завод. На предприятии действует базовая кафедра авиамашиностроения. Кроме того, ежегодно оказывается поддержка Иркутскому авиационному техникуму и Иркутскому техникуму авиастроения и металлообработки. На базе заводского учебно-производственного центра готовятся рабочие по четырем основным специальностям. Также в УПЦ постоянно действуют курсы по повышению квалификации персонала ИАЗ, обучение на которых ежегодно проходит около 1/3 всего заводского коллектива. А еще на базе УПЦ ИАЗ действует вечернее отделение Иркутского авиационного техникума, где после работы получают среднее специальное образование работники завода.

— Столь существенное увеличение коллектива ИАЗ (а сейчас на заводе трудится около 14 000 человек) вызвало и рост финансовых показателей предприятия, — подчеркнул Александр Вепрев. — Годовой фонд заработной платы работников завода превысил 9 миллиардов рублей. Поступления по НДФЛ в 2017 году (по сравнению с 2016-м) выросли на 14% и составили 1 млрд 248 млн рублей. А это — дополнительная возможность развития социальной сферы областного центра и региона в целом.

Развиваемся сами и помогаем другим

Экономисты подсчитали, что 1 рубль, вложенный в авиастроение, обеспечивает развитие смежных отраслей на сумму не менее 8 рублей. Проект МС-21 — яркое тому подтверждение.

Евгений Выговский: «Полностью готов проект новой современной детской поликлиники в Иркутске-2».

— В последние годы в связи с реализацией нового проекта завод напоминает большую строительную площадку, — отметил гендиректор ИАЗ. — Вспоминается лето 2013 года, когда в одной части агрегатно-сборочного производства шел грандиозный ремонт, а в другой — сборка рекордной партии боевых самолетов. К слову, и ту и другую задачи коллектив успешно выполнил. В целом же только за последние годы на ИАЗ возведены вторая очередь гальванического производства и современный топливный бокс, строится цех окончательной сборки для военной техники и новый цех по производству кабельной продукции, сдана в эксплуатацию I очередь автоматизированной линии сборки и I очередь логистического центра для МС-21, капитально отремонтированы многие и многие производственные площади.

То есть масштабные заказы получила строительная отрасль региона. И не только в сфере промышленного строительства.

— В ходе реализации собственной жилищной программы Корпорации «Иркут» с 2000 года новоселье отметили уже около 1350 заводских семей, — сообщил Сергей Говорухин, административный директор ИАЗ, депутат Думы г. Иркутска. — В настоящее время возводится еще одна новостройка на 48 квартир, которую будем заселять уже в декабре 2018 года. А следом планируем заложить строительство еще одного нового дома для работников ИАЗ. На 2020 год намечен запуск строительства заводского коттеджного поселка. А с нынешнего года завод начал выдавать работникам ссуды для приобретения готового — как нового, так и вторичного — жилья в любом районе Иркутска.

Сергей Говорухин: «В ходе реализации собственной жилищной программы Корпорации «Иркут» с 2000 года новоселье отметили уже около 1350 заводских семей».

Долгожданным событием станет и возведение новой современной детской поликлиники в Иркутске-2.

— Это будет современный, хорошо оборудованный медицинский комплекс, состоящий из детской поликлиники на 400 посещений в день и женской консультации на 200 посещений, — пояснил Евгений Выговский, главный врач МСЧ ИАПО, депутат Думы города Иркутска. — На сегодня полностью готов проект поликлиники (в разработку которого Корпорация «Иркут» вложила 15 млн рублей). В настоящее время получены все разрешительные документы, оформлены заявки на финансирование. Все необходимые документы для строительства переданы в правительство Иркутской области. То есть можно с уверенностью сказать, что наша давняя мечта скоро сбудется.

Важнейшим условием для дальнейшего развития как предприятия, так и поселка авиастроителей станет существенное увеличение энергетических мощностей ИАЗ.

— Чтобы обеспечить растущие потребности в электроэнергии, было принято решение о реконструкции главной понизительной подстанции ИАЗ, — рассказал Алексей Савельев, главный энергетик завода, депутат Думы г. Иркутска. — Реконструкция ГПП будет включать в себя не только замену основного оборудования, но и увеличение мощности подстанции. На сегодня проект готов, скоро пройдет тендер по определению подрядчика. Срок реализации — 2019-21 гг. Поскольку проектом реконструкции предусмотрено применение новейшего оборудования, это дополнительно повысит надежность бесперебойного обеспечения производства электроэнергией. А поскольку и жилой поселок «запитан» от нашей подстанции, то и жители оценят повышение надежности энергоснабжения. Также под растущие потребности производства будет выполнена реконструкция одного из теплоисточников нашего предприятия с увеличением установленной мощности котельной, что также позволит говорить об увеличившейся надежности теплоснабжения производства и жилого фонда Иркутска-2.

Алексей Савельев: «Чтобы обеспечить растущие потребности в электроэнергии, принято решение о реконструкции главной понизительной подстанции ИАЗ».

Кроме того, новые генерирующие мощности теплоисточника позволят выполнять подключение новых потребителей тепла как на территории предприятия, так и в поселке авиастроителей.

— Пока мы прошли первый этап. Согласно директивным планам, уже к 2025-26 гг. мы должны выйти на объемы выпуска 72 самолетов МС-21 в год, — сообщил генеральный директор ИАЗ. — А это сложнейшая задача, на решение которой отпущены очень сжатые сроки. А с учетом того, что объемы заказов по военным программам сокращаются, от реализации этой задачи во многом зависит наше будущее. Выход предприятия за серийное производство гражданского МС-21 обеспечит долгосрочное устойчивое развитие производства, последовательную реализацию стратегии развития авиационной промышленности до 2035 года, направленной на увеличение доли гражданской продукции до 38%. Это в масштабах страны. А для региона увеличение в разы выпуска перспективного лайнера — это прежде всего новые рабочие места и закрепление квалифицированных кадров в регионе, дополнительные налоговые поступления, дальнейшее развитие отраслевой, вузовской науки и целого ряда смежных отраслей. Это то самое развитие высокотехнологичных производств, от которого напрямую зависит будущее отечественной промышленности и социальной сферы.

Олег Усов