Крылья победы расправлялись в Иркутске

Иркутский авиазавод был единственным предприятием в Иркутске, выпускавшим в годы войны боевую технику для фронта. Это и легендарные бомбардировщики Пе-2, и знаменитые Ил-4, производству которых личное внимание уделял Верховный главнокомандующий. Более двух тысяч крылатых машин вышли из заводских цехов в годы Великой Отечественной, сотни иркутян получили за самоотверженный труд высокие правительственные награды.

Иркутск в начале войны стал площадкой для эвакуации Московского авиационного завода №39. Его оборудование разместилось на производственных площадях авиационного завода №125. Часть станков установили в здании находящегося неподалеку ремесленного училища №2. Прибывших с эшелонами 1700 рабочих с их семьями расселили по квартирам в поселке завода. Благодаря принятым мерам в течение двух месяцев оборудование было смонтировано и предприятие приступило к выпуску продукции.

Кроме самолетов, на заводе делали мины для миномета калибра 82 миллиметра. В октябре 1941-го производственный план составил 50 000 штук. Начальник цеха №100 Каспар Пудалов вспоминал: «На заводе был создан специализированный цех по производству изделия №82, то есть 82-миллиметровых пехотных мин. Наш 100-й был не просто комсомольско-молодежным, а фактически «несовершеннолетним» цехом. Так как из самолетостроительных цехов людей перевести было нельзя, наш цех укомплектовали подростками, бывшими школьниками. Но никаких скидок на возраст не было. Так, лучшая стахановка, токарь Пана Балакина довела выработку до 150-200 корпусов мин в смену. Работали ребятишки, конечно, страшно много, уставали очень, иногда засыпали прямо у станков, просыпаясь, вздрагивали и продолжали работать. Цех работал круглосуточно, без выходных дней, двумя 12-часовыми сменами. Задача перед нами была одна: ежесуточно сдать 1000 мин, уложенных в специальные ящики с ложементами, по 10 штук в каждый, и погрузить ящики в железнодорожный вагон. Этот план оставался неизменным до самого Дня Победы».

Еще накануне войны Иркутский авиазавод получил важное правительственное задание — начать производство бомбардировщиков Пе-2. Это был современный двухмоторный скоростной самолет, превосходивший немецкие бомбардировщики «Хейнкель» и «Юнкерс». Перед самой войной сборку самолета закончили и передали его на летные испытания. В январе 1942 года коллектив завода получил новое задание — наладить выпуск тяжелых истребителей Пе-3, а с августа 1942-го начать серийное производство бомбардировщиков Ил-4. Выпуску последних правительство уделяло большое внимание. На завод к директору, генерал-майору Виктору Абрамову несколько раз звонил лично Иосиф Сталин и требовал увеличить выпуск самолетов. Не раз приезжал на завод и конструктор Сергей Ильюшин.

С сентября 1943 года завод стал выпускать бомбардировщики Ер-2, кроме того, была собрана опытная партия самолетов Ер-2ОН (особого назначения), которые могли совершать беспосадочные перелеты из Иркутска до Москвы, что было в то время рекордом.

За время войны авиационный завод выпустил 592 бомбардировщика Пе-2 и 134 тяжелых истребителя Пе-3 бис, 869 бомбардировщиков и торпедоносцев Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2.

Для экономии бензина заводчане отправляли готовые самолеты не своим ходом, как раньше, а по железной дороге. Это потребовало дополнительных усилий. На заводе создали монтажно-сборочный участок, а в Москве — демонтажный. Для транспортировки самолет разбирали, помещали его части в погрузочные рамы и контейнеры, а моторы укрепляли в вагонах. В 4-5 часов утра заканчивалась погрузка, после этого рабочие, участвовавшие в демонтаже, оставались в цехе для короткого 3-4-часового отдыха, а по гудку первой смены приступали уже к своей основной работе. Таким образом, в дни отправки самолетов, 2-3 раза в неделю, демонтажники работали по 20 часов в сутки.

Во время войны коллектив авиационного завода пополнялся молодыми рабочими, потребность в которых была настолько велика, что приезжала работать на завод молодежь из соседних областей. Так, в феврале 1942 года вместе с новой группой прибывших учеником обрубщика литейного цеха поступила тюменская комсомолка Мария Цуканова. Через месяц, в марте, она уже стала приемщицей, а с мая — контролером 4-го разряда. В июле 1942-го ее призвали в ряды Военно-морского флота. Имя Героя Советского Союза Марии Цукановой золотыми буквами вписано в историю войны.

За время войны авиационный завод выпустил 592 бомбардировщика Пе-2 и 134 тяжелых истребителя Пе-3 бис, 869 бомбардировщиков и торпедоносцев Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2. За успешное выполнение правительственного задания по выпуску Пе-2, Пе-3 и досрочное освоение серийного производства Ил-4 завод признали победителем во Всесоюзном соревновании и вручили переходящее Красное знамя ГКО. Почти весь 1943 год авиазавод удерживал это знамя (11 награждений), завод 12 раз удостаивали благодарности Верховного главнокомандующего, председателя ГКО Иосифа Сталина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (в 1943 году и 20 сентября 1945 года) за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов работники ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода №39 наркомата авиационной промышленности награждены: орденом Ленина — 10 человек, орденом Кутузова II степени — Абрамов В. И. — директор завода, орденом Отечественной войны I степени — Петров К. А. — главный инженер, орденом Отечественной войны II степени — 36 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 23 человека, орденом Красной Звезды — 34 человека, орденом «Знак Почета» — 44 человека, медалью «За трудовую доблесть» — 41 человек, медалью «За трудовое отличие» — 40 человек. Многие заводчане были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».