Крепкий сон

В фильме «Спящая красавица»
Вышедший в российский прокат еще в августе режиссерский дебют австралийской писательницы Джулии Ли до Иркутска докатился только сейчас, уже после выхода на DVD. История о девушке, которая пошла работать в странный публичный дом, где в ее обязанности входил лишь крепкий наркотический сон, интриговала, кроме всего прочего, обнаженной спиной Эмили Браунинг на афише и явным эротическим содержанием трейлера. Однако под личиной фривольной мелодрамы скрывается психологическая драма о проблемах испытания простых человеческих эмоций.

Студентке Люси (Эмили Браунинг) не хватает денег, чтобы заплатить за съемную квартиру, поэтому она вынуждена работать уборщицей в кафе, принимать участие в медицинских исследованиях и выполнять несложную офисную работу, связанную с ксерокопированием документов. Время от времени она приходит в бар, где без труда (поскольку красива и молода) находит себе мужчину на одну ночь, а иногда навещает своего странного приятеля-алкоголика с большой бутылкой водки и выпивает с ним из большого стакана. Все, чем бы она ни занималась, она делает с совершенно каменным лицом. Кажется, она совсем не способна испытывать эмоции. Она пробует жизнь на вкус (случайные половые связи, наркотики, алкоголь, таблетки), чтобы испытать хоть какие-нибудь чувства, но ничто не способно ее растормошить — она будто спит наяву. Поэтому, когда она находит очередную подработку в весьма своеобразном публичном доме, где ей нужно спать голой, выпив какого-то наркотического отвара, она не видит в этом ничего экстраординарного.

vf175002Правда, со временем любопытство все-таки возьмет верх, и она поставит в комнате скрытую камеру, чтобы выяснить, что с ней делают, пока она находится в крепких объятиях Морфея. Но, когда она проснется, все будет ясно и без просмотра видеозаписи. Все-таки встреча со смертью лицом к лицу способна любого вытащить из самого сомнамбулического состояния. Тогда наконец и найдется выход эмоциям.

Романистка Джулия Ли, снискавшая себе в родной Австралии славу мастера слова, решила попробовать свои силы в качестве кинорежиссера. Экранизировать взялась собственную книгу, для чего написала на ее основе сценарий и огромный талмуд для съемочной группы с описанием того, что она хочет видеть в кадре. Результатом отснятого материала стала номинация на Золотую Пальмовую ветвь в Каннах, которая сама по себе для начинающей кинематографистки является большой победой.

Сюжет оказался настолько многослойным, что привлек внимание не только киноэкспертов упомянутого фестиваля, но и прокатные компании — в России эту ленту, по данным портала «Кинопоиск», посмотрели уже более 12 тыс. человек. Здесь тебе и отсылки к произведениям мировой литературы, и аллюзии на фильмы Бунюэля, Кубрика, и Катрин Брейя, и намеки на философию экзистенциализма — в общем, умное кино с коммерчески успешным (в смысле обилия в кадре голых женщин) содержанием. Феминистским высказыванием (как многие пытаются) работу эту вряд ли назовешь — тут скорее предмет разговора лежит где-то между Михаэлем Ханеке и Зигмундом Фрейдом, недаром на них обоих одновременно так похож один из клиентов бесчувственной проститутки, то есть спящей красавицы.