Креативный маэстро

Юбилей творческой деятельности отметил на прошлой неделе главный дирижер и художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии Илмар Лапиньш. Праздничный концерт-сюрприз собрал в главном зале филармонии ценителей и почитателей творчества маэстро, среди которых были представители региональных и городских властей, руководители бизнеса и творческой интеллигенции. И юбиляр в этот вечер в очередной раз доказал, что может удивлять своих слушателей свежими идеями и проектами.

Из 45 лет, что маэстро посвятил дирижерской работе, иркутскому оркестру отданы, конечно, далеко не все, однако с главным коллективом областной филармонии Илмара Лапиньша связывают гораздо более давние отношения, чем тем те четыре года, что он его возглавляет. Так, например, еще будучи начинающим дирижером молодой маэстро приезжал в Иркутск и даже успел съездить с симфоническим оркестром на гастроли по области. Было это еще в начале 70-х годов прошлого века. Как признался сам юбиляр, предложение о том, чтобы возглавить иркутский оркестр, поступало уже тогда, но после успешной стажировки его оставили в Большом театре, так что возвращение в Иркутск несколько затянулось.

Родившийся в Латвии, он горд тем, что получил высшее образование в Ленинградской консерватории, которая дала ему замечательный старт в дирижерской карьере. Ярославская филармония, Татарский академический театр оперы и балета, Венская камерная опера, Национальная опера Македонии, Большой театр — в каких только коллективах и музыкальных учреждениях ни работал Илмар Лапиньш за 45 лет своей творческой деятельности. Впрочем, наблюдая сегодняшнюю деятельность дирижера, можно подумать, что пик его творческой активности пришелся именно на иркутский период. Ведь именно с приходом в 2009 году нового худрука и главного дирижера иркутский симфонический оркестр стал активно гастролировать по всему миру, исполнять оперы, играть неизвестные местной публике произведения, участвовать в смелых творческих проектах, и, конечно, очень быстро расти профессионально.

«У меня есть мечта: чтобы в Иркутске открылся оперный театр. Я его вижу как филармонический театр оперы, потому что, если он возникнет, он будет базироваться на губернаторском оркестре и солистах областной филармонии».

Благодаря Илмару Лапиньшу и его любви к опере в Иркутске появился целый фестиваль оперного искусства «Дыхание Байкала», на который уже три года приезжают талантливые солисты со всего мира, проводится отборочный тур престижного международного Венского конкурса вокалистов имени Ханса Габора Belveder, куда съезжаются начинающие певцы из соседних регионов и даже стран. Знакомит маэстро иркутскую публику и с новыми солистами в симфонических программах, а также время от времени уступает дирижерский пульт выдающимся дирижерам из разных стран. Художественная жизнь филармонии за эти несколько лет действительно закипела.

И словно квинтэссенция этой творческой активности был выстроен сам юбилейный вечер Илмара Лапиньша. Если не брать в расчет официальную часть с поздравлениями от власть имущих, действо приобрело импровизационно-театральный характер. Во-первых, никто из зрителей не знал, что именно маэстро приготовил в этот вечер для публики, и это, безусловно, подогревало интерес к происходящему. Во-вторых, в концерте прозвучали действительно неожиданные музыкальные произведения, которые нигде, кроме как на этом вечере, услышать было нельзя. Например, впервые в Иркутске были исполнены малоизвестный Квинтет Сергея Прокофьева и Четыре колыбельные коту Игоря Стравинского. Авангардная музыка, когда-то опередившая время, звучала сколь необычно, столь и свежо. Во втором отделении сюрпризы продолжились: за дирижерский пульт вставал воспитанник маэстро — студент Красноярской академии музыки Максим Качалов, на сцену прямо из зала поднималась солистка оркестра Валерия Янковская, которая немедленно хотела сыграть с оркестром, исполняла арии из опер гостья из Красноярского театра оперы и балета Ольга Басова. Вечер завершился исполнением симфонической поэмы Чайковского «Франческа да Римини», которая ровно 35 лет назад уже звучала в Иркутске под управлением Илмара Лапиньша.

«У меня есть мечта: чтобы в Иркутске открылся оперный театр. Я об этом не только мечтаю, но и кое-что стараюсь делать. Наряду с музыкальным театром в Иркутске должен существовать и оперный театр. Я его вижу как филармонический театр оперы, потому что, если он возникнет, он будет базироваться на губернаторском оркестре и солистах областной филармонии», — признавался Илмар Лапиньш еще в самом начале своей работы в Иркутске. Многое уже сделано: оркестр научился профессиональному исполнению оперного репертуара, филармония обзавелась благодаря маэстро собственным хором, появляются новые талантливые солисты, так что хочется верить, что эта мечта креативного маэстро сбудется.