«КрасАвиа» удерживают в воздухе

Красноярские власти намерены профинансировать дооборудование старых самолетов принадлежащей им «КрасАвиа», что позволит авиакомпании остаться на регулярных маршрутах после 2011 года. Она может получить в этом году более 145 млн руб. на установку систем предупреждения столкновения с землей и судами в воздухе. Поддерживать других региональных авиаперевозчиков правительство не намерено, несмотря на то что на их долю приходится большая часть местных рейсов.

Региональные авиакомпании теперь обязаны вкладываться в дооборудование самолетов для соответствия современным нормам безопасности полетов. Фото Романа Яровицына

Корректировку бюджета Красноярского края на 2011 год вчера рассмотрел комитет по экономической политике законодательного собрания. В ее рамках министерство промышленности и энергетики региона намерено направить 145 млн руб. на дооборудование самолетов ОАО «КрасАвиа», не соответствующих современным нормам безопасности полетов. Авиационная техника будет укомплектована системами раннего предупреждения приближения к земле (СРППЗ) и столкновения самолетов в воздухе (TCAS). Завершить модернизацию планируется к концу 2011 года.

Запретить полеты самолетов, не располагающих этими системами, требует постановление Минтранса РФ. Оно предусматривает прекращение эксплуатации с января 2012 года авиационной техники без СРППЗ и TCAS. В итоге местные авиакомпании Сибири и Дальнего Востока могут лишиться большей части своего парка, состоящего из самолетов Ту-134, Ан-24, Як-40, Як-42, Ан-2, вертолетов Ми-8. После ряда авиакатастроф с участием этих машин введения такого запрета потребовал российский президент Дмитрий Медведев.

В июле этого года красноярские авиаперевозчики обратились с открытым письмом к главе государства. Его подписали руководители трех крупнейших авиакомпаний региона: «КрасАвиа», «КатэкАвиа» и «АэроГео». В письме авиаперевозчики утверждают, что новые правила Минтранса РФ приведут к коллапсу региональных перевозок в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку здесь авиация зачастую является единственным видом транспорта, а более 90% местных перевозок обеспечиваются устаревшими воздушными судами советского производства. «Учитывая низкую рентабельность региональных перевозок (не превышает 1% в год), отсутствие необходимых финансовых ресурсов у авиакомпаний, предлагаемое Минтрансом РФ решение поставит региональные авиакомпании на грань банкротства», — предупреждают перевозчики в письме.

Красноярские власти решили поддержать только «КрасАвиа». Как пояснили „Ъ“ в правительстве региона, «КрасАвиа» является госпредприятием Красноярского края, поэтому переоснащение авиапарка будет проходить за счет краевого бюджета. По словам представителя правительства, обращений от частных перевозчиков о предоставлении финансовой помощи не поступало. Но возможности такой помощи ограничены субсидированием процентных ставок и госгарантий по банковским кредитам, подчеркнули в пресс-службе краевого правительства. В «КрасАвиа» от комментариев вчера отказались, сославшись на соответствующий приказ руководства.

Частной «КатэкАвиа» проблему дооборудования самолетов придется решать самостоятельно. На закупку требуемых систем безопасности, по оценкам ее менеджмента, потребуется более 149 млн руб. Согласно расчетам компании, это сопоставимо со стоимостью самих авиационных судов, на которые системы будут ставиться. Ресурс большинства самолетов «КатэкАвиа» составляет от трех до шести лет.

Эксперты полагают, что вложения в дооборудование старых самолетов никогда не окупятся. «Но это единственный бюджетный вариант, позволяющий сохранить транспортную доступность значительной части территории Сибири и восточных регионов страны. Он дает авиакомпаниям хоть какое-то время на закупку новых самолетов и подготовку летного персонала для работы с новыми машинами, скорее всего иностранного производства», — отмечает глава экспертного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он не исключил, что в итоге власти могут смягчить требования к региональным авиакомпаниям, имеющим важную социальную функцию.

Утверждать корректировку бюджета на 2011 год законодательное собрание планирует 6 октября.