Корпоративная связь остается в силе

Наметившийся было по итогам прошлого года спад на российском рынке корпоративной связи в этом году перешел в небольшой, но уверенный рост. Аналитики объясняют это тем, что клиенты в этом сегменте ранее уже провели все возможные оптимизационные мероприятия, а потому в дальнейшем экономить на связи не будут. Тем не менее, операторам расслабляться не стоит — в сложившихся условиях рынок корпоративной связи становится все более конкурентным.

Рынок замер в ожидании

Сразу несколько авторитетных аналитических агентств, рассматривая итоги российского рынка корпоративной связи, в прошлом году пришли к неутешительным выводам. Суммарные расходы российских компаний на проводную связь сократились, чего не было никогда. К примеру, согласно данным аналитиков iKS-Consulting, в 2015 году объем российского рынка корпоративной связи составил 148 млрд рублей, снизившись на 1,5-2% относительно предыдущего года. Этот спад оказался первым. В 2014 году имел место 1,5-процентный рост.

Однако уже по итогам первого квартала 2016 года стало ясно, что тренд на падение оказался краткосрочным. По данным «ТМТ консалтинга», в I квартале 2016 года российский рынок фиксированной связи для компаний и госструктур вырос на 0,5% (до 13,2 млрд рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом за I квартал 2015 года рынок не показывал ни падения, ни роста. Аналитики отмечают, что драматичных падений рынка в этом году пока не предвидится, тем не менее операторам стоит подготовиться к переменам.

Важный сегмент

«Корпоративный сегмент исторически воспринимается операторами мобильной связи как один из приоритетных, со временем его значимость для них не падает», — объясняет причины, по которым телекоммуникационные компании будут следить за тенденциями, директор департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилл Кучеров.

Значимость сегмента в полной мере отражают цифры. По словам Кирилла Кучерова, при небольшом проценте корпоративных клиентов относительно всей абонентской базы доходы от их обслуживания занимают в выручке сотовых операторов около 12%. Похожий порядок цифр называет и руководитель агентства Telecom Daily Денис Кусков. А аналитик iKS-Consulting Максим Савватин и вовсе говорит, что доля выручки может достигать 15%.

Двухсторонняя оптимизация

Эксперты подчеркивают — завершение процессов оптимизации бюджетов корпоративных клиентов, в том числе и на услуги связи, хоть и помогло продемонстрировать небольшой рост на рынке, но отнюдь не означает, что эти процессы не возобновятся.

«Оптимизацией все корпоративные клиенты операторов мобильной связи активно занимались в прошлом году. Но по факту глубина этих процессов оказалась не настолько большой, как в период кризиса 2008—2009 годов. К тому же сами операторы пошли навстречу своим клиентам и начали активно предлагать более экономичные решения, как по отдельным сегментам (для ритейла, гостиничного бизнеса, производства и т.д.), так и непосредственно по услугам, — говорит Максим Савватин. — Операторы связи были готовы к тренду на экономию и в прошлом году инициировали ряд различных программ».

Немного под другим углом предлагает посмотреть на ситуацию Денис Кусков: «Действительно, ситуация сейчас отличается от кризиса 2008—2009 годов. Корпоративные клиенты не настолько сильно урезают свои расходы, как это было в прошлый раз. Что же касается новых, более привлекательных предложений от операторов, то эти инициативы, на мой взгляд, были вызваны непосредственно клиентской активностью. Надо понимать, что операторы не заинтересованы в снижении прибыли и начинают что-то предлагать, лишь если речь идет о перспективе выиграть какой-то серьезный тендер на обслуживание крупной компании или госструктуры, либо же в случае настойчивости клиентов».

«Нельзя сказать, что в этом вопросе существует единый тренд, поведение компаний в отношении расходов на сотовую связь совершенно индивидуально и зависит от множества факторов, — отмечает в свою очередь Кирилл Кучеров. — Конечно, появившиеся на рынке новые предложения от операторов позволяют клиентам более расслабленно относиться к расходам на связь. Однако это провоцирует определенное ужесточение конкуренции между самими операторами».

Конкуренция на марше

Усилению конкуренции несомненно будет способствовать и появление новых игроков. Относительно недавно привыкшая к своему доминированию «большая тройка» операторов вынуждена была подвинуться, после того как еще одним крупным федеральным игроком стала компания Tele2.

«Большая тройка» в целом предлагает сопоставимый набор услуг для корпоративных клиентов, есть незначительные отличия, которые трудно считать конкурентным преимуществом какого-то из операторов. У Tele2 пакет услуг для корпоративных клиентов хоть и скромнее, но они последовательно следуют тактике ценового лидерства, — объясняет расклад Кирилл Кучеров. — Это, безусловно, делает рынок корпоративной сотовой связи более конкурентным, а значит, МТС, «Вымпелкому» и «МегаФону» работать стало сложнее, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса».

Денис Кусков также отмечает возросшее влияние Tele2: «Этот оператор уже играет заметную роль на рынке корпоративной связи. В Москве ряд компаний охотно воспользовался его предложениями, сменив прежнюю привязанность к «большой тройке».

Ужесточившаяся конкуренция между операторами ведет к любопытным последствиям. Одним из них аналитики называют тенденцию к снижению ARPU (средняя выручка на одного пользователя — ред.) корпоративных абонентов. Кирилл Кучеров оценивает падение этого показателя в 5—10% в год. С подсчетами коллеги соглашается и Максим Савватин. Эксперты также солидарны еще в одном — введенная ранее на уровне всей страны процедура MNP не может считаться серьезной надеждой операторов на изменение конкурентных позиций именно в корпоративном сегменте.

«После внедрения MNP всплеск активности наблюдался в сегменте B2G — в ряде регионов чиновники меняли местных операторов связи на федеральных. По всей видимости, это было связано с удобством для тех, кто активно ездит в командировки», — отмечает Денис Кусков. «Основная масса подключений к другому оператору с сохранением номеров произошла в самом начале внедрения услуги. Сейчас такого всплеска не наблюдается», — добавляет Максим Савватин. В свою очередь Кирилл Кучеров отмечает, что корпоративные клиенты, активно следящие за расходами на связь, теперь будут менее лояльны к своему оператору. Поэтому последним необходимо постоянно либо повышать качество обслуживания, либо время от времени внедрять новые услуги.

Непростое и интересное будущее

Что же касается дальнейших перспектив, то рынок корпоративной связи аналитики однозначно характеризуют как «рынок для клиента». «Тенденции прямого повышения стоимости услуг сотовой связи нет — на таком конкурентном рынке это чревато потерей абонентской базы. Другое дело, что также, как и на массовом рынке, операторы стремятся перевести абонентов на пакетные тарифные планы с абонентской платой для стабилизации выручки, — объясняет Кирилл Кучеров. — Что касается уступок корпоративному клиенту со стороны оператора, то крупные корпоративные клиенты изначально имеют индивидуальные условия, которые могут пересматриваться в пользу клиента. Чем меньше сумма ежемесячного счета компании за сотовую связь, тем менее охотно операторы обсуждают скидки и индивидуальные условия».

В среднесрочной перспективе аналитики советуют не ожидать драматических изменений в этом сегменте, его развитие будет плавным. Из значимых трендов эксперты выделяют рост потребления данных и снижения доли голосовых услуг и SMS в потреблении услуг сотовой связи, а также рост использования SIM-карт в различных автоматических устройствах в рамках развития экосистемы «интернета вещей». Из новых услуг со временем возрастет спрос на различные приложения уже упомянутого «интернета вещей», а также комплексные предложения ИКТ-услуг, где мобильная связь будет служить транспортной средой для передачи данных.

Олег Усов

16071212

В контексте
Стратегия корпоративной связи от Tele2

Корпоративная связь сегодня не роскошь, доступная лишь крупным холдингам, а удобный инструмент для управления бизнесом, позволяющий предпринимателям экономить деньги и время.
Пользуясь корпоративной связью, клиент покупает услуги оптом, то есть не для одного абонента, а сразу для всех сотрудников компании, которым это необходимо. За счет этого достигается экономия средств. Время же экономится благодаря тому, что оператор обеспечивает владельцев бизнеса максимальным количеством инструментов для быстрого решения вопросов, связанных с обслуживанием. Такого принципа придерживается оператор мобильной связи Tele2.
Управлять счетами и лимитами, подключать необходимые услуги одним сотрудникам, отключать ненужные другим — всё это можно делать в любое время суток в личном кабинете, достаточно иметь доступ к интернету. Для решения насущных вопросов также можно отправить заявку по электронной почте — сотрудники оператора оперативно обработают запрос без бумажных заявлений. Также при возникновении трудностей можно позвонить на горячую линию или обратиться в офис Tele2 напрямую к специалисту, который проконсультирует и поможет решить все возникшие задачи.
Стоит отметить, что телекоммуникационная отрасль развивается особенно быстрыми темпами, поэтому для операторов связи важно следовать тенденциям рынка. Компания Tele2 гибко реагирует на изменение потребностей клиентов. Последним заметным изменением стало расширение спектра телекоммуникационных услуг для бизнес-абонентов. Одно из нововведений — пакетные тарифные планы для компаний из разных сегментов бизнеса (от небольших организаций до крупных корпораций). Сегодня, по данным оператора, иркутские бизнесмены выбирают их чаще всего. Специалисты объясняют это тем, что пакетные тарифы включают в себя все необходимые услуги при фиксированной абонентской плате. Для занятых предпринимателей такая схема сотрудничества очень удобна, так как позволяет просто и быстро установить лимиты на связь, а также точно прогнозировать расходы.