Король музыкальных инструментов

Иркутский органный зал — место особенное по многим причинам. Во–первых, это единственное в городе храмовое сооружение, где вместо церковных служб проводятся светские концерты. Во–вторых, польский костел, в котором располагается органный зал, — уникальный пример псевдоготического стиля в архитектуре Приангарья. В–третьих, здесь находится самый большой в Восточной Сибири музыкальный инструмент — орган.

Концертный орган для Иркутска был выполнен в лучших традициях позднего барокко — украшенный ажурной авторской резьбой, он стал настоящим произведением искусства. Фото Евгения Козырева

Иркутск католический

История органной музыки в Иркутске неразрывно связана с Польским костелом, который в свою очередь ведет свою летопись еще с XIX века, если точнее — c 1819 года, когда в Иркутск на должности священников прибыли члены бернардинского ордена Католической церкви. Именно они добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма. Место для церкви — неподалеку от главного православного храма Иркутска Богоявленского собора — было куплено у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых, причем и покупка усадьбы, и само строительство костела финансировались за счет средств частных жертвователей. К концу 1825 в Иркутске был выстроен костел во имя Вознесения Божией Матери, представлявший собой одноэтажное деревянное здание, которое, впрочем, просуществовало недолго — католический храм сгорел во время печально известного пожара 22–24 июня 1879 года.

В 1881 году на этом же самом месте началось строительство каменного костела Успения Богородицы по проекту гражданского инженера Ивана Тамулевича, который в то время являлся старшим архитектором Строительного отделения Главного управления Восточной Сибири. 25 июня 1881 Могилевский архиепископ и митрополит Фиалковский благословил «закладку фундамента нового костела в городе Иркутске», а 26 августа 1881 строительное отделение Главного управления Восточной Сибири и иркутский генерал–губернатор Анучин утвердили проект строительства.

8 декабря 1884 храм был освещен во имя Успения Матери Божией Марии и в нем началось богослужение, хотя внутреннее обустройство продолжалось еще довольно долго и было завершено только к концу 1890–х гг. Однако Иркутск уже обогатился уникальным как для самого города, так и всего обширного региона запоминающимся сооружением, обладающим художественными достоинствами и представляющим собой яркий образец культовой архитектуры в позднеготическом стиле. Впрочем, органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в иркутском костеле не было еще долгое время. Вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы «Сторн и Кларк», выписанная в 1896 из Варшавы. Большинство католиков Иркутска в те времена были поляками по происхождению, и, вероятно, поэтому за зданием закрепилось народное название «польский костел», распространенное по сей день.

В советские годы католическая церковь подверглась гонениям, как и православная, — в конце 30–х годов община была распущена, богослужение окончательно прекратилось, и в здании костела разместилась Восточно–Сибирская студия кинохроники. Здание, хотя и не подверглось внешним разрушениям, изнутри было перестроено до неузнаваемости.

Восстановление религиозного сооружения началось в 70–е годы прошлого столетия. В 1974–1978 по проекту архитектора Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Главной задачей являлось возвращение костелу первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В планы местных властей входило открыть здесь Музей истории поляков в Сибири, однако позднее появилась идея разместить в храме органный зал Иркутской областной филармонии.

Родом из Германии

Именно тогда здесь появился и настоящий орган — в то время самый восточный на территории России. Проект и изготовление инструмента были заказаны немецкой фирме «Александр Шуке», которая делает органы с 1820 года (как раз с того момента, как в Иркутске начал строиться первый католический храм). Инструмент был спроектирован специально под иркутский костел и занял в нем центральное место. Установку, монтаж и первую настройку органа совершили те же немецкие мастера, являющиеся обладателями вековых традиций органостроения. Так, например, известно, что органы от «Александра Шуке» звучат в консерваториях и концертных залах Нижнего Новгорода, Москвы, Тбилиси, Алма–Аты…

Иркутский орган имеет 1836 труб (длина самой длинной — почти пять метров), 28 регистров, две ручных клавиатуры и одну ножную.

Немецкую фирму посоветовал иркутянам патриарх отечественной органной школы, заслуженный деятель искусств, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Ройзман, у которого, кстати, училась будущая солистка Иркутской областной филармонии Лидия Янковская, ставшая одной из первых, кто осваивал новый инструмент.

Концертный орган для Иркутска был выполнен в лучших традициях позднего барокко — украшенный ажурной авторской резьбой, он стал настоящим произведением искусства, а кроме того, по звучанию и качеству основных механизмов получился наиболее близким к органам той эпохи, когда творил, например, Иоганн Себастьян Бах. Именно его Токкату и фугу исполнил солист Московской филармонии Олег Янченко при большом скоплении публики на первом концерте в Иркутском органном зале, состоявшемся 3 ноября 1978 года.

«Серьезный, солидный, своенравный…»

Сегодня одним из самых часто играющих на иркутском органе исполнителей является музыкант и композитор Дечебал Григоруцэ. Нельзя пройти мимо филармонии, чтобы не увидеть его фамилию на афишах. Несмотря на то что не имеет профессионального образования игры на органе, он посвящает этому инструменту массу времени, разрабатывая концертные программы и сочиняя для него музыку.

Впервые Дечебал Григоруцэ увидел и услышал иркутский орган в десятилетнем возрасте. «Помню, что он меня просто поразил своим видом, и само здание, такое необычное, сформировало определенное предвкушение от предстоящего концерта, и когда он зазвучал, ожидания мои оправдались. Концерт тогда вела Лидия Янковская, которая сказала, что органную музыку нужно слушать особенным образом — постараться отрешиться от всего и закрыть глаза. В общем, с тех пор я так и делаю. Но не в тот момент, когда сам играю, конечно, потому что игра на органе требует большой собранности».

Впрочем, в десять лет Дечебал Гругоруцэ вовсе не помышлял о карьере исполнителя, мечтая стать композитором. Но судьба распорядилась иначе, и теперь он не только композитор, но и музыкант, отдающийся процессу исполнения и своей и чужой музыки целиком и полностью.

Первый авторский вечер Дечебала Григоруцэ в Органном зале Иркутской филармонии состоялся в конце мая 2008 года. Тогда он впервые опробовал инструмент фирмы «Александр Шуке». После успешного концерта музыканта пригласили на лето в качестве концертирующего органиста. Это сотрудничество продолжается до сих пор — Дечебал Григоруцэ остался одним из тех, кто постоянно знакомит слушателей с органной музыкой. «Но я не позиционирую себя органистом, потому что у меня нет соответствующего образования, — отмечает Дечебал Григоруцэ. — Я скорее композитор, который, кроме всего прочего, еще и играет на органе». Впрочем, говорит музыкант, не в образовании дело — в конце концов Бах тоже не оканчивал консерватории по классу органа — дело в желании человека учиться и стремиться к совершенству, ну и, конечно, в любви к этому делу.

«Наверное, каждый инструмент — это живое существо. И у каждого из них есть своя харизма, свой характер. Если говорить об органе — он очень мощный, серьезный, солидный, своенравный, и ему нужно соответствовать, иметь определенную силу, чтобы держать его в узде. А иначе он начинает владеть тобой», — говорит Дечебал Григоруцэ.