Контакты на парковке

Недалек тот день, когда, вернувшись вечером с работы, мы будем ставить на зарядку не только свой смартфон и ноутбук, но и средство передвижения — просто воткнув его в розетку на паркинге. Чтобы эта картинка из фантастического романа стала былью, Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) запускает общероссийскую программу по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта.

Зарядная инфраструктура для электромобилей распространится за пределы столицы только после внесения изменений в ряд федеральных законов

Многозарядное авто

Москва. Начало Тверской. У отеля Ritz Carlton в ряд стоят разнокалиберные машины: от малолитражки до минивэна. От каждой из них к стойкам, напоминающим паркометры, тянется провод — это электромобили встали на подзарядку, чтобы хватило заряда на обратную дорогу (пока без подзарядки они могут проехать 120-130 км). Пока руководство компании МОЭСК-EV обсуждает с участниками рынка проблемы развертывания в стране «умной сети» зарядных станций, электромобили зарядятся (двух-трех часов достаточно для частичной подзарядки, а за семь часов они наберут «полный бак«) и смогут отправиться дальше, развивая вполне приличную по московским меркам скорость — до 80 км/ч.

Эта уличная выставка — часть корпоративного парка компании МОЭСК, а машины—участники исследовательского проекта МОЭСК-EV, который уже около года осуществляет ОАО МОЭСК совместно с крупными игроками на рынке электромобилей и зарядной инфраструктуры. Проект был презентован на Всероссийской конференции под эгидой ФСК ЕЭС «Перспективы реализации программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Российской Федерации», прошедшей в Москве в конце ноября прошлого года.

По оценкам аналитических агентств, к 2020 году доля электротранспорта может достичь во всем мире 5-10% от общего числа автомобилей, в Японии — до 20%. В России к 2020 году, по оптимистическим прогнозам участников рынка, появится до 200 тыс. электромобилей.

Проект реализовывался в течение года. В Москве и Московской области было установлено 28 зарядных станций, 25 из которых — переменного тока для длительной зарядки и три станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO (15-20 минут на подзарядку). Зарядные станции установлены на территории корпоративных парков МОЭСК, дилерских центров ООО «Рольф-Импорт», инновационного центра «Сколково», ТРК «Город». Все станции образуют единую сеть, которой удаленно управляет коммерческий оператор ООО «Револьта».

Как рассказал Андрей Сницкий, директор по ИТ, инновациям и операционной эффективности, по результатам реализации первого этапа программы получены данные о функционировании электромобилей и зарядных станций разного типа в разных климатических и дорожных условиях, данные о выравнивании пиковых нагрузок как элемента реализации стратегии внедрения Smart Grid (сетевая интеллектуальная инфраструктура), разработана бизнес-модель участия сетевой распределительной компании в рынке зарядной инфраструктуры. В ближайшие шесть лет планируется развернуть на территории Московского региона 2260 зарядных станций, в том числе 310 комплексов экспресс-зарядки.

На втором этапе проекта будут разработаны технологии ультрабыстрой подзарядки для электробусов, что сделает экономически эффективной замену на них обычного общественного транспорта. Появление проекта МОЭСК-EV означает, что электроэнергетики начали готовиться к обеспечению эффективной эксплуатации энергосетей при массовом внедрении электротранспорта в России. Насколько фантастичным ни выглядело бы это утверждение, но этот момент уже не за горами.

Каждый десятый

Развитием электротранспорта озабочены правительства Германии, Китая, Франции и США. Так, в Германии в эту отрасль выделено €14 млрд государственных инвестиций. Китайское правительство собирается вложить около $20 млрд, поставив цель к 2020 году производить до 5 млн электромобилей в год.

Ведущие мировые автопроизводители сейчас вкладывают в электромобилестроение сотни миллиардов долларов. Mitsubishi, компания, выпустившая первый серийный электромобиль, планирует в ближайшие годы презентовать еще семь новых моделей электромобилей с увеличенным запасом хода (более 130-150 км на одной заправке). Также о готовящихся в 2013-2014 годах премьерах уже объявили Toyota, Renault-Nissan, Chevrolet, Ford, BMW. Помимо старой гвардии, на этом рынке появились и новые игроки — компании, создавшие производство автомобилей на электрической тяге с нуля: Tesla, Smith Electric Vehicles. Массовое производство зарядных станций для электромобилей наладили компании ENSTO, ABB, Mennekes.

По оценкам аналитических агентств, к 2020 году доля электротранспорта может достичь во всем мире 5-10% от общего числа автомобилей, в Японии — до 20%.

В России к 2020 году, по оптимистическим прогнозам участников рынка, появится до 200 тыс. электромобилей. По оценке ОАО МОЭСК, эта цифра будет несколько скромнее — от 50 тыс. до 110 тыс. машин. На первый взгляд, это не так уж и много, но даже такое замещение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на экологичные и экономные машины на электрической тяге позволит решить множество проблем.

Участник энергетического рынка

По оценкам МОЭСК, замена на электромобили всего лишь 900 машин — это около трети автопарка компании — уменьшит количество выбросов углекислого газа на 10 тыс. тонн в год, позволит сэкономить 5,2 тыс. тонн условного топлива в год и 742 млрд рублей за восемь лет (до 2020 года). Помимо уменьшения выбросов в атмосферу СО, серы и тяжелых металлов, замены невозобновляемых источников энергии на возобновляемые, а также сокращения издержек на эксплуатацию автомобиля есть у авто на электрической тяге и еще один серьезный плюс. Зарядная инфраструктура для электромобилей — это составная часть «умных сетей». Они сами выравнивают пики потребления электроэнергии, которые вредят электросетям и приводят к потерям энергии (до 14% от общего объема производимой энергии, это самый высокий показатель в мире) и средств. Сейчас объективно существуют два пика потребления — утром и вечером, ночью потребление электроэнергии резко снижается. Внедрение «умных сетей» (Smart Grid) позволит на четверть сократить эти потери и сэкономить около 35 млрд кВт/ч (или 50 млрд рублей) в год в масштабах всей страны.

Один из элементов, необходимых для выравнивания существующих перепадов, — разработка моделей накопителей, способных забирать энергию ночью и выдавать ее днем. Эту функцию могут выполнять электромобили, которые в местах «ночевок» заряжаются от обычных источников переменного тока, достаточно его просто «воткнуть в розетку». Для Москвы, по оценкам МОЭСК, достаточно перевести на электрическую тягу 1,5% от всего объема машин от 5 млн, которые будут «прописаны» в городе к 2015 году.

В будущем электромобили смогут не только брать электроэнергию, но и отдавать ее, то есть любой владелец электромобиля сможет покупать энергию по дешевому тарифу ночью (полная зарядка обходится в 11 рублей!) и продавать днем по высокому, то есть стать активным участником рынка электроэнергии.

Прощание с бензином

Однако для того, чтобы этот сегмент рынка развивался и достиг обещанных аналитиками цифр к 2020 году, нужно уже сейчас разрабатывать систему зарядных станций, которая позволит электротранспорту «заправляться» как в местах ночевки (станции переменного тока), так и в местах длительных стоянок на выезде (станции экспресс-заправки постоянного тока).

Именно на это и нацелена программа ФСК ЕЭС по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, рассчитанная на период до 2015 года. Программа предусматривает системное участие электросетевого комплекса в развитии рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры через создание публично доступной для личных и коммерческих электромобилей и электрического общественного транспорта зарядной инфраструктуры, а также массовое применение электромобилей для производственных нужд электросетей.

«Наша задача — обеспечить наличие зарядной инфраструктуры, без которой электротранспорт не сможет стать распространенным явлением, — подчеркнул, выступая на конференции, Роман Бердников, первый заместитель председателя правления ОАО ФСК ЕЭС. — А для этого необходим комплексный проект на федеральном уровне, чтобы внедрить зарядные станции сразу по всей стране».

Для создания единой по всей стране системы зарядных станций, представляющих собой сеть с «интеллектуальным» управлением, необходимо вносить изменения в российское законодательство. «Осуществлять внедрение сети зарядных устройств по всей стране без изменения нормативной базы невозможно, а без этого электротранспорт массово не будет развиваться», — отмечает Петр Синютин, и. о. генерального директора ОАО МОЭСК, подчеркивая, что специалисты МОЭСК сейчас заняты разработкой законодательных инициатив, которые необходимо будет внести на рассмотрение законодателей. В частности, нужно будет внести изменения в федеральные законы №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и №261-ФЗ «Об энергосбережении».

«Я рад, что мы со своим пилотным проектом оказались в тренде, что так хорошо сработала интуиция руководства компании, — сказал господин Синютин в своем выступлении на конференции. — И особенно приятно, что мы первые, кто реализовал системный проект в этой отрасли». Глава ОАО МОЭСК также подчеркнул, что в мировой практике подобные проекты, как правило, финансируются энергетическими компаниями совместно с местными администрациями, а проект МОЭСК-EV полностью финансируется ОАО МОЭСК.

В контексте

El Lada под напряжением

АвтоВАЗ создал собственный электромобиль «Лада El Lada» на базе «Лада Калина 1117». Эти автомобили протестированы в ходе эксперимента по созданию «зеленого» такси в Ставропольском крае. По мнению Сергея Курдюка, директора по инжинирингу автомобиля ОАО «АвтоВАЗ», отечественные электромобили были бы интересны покупателям при цене около 600 тыс. рублей, а сейчас стоимость авто с электрической тягой — в районе 26,4 тыс. евро (российские могут стоить при серийном производстве около 1,2 млн рублей), причем стоимость батареи составляет примерно 9,6 тыс. евро. Это примерно в два с половиной раза больше стоимости среднего автомобиля с традиционным двигателем. И хотя в процессе эксплуатации электромобиля эти затраты окупаются, тем не менее на данный момент высокая цена оказывается серьезным препятствием для создания массового спроса на этот вид автомобилей.
Между тем в конце января «АвтоВАЗ» отправил первые пять электромобилей El Lada покупателю — им является правительство Ставропольского края. El Lada начнут работать в режиме реальной эксплуатации на курортной территории Кавказских минеральных вод (КМВ) в качестве такси (вся партия из 90 машин, заказанная администрацией Ставропольского края, поставляется в Кисловодск).
Заявленный запас хода El Lada при полностью «заправленных» аккумуляторах составляет 140-150 км. Но в горах, с пассажирами на борту, да еще и при желании ехать быстрее 60 км/ч расход, электроэнергии увеличится, хотя и ненамного. «По результатам завершившихся 29 ноября 2012 года очередных натурных испытаний электромобиля El Lada в Кисловодске пробег без подзарядки с полной загрузкой по горному маршруту Кисловодск — перевал Гум Баши (2040 м) — Кисловодск составил 127 км», — рассказал нам заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Толмачев. При этом, по его словам, зарядку аккумуляторов можно производить не только от обычной электрической сети (на это требуется восемь часов), но и от специального терминала ускоренной зарядки (примерно один час).
Стоимость El Lada составляет порядка 1,2 млн рублей или 30 тыс. евро. Для сравнения — обычная Lada Kalina универсал с бензиновым мотором стоит от 305,5 тыс. руб. до 414,9 тыс. руб.