Конкурсный отпор

Автоперевозчикам Ангарска удалось оспорить условия конкурса на право обслуживания шести муниципальных автобусных маршрутов, объявленного администрацией города. УФАС по Иркутской области признало жалобу 11 транспортных компаний обоснованной. Мэрии Ангарска выдано предписание об аннулировании аукциона. В администрации уверены, что решение УФАС не отразится на движении общественного транспорта в муниципалитете.

Комиссия УФАС по Иркутской области признала групповую жалобу перевозчиков Ангарска на действия администрации города обоснованной. 11 транспортных компаний требовали признать документацию по объявленному конкурсу на право осуществления регулярных пассажирских перевозок в муниципалитете противоречащей нормам антимонопольного законодательства. Представители перевозчиков на заседании в УФАС настаивали, что критерии конкурса ставят потенциальных участников аукциона в неравное положение, тем самым нарушая действующее законодательство, в частности ФЗ «О защите конкуренции».

Конкурс, по результатам которого мэрия планировала определить перевозчиков для городских маршрутов, должен был состояться 25 февраля. Всего разыгрывалось четыре лота с шестью маршрутами. Как пояснили на рассмотрении жалобы представители администрации, по трем выставленным маршрутам вскоре истекает срок действия договоров (маршруты №19, 27, 28), по двум сейчас осуществляется перевозка по краткосрочным договорам (маршруты №1, 5). Еще один маршрут — №41 — пока не обслуживается вовсе. Заявки от потенциальных участников торгов должны были приниматься до 17 февраля. Однако теперь по решению иркутского УФАС конкурс должен быть отменен, соответствующее уведомление направлено в антимонопольный орган.

Заместитель руководителя регионального УФАС Александр Кулиш, объявляя решение, отметил, что утвержденная и опубликованная документация о проведении данного конкурса содержит «положения, которые приводят либо могут привести к недопущению конкуренции». К списку претензий от перевозчиков антимонопольщики добавят и ряд своих.

В частности, среди оспариваемых заявителями пунктов было неправомерное требование справок об отсутствии нарушений правил дорожного движения, условий лицензирования за предыдущий год работы, договора об организации перевозок, ранее заключенного с администрацией. «Для вновь созданных перевозчиков могут быть серьезные ограничения по этим пунктам, поскольку они не смогут набрать нужное количество баллов», — заметил на комиссии представитель четырех ангарских перевозчиков Павел Волков. Заявители также настаивали на том, что конкурсная документация недостаточно информативна для потенциальных участников. «В предлагающихся лотах есть и два маршрута, от которых совсем недавно отказался перевозчик из-за их нерентабельности — №1 и 5, конечные пункты которых находятся за пределами Ангарска. Но мэрия, вместо того чтобы предусмотреть какие-либо дотации на такие направления, выставляет их снова на торги, никак не указывая, что они убыточны», — приводит пример юрист, обосновывая необходимость указания в документации расчетов рентабельности, пассажиропотока, а также приложения схем маршрутов.

Копии решения и предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, будут направлены обеим сторонам в течение трех дней. Обжалованы они могут быть в судебном порядке в трехмесячный срок. Представители администрации города отказались комментировать принятое решение. Как поясняли на заседании ангарские чиновники, все требования аукциона составлялись с учетом безопасности пассажирских перевозок. Кроме того, по словам юриста мэрии, нормативных документов, требующих от госоргана проведения анализа, например рентабельности маршрутов, просто не существует. Юристы перевозчиков по итогам заседания также не стали комментировать решение УФАС, предложив обращаться непосредственно в транспортные компании. Дозвониться до председателя Союза перевозчиков Ангарска, руководителя ОАО «Автоколонна 1948», подававшего среди прочих заявление, Сергея Шаркова не удалось. Его рабочие телефоны не отвечали.

Между тем решение об отмене муниципального конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок в практике иркутского УФАС не первое. В январе 2012 года аналогичное решение и предписание было вынесено в адрес администрации областного центра. Заявителями тогда выступили также автоперевозчики, жаловавшиеся на условия конкурсной документации. За два прошедших года торги по организации работы общественного транспорта мэрией Иркутска больше не объявлялись. Руководитель НП «Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска» Сергей Ошурков считает, что в обоих городах Приангарья давно назрела необходимость диалога между муниципальными властями и предпринимателями-перевозчиками. «Всегда можно найти обоюдное решение, выгодное и бизнесу, и властям, и жителям», — резюмирует господин Ошурков. Представитель администрации Ангарска заметила, что аннулирование конкурса не отразится на жителях города, перевозка пассажиров в случае необходимости будет осуществляться по краткосрочным договорам.