«Конкурентная борьба перешла в другую плоскость»

Жанна Маценко, директор ООО «Кентавр-Сиб» (в состав входит сеть супермаркетов Spar)

О бизнесе

Залог успешного бизнеса — умение уловить новые тенденции, понять, что происходит в экономике. Так, в свое время мы вовремя поняли, что время оптовых рынков заканчивается, и покупатель ждет новых форм торговли. На этой волне и возникла идея открытия продуктовых супермаркетов, которая была успешно реализована. Наша сеть супермаркетов — старейшая в городе. Иркутяне помнят первый супермаркет «Цезарь». На момент открытия он был единственным магазином нового формата. Почти за двадцать лет работы нашей компанией было открыто более 70 магазинов в Иркутске, Иркутской области, Улан-Удэ.

Сейчас снова время перемен. Меняется экономика, структура бизнеса. Мы наблюдаем экономическую нестабильность на мировых рынках, введенные экономические санкции против нашей страны создали сложности не только нам, но и партнерам за рубежом, которые потеряли большой рынок сбыта.

В нашей компании сегодня происходит достаточно большой процесс реструктуризации, оптимизации производства, сокращения расходов и повышения эффективности. Это закономерные процессы, вызванные изменениями в общей экономической ситуации. Мы сократили количество магазинов, пересмотрели ассортиментную политику. Вся наша работа сейчас направлена на то, чтобы выстроить бизнес-модель, которая будет работать в новых экономических условиях.

О новичках, поменявших расклад сил

Баланс на иркутском рынке продовольственных товаров начал меняться с приходом крупных федеральных торговых сетей. Они принесли новые технологии, новый ассортимент. Кроме того, федеральная сеть за счет больших объемов закупки товаров может себе позволить существенное снижение цен на определенные виды продукции. Эти факторы усилили конкурентную борьбу. В розничной торговле складывается новая картина: доля рынка увеличивается в сторону федералов.

Уже сейчас мы видим два супермаркета большой федеральной сети «Лента», а их в Иркутске запланировано пять, появились красноярские «Светофоры». Думаю, что в ближайшее время иркутские покупатели познакомятся с «Пятерочкой» и «Магнитом». Надо сказать, что федеральные сети приходят в подготовленный к их приходу город. У нас есть и помещения, которые они могут занять, и кадры с опытом работы в розничной торговле. Наш многолетний опыт подсказывает, что в таких условиях нужно пересматривать вложения и систему работы, нужно быть готовым к грядущим изменениям.

Местным сетям уже сейчас нелегко, и ситуация будет складываться далеко не в их пользу. Есть, конечно, попытки слить капиталы, привлечь инвестиции. Однако в перспективе наш город будет выглядеть так: несколько рынков сельхозпроизводителей, супермаркеты крупных федеральных сетей и небольшие магазины у дома. Причем федеральные сети будут представлены не только супермаркетами, но и дискаунтерами. Это частное мнение, но думаю, что время проверить его у нас будет.

О дискаунтерах

Экономическая ситуация в стране сложная, покупательская способность снизилась. Стагнация потребительских расходов — это один из тех факторов, которые существенно влияют на работу сети. Наш коммерческий отдел существенно пересмотрел продуктовую матрицу, все товары попадают на наши прилавки только после заключения дегустационной комиссии. Мы стараемся четко соблюдать формулу «цена-качество». Только предлагая качественный отвар по приемлемой цене можно сохранить своего покупателя.

Тем не менее люди стремятся минимизировать расходы, поэтому доля дискаунтеров будет расти. Можно даже сказать, что наступила эпоха дискаунтеров. Остальным сетевикам необходимо об этом помнить, для того чтобы включать в свой ассортимент товары социальной цены. Главное, чтобы это не шло в ущерб качеству. Все мы прекрасно понимаем, что качественный товар не может стоить дешево. В погоне за дешевым товаром все-таки надо соблюдать соотношение цена-качество. И еще один момент — дискаунтеры серьезно экономят на качестве обслуживания: нет особой расфасовки, выкладки товара и так далее. Не всем покупателям по душе такие магазины.

О конкуренции

Надо сказать, что конкурентная борьба в последнее время не то чтобы обострилась, она перешла в другую плоскость. Мы перестали конкурировать в качестве обслуживания и ассортименте. Все стараются привлечь покупателей низкими ценами. Появились случаи, не принятых ранее методов борьбы: заказные статьи, жалобы, которые не соответствуют действительности, распускание слухов. Все это отвлекает от основной работы, втягивает в никому не нужные разбирательства. Это недопустимое нарушение правил. Надо понимать, что есть рынок, есть его законы, на которые повлиять невозможно. Если уж мы решили заниматься бизнесом, то нужно соответствовать происходящему.

Мы стараемся привлекать покупателя качественным товаром, социальными программами. У нас есть собственные торговые марки, позволяющие предложить адекватную цену за качественный товар. В условиях импортозамещения активизировались местные товаропроизводители. Мы с ними активно сотрудничаем. Благодаря долгосрочным отлаженным связям с сельхозпроизводителями на наших прилавках мясо птицы только местного производства, молоко и молочные продукты российских, в том числе иркутских производителей, российская консервация. Мы предлагаем говядину и свинину от местных фермерских хозяйств. У нас в открытой выкладке все овощи, которые возможно купить у местного фермера. Это товары высокого качества и отличного вкуса.

О среднесрочных перспективах

В попытках заглянуть в будущее нужно ориентироваться на мировые тенденции, здравый смысл и тех людей, которые давно и успешно занимаются бизнесом. Всем известен такой известный предприниматель — Олег Тиньков. В его активе торговля офисной техникой, цеха по изготовлению полуфабрикатов, заводы по изготовлению пива, пивные рестораны, создание банка. Он знаменит тем, что все свои бизнес-проекты начинал с нуля, доводил до максимальной доходности и продавал на пике получения прибыли. Сложилось мнение, что Тиньков точно знает, куда нужно в следующий раз вложить деньги. Многие даже свои бизнесы строят с оглядкой на Тинькова.

Мы стараемся наблюдать и верно оценивать ситуацию в экономике страны и мира, отслеживать тенденции и опираться на здравый смысл. Ели подвести итог под всем вышесказанным, то в сухом остатке будет следующее: на рынке ритейла появились крупные федеральные сети, снижение покупательской способности приводит к развитию дискаунтеров, местный товар медленно, но верно вытесняет импортный. А мы перестраиваем наш бизнес так, чтобы соответствовать новым условиям.

Олег Усов