«Конь» надежный во всех отношениях

Слегка остолбеневшие прохожие поворачивают головы в сторону дороги, с любопытством разглядывая невиданный раньше экземпляр. Друзья-товарищи восторженно пожимают руки; жены и подруги недоумевают и ревнуют. Наверное, ни к одной машине люди не испытывают такую палитру эмоций, как к автомобилю марки «ГАЗ-69». Корреспондент «АвтоLand» решил узнать, какие люди ездят на «газиках» и каким образом они трансформируют свои машины. В итоге обнаружилось три основных типажа автолюбителей: походник-охотник, экстремал, участвующий в соревнованиях, и эстет — любитель раритета.

ГАЗ-69 — самый лучший воспитатель

Увлечение «ГАЗом-69» у Дениса Сапранкова из Ангарска началось с подачи его отца. Несколько лет назад Игорь купил повидавшую виды машину за 10 тысяч рублей, для того чтобы приобщить сына к мужским делам и вырастить из него настоящего мужчину.

— И папа попал в «десятку» — приобретение нашего «козлика» действительно стало переломным моментом в моей жизни! Если раньше я, как и любой мой ровесник, пропадал за компьютером, то после появления «газика» стал пропадать в гараже. Если бы не отец, у меня бы не было того терпеливого трудолюбия, интереса к жизни и силы воли, какая есть благодаря увлечению советским автомобилем, — делится Денис.

Отец и сын по-детски радовались приобретению своей необычной машины, которую с гордостью назвали «Сусаниным», при этом они даже не подозревали, насколько сложная и затратная работа им предстоит. Методом проб и ошибок доработка «газика» продолжалась около двух лет; на его починку пришлось потратить более 200 тысяч рублей.

«ГАЗ-69» семьи Сапранковых раньше использовался на строительном предприятии в службе безопасности движения, соответственно, машину нагружали не слишком сильно (по словам продавца, пробег машины составлял 24 тысячи километров). Несмотря на то, что все комплектующие были «родными» и, на первый взгляд, в нормальном состоянии, из-за преклонного возраста машины приходилось проверять каждый винтик.

Родной двигатель «М20» был в нормальном состоянии, компрессия во всех цилиндрах составляла примерно семь атмосфер. С раздаточной коробкой передач получилось менее удачно, передний мост отказывался отключаться, а две шестеренки пришли в негодность. Автолюбителям Сапранковым понадобилось купить новую; из двух они собрали одну. «Родной» главный тормозной цилиндр даже после переборки отказывался работать, поэтому был приобретен двухцилиндровый ГТЦ от «Волги». Закрепили его на штатном месте, но на самодельном кронштейне.

По эстетическим представлениям Дениса, родной карбюратор «ГАЗа-69» был достаточно харизматичным: автолюбителю нравилось, как в стеклянном окошечке плещется бензин. Но по своим техническим характеристикам карбюратор не устраивал автомобилиста, потому что даже после переборки тот не мог обеспечить достаточной тяги и динамики — движку не хватало топлива. Отец и сын поставили карбюратор «ВАЗ 21-07», с которым расход топлива составлял 25-30 литров на 100 километров.

— Возможно, столько бензина тратится из-за того, что мы поставили этот карбюратор на большую проставку, подняв его на 7 см. Но причину выяснять не стали, так как все равно поменяли родной мотор на стандартный — от «Волги», — рассказывает Денис.

Но, несмотря на весь вложенный в «ГАЗ-69» труд, отец и сын Сапранковы быстро поняли, что использовать «козлик» в качестве семейной машины — это издевательство.

— Да простит меня мой «газик», но он совершенно не приспособлен для повседневной жизни — как-то не хочется в нем трястись по пути на работу или по бытовым делам. Также имеет вес и фактор практичности, ведь «ГАЗ-69» не загонишь в автомойку. На эту машину не то что нельзя поставить сигнализацию, но и даже закрыть автомобиль на ключ не получится, так как это не предусмотрено заводом-изготовителем. Но, несмотря на все неудобства, хоть у нас с отцом и есть по «иномарке», «газик» занимает важное место в нашей жизни.

В походных условиях и на охоте «ГАЗ-69» — просто незаменимое «чудо», способное проехать по любому бездорожью. Практически каждые выходные Денис и Игорь Сапранковы выезжают в труднодоступные места, которые стоят за пределами возможностей даже самых респектабельных автомобилей.

— Одной из самых знаковых поездок для нас было путешествие в поселки Горный и Разведочный, которые находятся на перевале Уныман-Барон в Саянах. Мы просто ткнули в точку на карте, и, как оказалось, первыми заехали в эти оторванные от «цивилизации» места на колесной технике. «ГАЗ-69» едет по лесу, по целине, по снегу, по воде — в общем, везде где надо. Наша машина крайне функциональная, летом мы ездим в кабриолете, что позволяет наслаждаться теплым воздухом и стрелять на охоте прямо из машины. А зимой в автомобиле под нашим утепленным тентом ничуть не холоднее, чем в машине с обычной крышей, — рассказывает Денис.

Человеку, который приобрел «ГАЗ-69», нужно быть готовым к тому, что его машина очень быстро станет объектом всеобщего внимания. Иногда люди реагируют на автомобиль несколько неадекватно: например, «подрезают» на дороге, чтобы спросить про технические качества машины и стоимость переделок; на пешеходных переходах не пропускают, пока не сфотографируют на свой мобильник. Корреспондент «АвтоLand», отдыхая в Крыму, сам стал свидетелем, как владельца «ГАЗ-69» быстро «облепила» стайка мужчин, многие из которых явно хотели испытать водителя по автомобильным «понятиям». Приятным бонусом к «газику» является то, что сотрудники ГИБДД, увидев такой шедевр на дороге, обычно в знак солидарности не придираются к документам.

Как убежден Денис, покупка «ГАЗ-69» обоснована вовсе не желанием «выпендриться», а прежде всего мечтой реализоваться и тягой к «техническому» творчеству.

— Сорок лет назад машины собирались вручную людьми, не испорченными высокими технологиями и повальной урбанизацией. В автомобиль вкладывалась частичка души каждого, кто принимал участие в его сборке. Именно поэтому у «ГАЗа-69» есть своя энергетика, свой характер, не зря взрослые мужики даже имена своим железным друзьям придумывают, — комментирует Денис.

Кроме «душевности» автомобиля, еще одно его преимущество заключается в том, что эта машина — идеальная база для тюнинга. Многие автолюбители воспринимают «ГАЗ-69» прежде всего как способ самореализации и творчества — ведь для того, чтобы создать из старой «развалюхи» настоящий шедевр, нужно тоже быть своего рода художником. Денис зашел еще дальше — он разработал свой собственный сайт, посвященный внедорожникам, где основной составляющей являются материалы о тюнинге отечественных автомобилей, преимущественно «ГАЗ-69».

На экстремальной машине вброд и вплавь

С двадцатисемилетним Антоном Барановым, водителем по профессии, встреча прошла в Университетском лесу. Антон без лишних реплик посадил корреспондента в свой проворный, но не совсем опрятный «ГАЗ-69» и лихо покатил по бездорожью. На нашем пути оказалась крутая горка градусов под 45 (!) — водитель только успел сказать «Держись покрепче!» перед тем, как мы практически взлетели. Препятствие было с успехом преодолено, что совсем не удивило гордого владельца «газика»: для его машины такие «холмики» — это словно орешки щелкать.

Пять лет назад Антон Баранов подарил себе на день рождения необычную машину. У деда — продавца «ГАЗа-69» — было два потенциальных покупателя: Антон, который мог заплатить только 30 тысяч, и другой человек, предлагавший сумму вдвое больше. Бывший владелец «газика», человек старой советской закалки, решил: «Хочется передать «ГАЗ-69» в хорошие руки. Лучше я Антону отдам свою машину, чувствую, она у него не пропадет».

Новое приобретение парня было создано в 66-м году, и, как с восторгом отмечает Антон, любовно постукивая по капоту, за это время на машине «ни ржавчинки, ни гнилиночки». По прогнозам автолюбителя, она сможет прослужить водителю еще не один «полтинник».

Антон приобрел машину прежде всего для участия в соревнованиях внедорожников, и, так как его спортивный азарт со временем только увеличивался, за два года он модернизировал свою машину до самой крутой категории автомобилей — класса «экстрим». Для того чтобы слепить «котлету» (то есть машину, полностью подготовленную к соревнованиям по жесткому бездорожью), Антону потребовалось на два года практически поселиться в гараже (он работал там по семь-восемь часов ежедневно). Для защиты двигателя при пересечении вброд водных преград он установил шноркель и вывел наверх выхлопную трубу. Чтобы подобно барону Мюнхгаузену вытаскивать машину из любого болота буквально за волосы, автолюбитель-экстремал приобрел две лебедки. Многие мелкие, но важные особенности машины в «газике» просто не предусмотрены — например, здесь нет ремней безопасности и гидроусилителя руля (понятно почему — в советское время у всех водителей были такие сильные руки), поэтому эти «удобства» пришлось устанавливать самому. Чтобы в разы повысить проходимость машины, Антон установил тракторную резину.

Технические показатели «ГАЗа-69» вполне завидные: максимальная отметка на спидометре 80 км, но, по признанию автомобилиста, он разгонялся даже до 90-95 км/ч. При этом такая машина поглощает в среднем 14 литров бензина.

Функциональность машины и ее подготовленность к экстремальным ситуациям (все-таки соревнования проходят в тайге, где можно ожидать все что угодно) заботит Антона куда больше, чем внешний вид «газика» и его визуальная эстетичность. Что вполне объяснимо: машине не привыкать быть по уши в грязи, когда вода попадает даже в салон.

— Интересно, что после приобретения «ГАЗа-69» у меня появилось куда больше друзей, чем раньше. Мой гараж практически никогда не пустовал, всегда кто-то приходил из приятелей, чтобы мне помочь и просто поглазеть на мое творение. Один мой друг, Саша, настолько вдохновился моим примером, что даже приобрел себе советскую машину — гибрид «Волги» и «УАЗа», теперь он тоже участвует на соревнованиях, — делится Антон.

Несмотря на то что «ГАЗ-69» — самобытная во всех отношениях машина, ее владельцу нужно быть готовым к постоянным затратам — в среднем даже после капитального ремонта нужно откладывать несколько тысяч в год на починку. «Эх, было бы больше денег, столько мог еще сделать!» — вздыхает Антон. Но здесь образовывается любопытный замкнутый круг: «ГАЗ-69» требует больших денежных вложений, но те люди, у кого много денег, ни за что не купят себе такую машину.

Переработка автомобиля как ювелирное искусство

Евгений Шлоссер, ювелир по профессии, любит старинные раритетные вещи: он даже одевается немного старомодно; а недавно приобрел на блошином рынке настоящий саквояж 50-х годов. Покупку обычной ординарной «иномарки» Евгений счел ниже своего достоинства — ему хотелось не только функциональную, но и очень оригинальную, отражающую его внутренний мир машину. Да и воспитан Евгений был на советских машинах — всю свою юность «зависал» в гараже, где по винтику разбирал и собирал дедушкин старый «Москвич».

Другой аспект, почему герой предпочел «ГАЗ-69» более видным автомобилям, это, конечно же, — его цена. В апреле этого года Евгений купил свою машину за 130 тысяч рублей (торг составил более 20 тысяч). Как рассказывает заядлый автолюбитель, своего «газика» он буквально урвал у другого потенциального покупателя. Оказывается, спрос на машины 40-летней давности удивительно высокий: специализированные интернет-сайты просто кипят объявлениями о покупке-продаже таких автомобилей, цена которых за последние месяцы существенно поднялась.

После покупки «ГАЗа-69» все его близкие и родные разделились на два клана: пока одни недоуменно крутили пальцем у виска с восклицанием: «Зачем ты купил эту «развалюху«?!», другие (преимущественно мужчины технического склада ума) с уважением пожимали руки и с удовольствием принимали участие в ремонте, по-белому завидуя раритетной машине.

Евгений не ищет легких путей: вместо того чтобы купить новый двигатель, он решил сделать капитальный ремонт старого, доверившись народной мудрости: «Хочешь сделать что-то хорошо, сделай сам». Но при переборке мотор оказался в ужасном состоянии; гильзы имели овализацию; у коленвала на шейках был последний размер, поэтому его, как и распредвал (распределительный вал), пришлось заменить. Самой утомительной работой в двигателе была притирка клапанов.

В будущем, когда Евгений полностью исправит автомобиль по техническим параметрам, он планирует «наводить красоту»: покрасить раритетный «ГАЗ-69» в шоколадный цвет, салон отделать кожей, панель — деревом, восстановить хромовое покрытие мелких деталей.

Пообщавшись с владельцами машины «ГАЗ-69», можно убедиться, насколько разными путями в усовершенствовании автомобилей идут их хозяева. Объединяет всех этих людей только одно — горящий взгляд и увлечение настоящим мужским делом.

PDF номера (7,5 МБ)