Комедия и трагедия дель арте

Экспериментальная театральная школа итальянского города Парденоне посетила на прошлой неделе Иркутск. Актриса Клаудиа Контин и режиссер Феруччо Меризи представили два моноспектакля, провели мастер-классы для актеров и студентов театрального училища, а также рассказали о планах сотрудничества с Иркутским театром юного зрителя.

Иркутский зритель познакомился с традиционным итальянским театром. Фото Евгения Козырева

Все началось около двух лет назад, когда иркутский режиссер, основатель Театральной лаборатории собственного имени Игорь Ливант передал своим итальянским друзьям диск с записью спектакля Иркутского театра юного зрителя «Легенды седого Байкала». Режиссеру Феруччо Меризи настолько понравилась постановка, что он написал письмо с приглашением иркутского ТЮЗа на свой фестиваль «Бродячий Арлекин». Иркутяне восприняли приглашение с осторожностью: во-первых, спектакль о Байкале настолько громоздкий, что не поддается перевозке, а во-вторых, руководство театра решило сначала позвать итальянцев к себе — познакомиться.

«Мы решили сделать долгосрочный проект и пригласить итальянскую труппу сначала к нам, чтобы познакомиться с их театральной школой, — рассказывает директор Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова Виктор Токарев. — Осенью мы поедем к ним на фестиваль, но пока без спектаклей, чтобы посмотреть, как он устроен, какая драматургия там представляется. В следующем году планируется подготовка двух спектаклей на базе иркутского ТЮЗа для участия в итальянском фестивале».

Экспериментальная театральная школа города Парденоне во главе с режиссером и главной актрисой Клаудией Контин привезли в Иркутск два моноспектакля: «Жители Арлекинии (бесконечная сказка масок)» и «Арлекин и его двойник (испытание на выживание)». Оба спектакля пропагандируют жанр комедии дель арте — традиционного итальянского площадного театра масок, существовавшего в Западной Европе с середины XVI до конца XVIII вв. В импровизационных спектаклях этого вида театра всегда действовали несколько персонажей (масок), характеры, жесты и мимика которых были четко разграничены между собой. Своей главной миссией Экспериментальная театральная школа Парденоне считает возрождение комедии дель арте и его пропаганду по всему миру. С этой целью Клаудиа Контин, уже почти 30 лет исполняющая роль одного из ключевых персонажей Арлекина, даже приняла в этом образе участие в иркутском карнавале 4 июня, посвященном Дню города.

Пропаганда национальной культуры

Сами же спектакли были показаны иркутской публике 7 и 8 июня. Правда, зрители, пришедшие на первое представление, были несколько обескуражены. Потому что постановку «Жители Арлекинии» спектаклем в традиционном понимании было назвать затруднительно. Скорее это был семинар, посвященный комедии дель арте. Актриса Клаудиа Контин очень популярно и подробно при помощи переводчицы рассказала о традиционном итальянском театре, о том, какие маски используются в комедии дель арте, какие персонажи там есть, чем они характеризуются и как можно самому показать того или иного героя. Она приводила примеры, шутила, привлекала публику, задавала зрителям вопросы, просила выйти на сцену и самим попробовать себя в роли различных масок. На удивление, публика реагировала очень хорошо и легко шла на контакт, и в этом, безусловно, была заслуга самой актрисы, сумевшей раскрепостить зрителей, так что они не боялись почувствовать себя глупо, принимая безумные позы персонажей.

Перед спектаклем зрителям объяснили, что, поскольку комедия дель арте — театр импровизационный, представление имеет лишь общую канву, а его продолжительность может варьироваться от часа до полутора. Но Клаудиа Контин разошлась настолько, что отработала на сцене два часа подряд. В финале она показала, как ведет себя настоящий Арлекин, и все смогли убедиться, что это абсолютно непредсказуемый персонаж, от которого можно ожидать любой, даже самой бесшабашной выходки.

Спектакль, который был показан на следующий день, уже больше напоминал традиционный, хотя и тоже с оговорками. Это было своего рода состязание между Арлекином и Гамлетом, но не только. Здесь пластическое искусство соперничало c литературой и графикой, итальянский язык перебивался староанглийским, а прозаический текст перемежался поэзией и песнями. Зрителям были розданы программки с подробным текстом на русском языке, со всеми репликами, сам же спектакль шел без перевода. Обе роли исполнила все та же Клаудиа Контин. Перед показами она рассказала журналистам, что в этом спектакле они с режиссером хотели показать путешествие от комедии дель арте к трагедии дель арте. «Мы считаем, что комедия и трагедия — это две стороны одной медали, а сам театр и есть эта медаль. Задача актеров и режиссера состоит в том, чтобы находиться где-то посередине: раскрутить монетку и не дать ей упасть ни на одну из сторон», — сказала актриса.

Традиции и авангард

«Для нас честь привезти комедию дель арте в Россию и познакомить с ней российского зрителя, — говорит режиссер театральной школы Феруччо Меризи. — Мы создаем авангард, чтобы возродить традицию — это самое важное, что мы можем предложить, чтобы оживить традиционный материал. Ведь комедия дель арте какое-то время перестала существовать вообще, но потом к ней стали возвращаться в разных странах. Мы тоже занимаемся ее возрождением, используя два принципа, которые изобрела Клаудиа. Первый принцип: точное художественное движение, как в фигурном катании. А второй принцип связан с тем, чтобы передавать смысл, понятный всем народам».

Как рассказали итальянские гости, в рамках своего театрального фестиваля они всегда параллельно с показами проводят мастер-классы. Поэтому и в Иркутске, кроме спектаклей, они провели несколько занятий с актерами ТЮЗа и студентами иркутского театрального училища. Руководство Театра юного зрителя осталось сотрудничеством очень довольно, поэтому театральную школу уже пригласили еще раз, в следующем году, с новыми спектаклями и уже большим количеством актеров. А иркутяне теперь думают, чем сами будут удивлять итальянцев на их фестивале осенью следующего года.

«Спектакли должны быть созданы специально для фестиваля, мы уже обсуждаем варианты, — рассказывает Виктор Токарев. — Пока в планах спектакль, основанный на итальянской сказке «Пиноккио», а второй спектакль, скорее всего, будет поставлен на основе бурятского фольклора, обрядов и верований. Возможно, мы используем для его создания какие-то части из уже готовой нашей постановки «Легенды седого Байкала». Точно могу сказать, что одну постановку с труппой ТЮЗа совершит режиссер Игорь Ливант».