Колобок вернулся
Художник вместе с актерами (исполняющими все роли сразу) на самом простом примере показывает маленьким зрителям, что театр может родиться из чего угодно, главное дать волю фантазии.
Спектакль по всем известной сказке шел в «Аистенке» в начале 90-х годов, был любим публикой, его часто играли, но деревянные куклы быстро износились, и «Колобок» был вынужден покинуть иркутскую сцену. Понадобилось около 20 лет, чтобы он вернулся.
Казалось бы, как можно поставить «Колобка»? Сказка короткая и обычно рассказывается детям за пять-десять минут перед сном. Но режиссер Юрий Уткин выстраивает вокруг этой маленькой истории полноценный спектакль, который к тому же идет с антрактом! Его героями становятся два пекаря, парень и девушка, которые с порога затевают со зрителями настоящую игру в «гости». Нарушая правила «четвертой театральной стены», они (на премьере эти роли играли артисты Наталия Дюкова и Павел Иванов, но спектакль поставлен на два состава, так что у зрителей есть шанс увидеть еще Анастасию Усольцеву и Петра Инкижинова) сразу призывают детей к диалогу, тем самым вовлекая их в действо, делая участниками сказки. Немного позже зрительный зал и в самом деле будет в буквальном смысле помогать Колобку убежать от волка — некоторым счастливчикам даже удастся подержать в руках главного героя, передавая его по рядам.
Поскольку зрители оказываются гостями на мельнице, то и все герои этой сказки будут рождаться тут же, на их глазах, самым простым способом. Обыкновенные горшки с легкостью за несколько секунд превратятся в бабушку с дедушкой, а все обитатели леса, которые встретятся главному герою на пути, будут созданы на глазах у зрителей из мешков для муки. Такое решение придумала художник-постановщик Ольга Ивченко из Хабаровска, уже знакомая постоянным зрителям «Аистенка» по спектаклю «Золотой цыпленок», который многим уже успел полюбиться. Художник вместе с актерами (исполняющими все роли сразу) на самом простом примере показывает маленьким зрителям, что театр может родиться из чего угодно, главное дать волю фантазии. И малыши с удовольствием принимают эти правила игры, называемые «театральной условностью». Так, никого не смущает, что актеры открывают лисе рот, просто развязывая мешок.
Впрочем, спектакль заканчивается не так, как сказка. Рассказчики вместе с детьми разбираются в том, почему Колобок попал в лапы к лисе, и подводят их к мысли о том, как он должен был себя повести, чтобы этого не случилось. В итоге вся сказка получает другой финал, где главный герой, получив ценный урок от ребят, возвращается к бабушке с дедушкой.
«Колобок» Юрия Уткина действительно открывает всем известную сказку с какой-то другой стороны, хотя, кажется, невозможно рассказать в этой истории что-то новое. Впрочем, на то и существует настоящий театр, умеющий показывать известные сюжеты так, как будто никто их никогда не видел.
Антон Кокин