Коллективное бессознательное

Как вразумить и отрезвить беспредельщиков за рулем?
Сколько еще людей должно погибнуть, прежде чем чрезмерно лояльные чиновники додумаются, как сократить число страшных ДТП на российских дорогах, и перестанут петь в голос с резвыми автолюбителями, отстаивающими свое «право убивать»?

Стоит ли удивляться, что автомобилисты не особо считаются с пешеходами, если один иркутский лихач недавно четырехтонного и пятиметрового царя «не приметил» — на бешеной скорости в памятник Александру III в ночь на 2 ноября основательно «впечатался» холеный мерседес. Так в историю вошел сын влиятельного экс-чиновника, занимавшего должность заместителя руководителя регионального минлеса. Чем закончится разбирательство (есть мнение, что водитель был пьян), понесет ли виновный адекватное наказание и возместит ли ущерб, нанесенный монументу? Пока не ясно, но общественность опасается, что все (не впервой! ) спустят на тормозах.

Человек человеку — убийца

«Чем думал?» — один их самых популярных вопросов в обсуждениях дорожно-транспортных происшествий. Но, кажется, разум и оценка рисков напрочь отключаются у провоцирующих страшные инциденты на дорогах. Чем думали все, не притормаживающие перед пешеходными переходами и сбивающие людей, как кегли? Чем руководствовался водитель в Ангарске, сбивший пенсионерку во дворе на тротуаре, прокатившийся по ней еще раз и скрывшийся с места происшествия? Что было в голове у «джипера», который на объездной иркутского микрорайона Ново-Ленино въехал со всей дури во впередиидущую «Ладу» — так, что женщина за рулем отечественного кроссовера получила травмы, не совместимые с жизнью?..

1 августа. На плотине ГЭС в Иркутске произошло столкновение маршрутки №99 и Kia Soul. Девушка-водитель легковушки и 1 пассажирка автобуса погибли, еще 10 пассажиров маршрутки были госпитализированы.

Автор этой статьи, надо сказать, и сама имела неосторожность создать аварийную ситуацию (к счастью, без жертв). И, скажу вам, правы, наверное, те, кто считает: корень зла прежде всего в психологических установках водителя.

Можно заглянуть в отчет Научного центра безопасности дорожного движения МВД России обо всех ДТП за предыдущий 2018 год. Аналитики разложили по полочкам причины аварийности. Предположите, какая на первом месте? Верно, неадекватное поведение водителей. По их вине — из-за нарушения правил — происходит около 88% всех ДТП. Что происходит — нарушители не знают правил или просто на свой (и, что особенно печально, чужой) страх и риск все разумные предписания и ограничения попросту игнорируют? Что бы то ни было — недоученность или безбашенность — рано или поздно гипотетический риск превращается во вполне реальное происшествие. И, как бы цинично это ни звучало, хорошо, если жертвой в этой ситуации становится виновник. Однако часто ДТП уносит жизни совсем других людей. Нередко детей.

Иркутск, если помните, этой весной пребывал в шоке от аварии на улице Байкальской вблизи кинотеатра «Баргузин», где погиб 17-летний школьник, переходивший дорогу по «зебре».

Кстати, известный российский блогер Илья Варламов, много рассуждающий на тему организации городской среды, не раз озвучивал мысль: комфортный и безопасный город — это когда вы, не волнуясь за его жизнь, ребенка можете одного в школу отправить. У иркутских родителей душа явно не на месте. «Да половина водил вообще не привыкла людей пропускать на нерегулируемых пешеходных переходах, еще и сигналят — типа шевелись давай, свали отсюда», «Вы видели, как эти гонщики Спиди по городским улицам носятся? Формула один отдыхает!», «Гоняются — никого вокруг не видят. Себя не жалко — о других подумайте», «Как-то на моих глазах машина «зацепила» подростка, ждущего автобус на остановке. До сих пор как вспомню — так в пот бросает», «Штрафы-то мизерные, вот и борзеют!»…

Борзых наказать рублем?

Размер штрафов за нарушение правил дорожного движения — тоже постоянно в поле дискуссий. Пестрота мнений неплохо проявилась под интернет-постом того же Варламова. Он предложил заменить систему «символических» штрафов чем-то более ощутимым.

2 ноября. Mercedes-Benz протаранил ограждение и врезался в памятник Александру III, установленный на иркутской набережной.

«Сегодня в России сложилась ужасная ситуация, когда за превышение скорости предусмотрены минимальные, чисто символические штрафы: 20 км/ч вообще нештрафуемы, следующие 20 «стоят» 500 рублей, — пишет Илья. — А если уплатить штраф сразу, то вообще 250. То есть можно ехать по городу со скоростью 100 км/ч и заплатить за это всего 250 рублей, что равнозначно чашке кофе в Москве. Именно поэтому народ гоняет и не обращает на правила и знаки никакого внимания. Это не те деньги, которые люди обычно замечают, особенно в Москве и других крупных городах. Конечно, штрафы должны быть ужесточены».

Варламов ссылается на опрос в «Твиттере» еще одного активного общественника Максима Каца: 71% голосовавших поддержал увеличение штрафов. А обсуждалась такая идея: штрафовать за превышение скорости на 1 000 рублей за каждый км/ч. Превысил на 10 км/ч — заплати 10 000 рублей, превысил на 30 — готовь 30 000. А нештрафуемый порог можно было бы снизить — скажем, до 3 км/ч. Говорят, примерно такова погрешность современных приборов измерения скорости. На varlamov.ru вы найдете анализ европейской практики на этот счет. Там нечто подобное прекрасно работает, и власти не боятся показаться нелояльными к водительской братии, которую «ужасно притесняют».

Мы, конечно, предвидим резонное возражение: где мы и где Европа? «Те, кто гоняет, потому что у них корочки — так и будут гонять», — возражают блогеру комментаторы, осознающие российские реалии. При этом другие развивают мысль о наказании не соблюдающих правила: «Лучше сразу конфисковывать машину. Конфискат продавать, а деньги направлять на покупку новых трамваев и троллейбусов».

Илья Варламов, блогер, общественный деятель

«Очень важно, чтобы министры и профильные ведомства не испугались народного гнева, который имитируют автомобилисты, и приняли волевое решение. Почему «имитируют»? А тут все просто. Водители — это не народ. Автомобилизация в России в два раза ниже, чем в Европе. На каждую тысячу россиян приходится 310 легковых и легких коммерческих автомобилей. Если убрать из этого списка служебные машины и эти самые «легкие коммерческие», останется где-нибудь 200-250 автомобилей на тысячу россиян. И сейчас эта четвертая или пятая часть населения поднимает жуткий вой, надеясь защитить свое право убивать людей на дорогах».

«Некоторые пишут, что у жителя провинции нет 20 000 рублей, чтобы оплатить штраф, — Максим Кац приводит позицию противников повышения штрафных санкций. — Имею два предложения для таких людей: не нарушать скоростной режим, это опасно для жизни людей. Нарушил — продать машину, заплатить штраф и больше не подвергать ничью жизнь опасности».

Многие, включая Варламова, такой подход одобряют: «Если кто-то решил выехать на улицы города, чтобы кого-нибудь убить, нужно сразу… (жесткий глагол) его рублем, чтобы он далеко не уехал. Тем, кто сейчас будет верещать про ужас, кошмар и ущемление прав автомобилистов, пора напомнить, что каждый день на дорогах России погибает 50 человек. И никакой толерантности к смертям на дорогах и потенциальным убийцам быть не должно… Если ты не способен ездить, не превышая, не умеешь считывать знаки и разметку, не знаешь правила дорожного движения и по каким-то причинам не можешь соблюдать правила и не создавать угрозу окружающим — не садись за руль».

Есть в этом здравое зерно. Тем более что скорость — критический фактор, который напрямую влияет на смертность, и это непреложный факт. Казалось бы, незначительное повышение скорости существенно, порой на несколько метров, удлиняет тормозной путь. Проще говоря, чем выше скорость — тем меньше у вас шансов при нажатии тормоза уберечь-таки пешехода, которого вы сами не заметили или который, как черт из табакерки, выскочил из-за припаркованной машины, а то и просто, прекрасно видя машину, все равно «прет куда попало».

Да, пешеходы тоже нарушают. Но давайте честно: вам будет легче спать, если вы убьете человека по его собственной неосторожности? Потому наставники в автошколах учат думать и за себя, и за того парня.

Безопасность по требованию

При очевидной доминанте «человеческого фактора» аварийности на дорогах не стоит недооценивать и другие причины ДТП. «Неправильно стоят знаки», «разметка стерлась и никому дела нет», «на встречку выехал, инстинктивно обруливая яму», «дороги не чистят совсем, ледовый каток!», «светофор поставить не судьба?», «ограждение надо, ясно же!», «проектировщики совсем бестолковые?!»… Знакомые реплики раздосадованных автомобилистов, жалующихся на дорожные условия, не правда ли?

Иркутск, будем честны перед собой, пока условиями, способствующими снижению аварийности и смертности на дорогах, особо похвастать не может. Какие уж там интеллектуальные транспортные системы! Какие адаптирующиеся под часы пик светофоры?! Дай бог, интеллектуальных проектировщиков бы к организации движения привлекали.

Между тем в общероссийской статистике недостатки состояния улично-дорожной сети — фактор за номером два по значимости. Отчет Научного центра безопасности дорожного движения сообщает: в 2018 году 35% ДТП сопровождались недостатками состояния улично-дорожной сети.

За это кто в ответе и кто должен исправлять огрехи? На общероссийском сайте ГИБДД в списке популярных вопросов вы найдете такой: «Куда обратиться с сообщением о неработающем светофоре, «неправильной разметке», отсутствующих дорожных знаках или с просьбой об их установке?»

8 октября 2018 г. Ул. Мира в Иркутске: «Круизер» умышленно вытолкнул Kia — ей управляла женщина — на встречную полосу, чем спровоцировал лобовое столкновение со встречным Mitsubishi. Водитель Mitsubishi скончался, в аварии пострадали двое детей.

По своему опыту, скажем: начните с городских властей. Будут переводить стрелки, можете сослаться на официальный ответ ГИБДД. Приводим его, как любят чиновники, со всеми ссылками на закон.

«Осуществление мероприятий по организации дорожного движения входит в обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, являющихся собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ), — информируют «гаишники». — Владельцы дорог в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, с учетом экономической возможности и целесообразности, решают вопросы применения на подведомственной им улично-дорожной сети тех или иных схем организации дорожного движения с расстановкой соответствующих технических средств. В случае несоответствия, с вашей точки зрения, применения технических средств организации движения, в том числе дорожных знаков, необходимым требованиям, вы вправе обратиться к указанным юридическим или физическим лицам с обоснованными претензиями и просьбой об устранении обнаруженных недостатков, а также проинформировать об этом орган Госавтоинспекции, на территории которого они обнаружены».

Помогает? Помогает! Сами писали, сами жаловались, сами видели установленные в итоге светофоры, знаки, наконец-то нарисованную разметку. Да, кажется, что дорожники и гибэдэдэшники должны все мониторить и своевременно править. Но кто-то явно не справляется. Вот и приходится опять руководствоваться принципом «хочешь жить — умей надавить».

В общем, хочешь безопасный город — требуй безопасный город. А если сам за рулем, так лишний раз пересмотри видеоролики со страшными ДТП. Отрезвляет. Лучше, когда осознание приходит на чужих примерах, чем под экстренный визг тормозов собственного авто.

Ольга Брайт