Кого по рукам бить?

Иркутские автолюбители вновь вернулись к подзабытой было практике «искать АЗС подешевле». И тому есть резон: в последний раз столь резкий скачок цен на бензин наблюдался в мае 2011 года. Объяснений сейчас, как и тогда, — ноль. Одни только невразумительные оправдания со стороны представителей власти и нефтяников. Правда, в прошлый раз ситуацию удалось отыграть. А на нынешнее повышение уже авторитетно плюнули с самой высокой властной «колокольни». Похоже, теперь автомобилистам останется выбирать между двух зол — ездить реже или платить дороже.

Напомним, весной позапрошлого года иркутские автолюбители были готовы едва ли не к бунту. На АЗС ценники менялись практически ежедневно, достигнув максимума в районе 30 рублей за литр АИ-92. Более того, некоторые заправки ввели ограничение на отпуск топлива для частных лиц, а кто-то и вовсе временно закрылся. Специалисты тогда в один голос утверждали — ценовое ралли стало следствием дефицита топлива, который возник искусственно и по вине крупных российских поставщиков — нефтеперерабатывающих заводов. Стоит отметить, что бензиновый кризис был не только в Иркутской области, а прокатился по всей стране.

Пока нефтепереработчики отделывались традиционными заявлениями о повышенном сезонном спросе и, как следствие, возникшем дефиците и росте цен, за ситуацию «отдувались» губернаторы. В частности, бывший на тот момент глава региона Дмитрий Мезенцев публично пообещал: «Мы сделаем все, чтобы никакого 50-рублевого и 40-рублевого бензина у нас не было», после чего лично обратился в компанию «Роснефть» о дополнительных поставках топлива в регион. Спустя две недели ценники на АЗС снизились на 1-1,5 рубля, до 28,5-29 рублей за литр АИ-92.

Примерно на этом уровне цены держались почти два года, повышаясь медленно и незначительно. Еще в июле этого года литр «девяносто второго» стоил в районе 29,5 рублей. В августе все кардинально изменилось, сейчас это топливо переползло планку в 31 рубль за литр. При этом представители сетевых АЗС признают: цены будут расти и дальше. В качестве причин вновь называют очень удобные формулировки повышения сезонного спроса, роста акцизов, а также ремонтные работы на НПЗ.

По свежим данным Росстата, цены на бензин в январе-июле 2013 года выросли на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Скорее всего, чудес автомобилистам ждать не нужно, ситуация двухлетней давности не повторится. Судите сами, тогда «на кону» стояли декабрьские выборы в Госдуму РФ и следовавшие за ними президентские выборы. Естественно, чинушам не нужны были лишние «раздражители» перед столь важными событиями и они постарались всеми силами навести порядок.

 Сейчас иной расклад. Из ближайших событий федерального масштаба — только зимняя Олимпиада в Сочи, на проведении которой недовольство автомобилистов не скажется. Конечно, возможно, что где-то «аукнутся» региональные выборы. В той же Иркутской области, например, где по итогам госдумовской кампании единороссы позорно продули, едва набрав 35% голосов. Вполне возможно, что эти настроения повторятся и сейчас, на выборах в депутаты областного парламента.

Правда, на федеральном уровне, где и принимаются конечные решения по ограничению аппетитов нефтяников, уже успели продемонстрировать наплевательское отношение к нынешней проблеме роста цен на бензин, а значит и связанным с ней последствиям.

Показательным в этом плане служит заявление председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что он считает падение цен на нефть для России большей бедой, чем высокие цены на бензин.

Скорее всего, чудес автомобилистам ждать не нужно, ситуация двухлетней давности не повторится. Судите сами, тогда «на кону» стояли декабрьские выборы в Госдуму РФ и следовавшие за ними президентские выборы. Естественно, чинушам не нужны были лишние «раздражители» перед столь важными событиями и они постарались всеми силами навести порядок.

«Райские кущи я вам здесь не обещаю. К сожалению, это (рост цен на топливо) — объективный экономический процесс. Рост цен замедлится и может даже грохнуться вниз, но при одном условии: если завтра грохнутся цены на нефть. А это для нашей страны еще большая беда, чем рост цен на бензин», — приводят его слова информационные агентства. Глава правительства признал, что власти не могут «держать нефтяников», хотя вызывают их на совещания и объясняют им политику партии, однако при цене $105-$110 за баррель нефти рост цен будет объективным.

Впрочем, Дмитрий Медведев добавил, что «если где-то происходит необоснованный рост цен, не соответствующий обычному рыночному росту, на это должны реагировать правоохранительные органы, бить по рукам. И потребители, кстати, об этом должны говорить».

Еще дальше пошли подчиненные премьера. В частности министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что «ничего страшного на рынке бензина по сравнению с прошлым годом не происходит». По его мнению, динамика цен на бензин в нашей стране стабилизировалась, и вообще розничная цена для конечных потребителей с начала года увеличились всего на 3-4%, что соответствует уровню инфляции.

Глядя на ценовое ралли на сибирских АЗС, с трудом верится, что высокопоставленные чиновники живут в общей с нами реальности. Возьмем, к примеру, слова Медведева про падение цен на бензин, только при условии падении цены на нефть. Чиновнику, особенно такому занятому как премьер, вполне допустимо забывать некоторые факты и цифры. Но можно напомнить, что в конце мая — начале июня 2011 года, когда по всей стране удалось снизить цены на бензин, баррель нефти стоил порядка $115, его сегодняшняя цена — около $111. Что сейчас мешает при таких же условиях повторить «фокус» двухлетней давности?

Что же до утверждений министра энергетики, то это вообще ни в какие ворота. Хотя бы потому, что, по свежим данным Росстата, цены на бензин в январе-июле 2013 года выросли на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ведомстве отмечают, что в июле увеличение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 44 субъектах Российской Федерации. Наверное, когда через месяц к этим данным приплюсуют ситуацию по августу, картина окажется еще более пессимистичной. Хотя на языке чиновников, это всего лишь «ничего страшного».

На этом фоне странным кажется молчание региональных чиновников. Хотя, если учитывать отсутствие каких-либо федеральных выборов в ближайшей перспективе, можно предположить, что соответствующую команду сверху не спускали. «Голос», по рекомендации Медведева, сейчас должны подавать сами автомобилисты. Если получившийся «хор» окажется слишком громким, то на роль мальчиков для битья вновь назначат нефтяные компании. На этот случай, кстати, уже заготовлен привычный жупел в виде Федеральной антимонопольной службы. Напомним, это ведомство в настоящее время в несколько вялотекущем режиме ведет разбирательства с крупнейшими нефтепереработчиками. По мнению ФАС, последние недопоставляют на внутренний рынок необходимый объем нефтепродуктов, из-за чего цены и растут. Нефтяники же в ответ кивают на коллег из Беларуси. По их мнению, ажиотажный спрос на нефтепродукты, а значит и рост цен, умело и искусственно подогревается извне. Якобы поставки белорусского бензина оказались ниже оговоренных ранее, потому все и закрутилось.

В общем, виноватых пока нет. Потерпите, господа автомобилисты?