Когда вам 40

по версии авторов фильма «Любовь по-взрослому»
В иркутском прокате появился четвертый по счету фильм Джада Апатоу — одного из немногих американских режиссеров, который умеет снимать умные романтические комедии, что само по себе для киноиндустрии США чуть ли не нонсенс. Его новая картина «Любовь по-взрослому» является своеобразным продолжением другого его фильма — «Немножко беременна» — и рассказывает о том, что происходит с влюбленными, когда они уже пожили долго и счастливо.

Дебби (Лесли Манн) только что стукнуло 40, хотя она упорно пытается убедить всех, что ей всего 38. Через несколько дней такой же юбилей предстоит отметить и ее мужу Питу (Пол Радд). Этот страшный рубеж является, по сути, главной темой фильма (оригинальное название картины This is 40) и вообще как-то слишком уж важен для Апатоу, который обращается к нему уже не в первый раз (в 2005 как режиссер он дебютировал в полнометражном кино фильмом «Сорокалетний девственник» — правда, там, понятно, была совсем другая тема). Вообще, интересно наблюдать, как развивается отношение режиссера к жизни вместе с его фильмами (тут не стоит забывать о том, что он сам пишет сценарии к своим картинам). Так, сначала он высказался о потере девственности («Сорокалетний девственник«), затем насчет незапланированной беременности («Немножко беременна«), теперь вот размышляет о семейной жизни с подрастающими детьми.

Итак, что случается дальше, когда у тебя есть красавица жена, две чудные дочери, хороший большой дом и приличная машина? Да собственно многое, что бывает и у других людей: сексуальная жизнь идет на спад, у старшей дочери гормональные проблемы, младшая капризничает, жена пилит, собственный бизнес вот-вот развалится, а тут еще нужно содержать отца на пенсии, который ни с того ни с сего завел троих детей. Короче, кризис среднего возраста со всеми вытекающими.

Главная особенность комедий Джада Апатоу — они не стараются изо всех сил вас рассмешить. При том, что его кино выросло из подростковых гик-комедий типа «Американского пирога», юмор здесь гораздо более интеллигентный и мягкий. Сам режиссер, несмотря на то что в душе старается оставаться подростком, вырос и снимает фильмы для таких же взрослых, как он сам. Отсюда и серьезность разговора, и какая-то настоящая, узнаваемая жизнь.

Кроме того, привлекательность и новизна «Любви по-взрослому» состоит в том, что Апатоу как будто рассказывает собственную историю (и здесь наиболее подходящее место, чтобы заметить, что жену главного героя играет реальная жена режиссера, а детей — его собственные дочери), а ведь личное по определению не может существовать в рамках штампа.Единственный недостаток: кажется, те, для кого снимает свои фильмы Апатоу (особенно в России), в кинотеатры ходят раз в пятилетку, и то по каким-нибудь большим праздникам. Впрочем, режиссер достаточно умен, чтобы это осознавать, и в «Любви по-взрослому» нашлось место для самоироничного высказывания и на эту тему. Так, глава семейства Пит терпит неудачу за неудачей на своем звукозаписывающем лейбле, который выпускает диски рокеров, бывших звездами мировой величины 30 лет назад. Его собственные жена с дочками называют эту музыку отстоем, но он уверен, что она переживет их всех. И вот эта вера и искренность, с которой он делает свое дело, как раз и убеждает в неподдельности этой музыки. В такой же неподдельности способна уверить зрителя и новая картина Апатоу. Во всяком случае американский зритель этому чувству уже поддался — накануне нового года «Любовь по-взрослому» в прокате США отбила свой 35-миллионный бюджет почти вдвое.

Тимофей Сундуков