Классика и эксперименты

По-хорошему «упертые» артисты Иркутского музыкального театра делают невозможное возможным
За полтора года, которые прошли с момента нашего предыдущего интервью с директором, Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского подарил зрителю несколько впечатляющих премьер. Восторги собрали драма «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес», балеты «Шахеразада» и «Дон Кихот» и, конечно, грандиозный и смелый творческий проект «Две королевы».
Директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева

Спектакль «Две королевы», премьера которого состоялась в конце 2017 года, представляет собой «сложный микс классики, средневековых мелодий и мюзикловых направлений». Музыку написал ростовский композитор Антон Светличный. Масштаб постановки характеризует и тот факт, что под руководством московского художника Евгении Шутиной для спектакля сшили более 200 костюмов, причем они тоже оригинально сочетают историю и современность. Смешение стилей прослеживается и в хореографии, которой занималась балетмейстер-постановщик из Санкт-Петербурга Александра Журавлева. «Две королевы» стали самой дорогостоящей постановкой за всю историю театра. Воплотить творческую идею иркутского режиссера удалось благодаря гранту Министерства культуры РФ в размере 18 миллионов рублей.

— Получение нами гранта стало итогом Первого всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который проводит Ассоциация музыкальных театров России, — рассказывает директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева. — В 2016 году мы представили спектакль «Анна и адмирал. История любви» режиссера Анны Фекеты. Необыкновенный, эмоционально сильный музыкально-пластический спектакль выделялся из общего ряда, был отмечен как одна из наиболее интересных постановок и получил высокую оценку критиков и зрителя.

— Театр заметили, и за счет гранта удалось воплотить на сцене новую большую идею. В основу легла история двух великих женщин, двух королев — Марии Стюарт и Елизаветы I Тюдор…

— Нас по-настоящему увлекла работа над спектаклем, в основе которого пьеса Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница». И то, что получилось, меня, конечно, радует — и как директора, и как зрителя. Грандиозно! Необыкновенно сильно. «Две королевы» — невероятно красивая современная опера, и такой спектакль тоже не мог остаться незамеченным. Нам очень приятно, что постановка вошла в лонг-лист Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль включили в список самых заметных премьер сезона 2017-2018. Теперь мы мечтаем показать «Две королевы» московскому зрителю — осенью, на площадке фестиваля «Видеть музыку», который и даровал этой идее воплощение. Конечно, вывезти на гастроли сложные декорации и больше сотни человек, занятых в спектакле, — задача непростая, но, будем надеяться, нашим планам ничто не помешает.

— Судя по сегодняшнему репертуару театра, сложные задачи вас не пугают. Еще год-два назад многим не верилось, что в Иркутске после долгого перерыва вновь поставят классический балет. Однако в ноябре прошлого года на сцене музыкального театра зритель увидел «Шахеразаду» и «Дон Кихота». Для театра эти два одноактных балета стали своего рода «пробой пуантов». А почему именно они?

— Классический балет, как вы знаете, — жанр для России особый. И публика его любит, и нам интересно разнообразить репертуар, и губернатор Иркутской области готов оказать поддержку развитию школы классического русского балета в Иркутске. Плотное сотрудничество в этом направлении складывается с коллективом московского областного государственного театра «Русский балет» и его руководителем, народным артистом России Вячеславом Гордеевым.

«Русский балет» не раз гастролировал в Иркутске, в частности приезжал к нам со спектаклем «Лебединое озеро». А прошлым летом были реализованы два проекта, которые могут стать для региона красивой культурной традицией. В этнографическом музее «Тальцы» под открытым небом на берегу Ангары зрители увидели балет «Лебединое озеро» и оперу «Царская невеста». В проекте были задействованы губернаторский симфонический оркестр под управлением Илмара Лапиньша, камерный хор Иркутской областной филармонии под руководством Елены Бояркиной, приглашенные солисты ведущих оперных театров и труппа театра «Русский балет». Организацией занимались наш театр и областная филармония.

Андрей Данилов: Огромное спасибо всему коллективу Иркутского музыкального театра!

— Начиная с самых первых вводов и постановок, в которых я принял участие, я всегда чему-то учился. Параллельно обучаясь в институте культуры у моих коллег (некоторые из актеров театра работали там преподавателями), я получал все новые и новые знания в области актерского мастерства, сцендвижения, танца и вокального мастерства. Евгений Алешин, заслуженный артист РФ Вячеслав Варлашов и, конечно же, заслуженный артист России Виктор Лесовой, на мой взгляд, лучшие наставники…

Подробнее

В ходе проекта мы с Вячеславом Гордеевым договорились о совместной постановке. Мы, безусловно, понимали, что на данном этапе коллективу театра не хватает профессиональных артистов балета. Да, у нас есть талантливая балерина — заслуженная артистка России Мария Стрельченко, есть победитель международного конкурса Татьяна Чиркова (Горохова). Очень сильны солисты Юрий Щерботкин, Дмитрий Михеев и все артисты, задействованные в ведущих партиях. Но, конечно, балетная труппа театра требует усиления. Однако мы благодарны Вячеславу Михайловичу за то, что он в нас поверил и помог начать возрождение классического балета на иркутской сцене с одноактных балетов.

Сначала мы обсуждали «Бахчисарайский фонтан», но «Половецкие пляски» требуют многочисленной труппы, и пока нам это не под силу. Мы решили поставить реальную задачу. С «Дон Кихотом» и «Шахеразадой» наши артисты под руководством московских наставников, по-моему, прекрасно справились. Не скрою, было страшно, все очень волновались. Репетировали в экстремальном режиме — «выдали» результат за несколько месяцев, при этом в балетных классах параллельно шел ремонт. Но во время премьеры я была по-настоящему горда за наших артистов. Они выложились даже не на сто, а на двести процентов! Получилось очень эффектно и профессионально. Следующий этап — «Щелкунчик».

— «Щелкунчик» уже в планах?

— Да. Это хорошо знакомая и любимая зрителями всех поколений сказочная история с восхитительной музыкой, и было бы отлично подарить ее публике в канун новогодних праздников.

— Пожелаем удачи в репетициях и с нетерпением будем ждать премьеры. Технически это непростая задача, и, как вы уже сказали, было бы хорошо усилить балетную труппу театра. Как сегодня решается этот вопрос? Насколько перспективны ребята, которых в прошлом году набрали на новую специальность «Искусство балета» в Иркутском театральном училище?

— Мы связываем с этими ребятами большие надежды. Занятия по дисциплинам профессионального блока проводятся на базе Иркутского музыкального театра, и в юных артистах уже сегодня виден потенциал, упорство, большое желание достичь в балете высокого уровня мастерства. Все ребята прошли строгий конкурсный отбор. В балете очень многое зависит от природных данных, и найти тех, кто соответствует всем критериям, оказалось непросто. Сегодня наши первокурсники занимаются под руководством выпускницы Академии русского балета имени Вагановой Марины Демьяненко. В этом году будет новый набор учащихся на специальность «Искусство балета», и интерес к ней высокий.

— В городе и раньше существовали балетные студии…

— Да, но важно понимать, что училище дает именно профессию — «артист балета». Это принципиально другой уровень подготовки. Можно заниматься в балетной студии и относиться к этому, как к хобби: красиво, модно, помогает сформировать осанку и прочее. Но, чтобы стать артистом балета, нужна профессиональная школа. Ее теперь и будет давать Иркутское театральное училище, а наши артисты, обладающие необходимым опытом и знаниями, будут помогать в этом. Сейчас мы планируем отправить на обучение в Московскую государственную академию хореографии нашего солиста Юрия Щерботкина. Там он заочно изучит педагогику балета и станет репетитором и нашей труппы, и, возможно, театрального училища.

— Вы готовите новое поколение артистов. Тем временем приходит новость о том, что один из ярчайших вокалистов театра, лауреат всевозможных премий Андрей Данилов-младший, которого мы полюбили в спектаклях «Иисус Христос — суперзвезда», «Алые паруса», «Юнона» и «Авось», «Барышня-крестьянка», «Сирано де Бержерак», «Принцесса на горошине», уезжает покорять новые вершины.

— Андрей Данилов-младший с августа этого года будет солировать в Германии, в Deutsche Oper Berlin. Он подписал контракт на два года, и первая премьера нашего выдающегося тенора в берлинском театре состоится 13 октября — Андрей исполнит парию Тамино в опере Вольф­ганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта».

Безусловно, для артиста это новый захватывающий виток в карьере, и мы за него искренне рады. Знаем, как непросто ему было решиться оставить родной театр, где работают его родители, где он ребенком бывал за кулисами, а потом и сам стал солистом. С другой стороны, мы надеемся, что у нас получится иногда совмещать графики. Андрей готов приезжать в Иркутск и выходить на сцену в своих лучших спектаклях и концертных программах.

Кстати, если говорить о постановке «Иисус Христос — суперзвезда», то в этом сезоне Андрей, блиставший в роли Иуды, реализовал свою мечту — в одном из спектаклей исполнил партию Христа. А на роль Иуды мы пригласили талантливого солиста из Красноярска Леонида Забоева. Таким образом, мы в постоянном поиске новых кадров. Артисты развиваются, пробуют себя на новых сценах. Это неизбежно. А наша задача — сохранить уровень любимых зрителем спектаклей и, возможно, добавить в них новых красок.

Ольга Стасюлевич, министр культуры и архивов Иркутской области

«Грант — это очень важное событие для артистов, режиссера, директора. Оно дает понять, что труппа театра — это профессиональные творческие личности, которые могут делать интересные спектакли на уровне Москвы
и Санкт-Петербурга».

— Кстати, о любимых. Традиционно театр проводит голосование, где зрители определяют лучших актера и актрису сезона. В этом году лидерами интернет-голосования стали Евгений Алешин и Александра Гаращук, а в фойе театра чаще всего зритель оставлял записки с именами Егора Кириленко и Светланы Щерботкиной. В каких спектаклях, на ваш взгляд, особенно ярко проявляется талант этих артистов? Что порекомендуете приезжему зрителю?

— Сложный вопрос. Если спектакль держится в репертуаре, значит, зритель его любит, ходит на него. Так что выбирайте в соответствии со своими предпочтениями. Лично мне, например, очень нравится образ Остапа Бендера, который Егор Кириленко создал в мюзикле «12 стульев» и его же Вася Кузякин в спектакле «Любовь и голуби». Света Щерботкина особенно выразительна в «Сильве» и в джаз-мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания!», Саша Гаращук бесподобна в мюзикле «Русский фантом» и, конечно, в «Двух королевах». Евгений Алешин прекрасно справляется со всеми ролями, но особенно ярок он, на мой взгляд, в спектаклях «Иисус Христос — суперзвезда» и «Сирано де Бержерак».

Хочу подчеркнуть, что, кроме таланта, хорошего артиста всегда отличает трудолюбие, если хотите, «упертость» и готовность работать в самых разных обстоятельствах, через «не могу» — ведь зритель, порой за несколько месяцев купив билет, ждет, готовится к встрече с любимым артистом. Нельзя его разочаровать. По словам оскароносной Хеллен Миррен, актер может не выйти на сцену, только если он умер, во всех остальных случаях он должен отыграть спектакль. Не зря говорят, что в театре не работают, а «служат». Служат своему зрителю.

— В коллективе театра есть еще один человек, чьей «упертости» можно позавидовать. Музыкант, руководитель ансамбля «Доктор Джаз» Александр Филиппов. Уже много лет в театре проходит фестиваль «Джаз на Байкале», и это заслуга Александра. На ваш взгляд, удалось ли ему на энтузиазме «раскачать тему»?

— Удалось. И я рада, что на нашей сцене наряду со знаменитым международным фестивалем классической музыки Дениса Мацуева «Звезды на Байкале» уже 15 лет проходит еще одно мероприятие мирового масштаба — «Джаз на Байкале». Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского — главная площадка и организатор фестиваля. Александр Филиппов, идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля, человек уникальный, увлеченный, долгое время обивал пороги, рассказывая на разных уровнях «кому нужен весь этот джаз». И он добился своего. Фестиваль известен, он привлекает зарубежных звезд, его курирует народный артист России Игорь Бутман, публика аплодирует музыкантам стоя и каждый раз ждет новых джазовых выступлений.

— Также в нынешнем году — а это, как известно, Год театра — в Иркутске прошел фестиваль «Театральное Приангарье». Музыкальный театр включил в программу спектакль «Любовь и голуби».

— «Любовь и голуби» — знаковый спектакль и для нашего театра, и для региона в целом. Пьеса Владимира Гуркина, нашего земляка, очень любима зрителем, в ней все родное, узнаваемое. Пьеса полна юмора и местного колорита. Спектакль в 2018 г. был удостоен Губернаторской премии и пользуется большим успехом у зрителей.

Осенью мы, закрывая Год театра, планируем провести большой театральный форум — организовать приезд критиков, провести актерские и режиссерские мастер-классы, дискуссии о будущем региональных театров в России.

— А для вас, как для руководителя, в чем смысл Года театра?

— Будут ли премьеры? Конечно! Будут ли эксперименты? Безусловно! Но это не зависит от того, под каким лозунгом проходит тот или иной год. Стремление к творческому росту, к новому — неотъемлемая часть той сферы, с которой крепко связали свои жизни все мы — артисты, режиссеры, костюмеры, сотрудники служб, без которых не было бы спектакля. Из сезона в сезон, из года в год мы готовим для зрителя новые постановки и дарим ему встречу с прекрасной музыкой, танцем, словом. Это процесс постоянный.

Однако в Год театра мы рассчитываем на особую поддержку со стороны государства, особое внимание к нашим нуждам и проблемам. В этом году у театра появилась возможность обустроить малую сцену, за что я, конечно, благодарна правительству области. Но сценическое оборудование театра требует основательного обновления, и мы надеемся, что в этих вопросах мы тоже найдем понимание.

Технический прогресс столько всего позволяет сегодня. Бывает, смотришь на сцену, и вдруг балерина исчезает, а вместо нее летит прекрасный лебедь… Чудо? Нет, проекция. Мы о таком пока только мечтаем. Мечтаем, например, поставить мюзикл Владимира Бас­кина «Алиса в стране чудес». Но как при отсутствии современного оснащения создать такую сказку? Как погрузить зрителя в атмосферу волшебства? Быть может, Год театра станет годом решений, которые приблизят нас к чудесам.

Беседовала Ольга Брайт

Отзыв зрителя

«Браво! Получился красивый, масштабный, интересный спектакль. Поражают воображение уходящие ввысь движущиеся декорации. Интересна игра света, которая усиливает выразительность, добавляет драматизма. Достойна восхищения работа актеров, артистов хора, балета. А какие красивые костюмы! А музыка! Рисуются картины двух непохожих друг на друга королевств и королев: светлой, нежной и любящей Марии и холодной, чопорной, надменной Елизаветы. Спасибо за созданное чудо!»