Китайская автореволюция

Китайский автопром рвется в Россию. Уже в прошлом году предприимчивые китайцы продали нам около 10 тысяч автомобилей, а в этом объявили о глобальных перспективных планах: строить собственные заводы в России, добиться у правительства возможности ввозить детали к своим машинам беспошлинно и удешевить и без того недорогие автомобили на 15%. В «инь» и «ян» китайских авто вникал Константин Парфененок.

В этом году Китай должен стать третьим — вслед за США и Японией — автопроизводителем в мире, а китайские власти рассчитывают, что к 2010 г. страна будет экспортировать машины на $70-100 млрд.

Вслед за полноводным потоком китайского ширпотреба в прошлом году до нашей страны наконец добрались автомобили из Поднебесной. Добрались и, можно сказать, обосновались: так, компания Great Wall в прошлом году продала в России около 8000 машин, Chery — около 500, активные продажи вела компания Xinkai. А в этом году китайские автопромышленники уже объявили о планах открыть в России сборочные производства: Great Wall — в Татарстане, а Chery — в Новосибирске и Калининграде. Для этого Chery учредила с новосибирским «Транссервисом» СП «Чери Моторс» и договорилась с калининградским «Автотором» построить завод мощностью 150 000 машин в год.

В начале года появилась информация о возможном строительстве китайской компанией Great Wall автозавода в Иркутской области. Однако приезд уполномоченной делегации из Китая так и не состоялся. Хоть китайскую сторону и привлекала мощная инфраструктура с дешевым электричеством, адекватно недорогой рабочей силой в условиях безработицы, наличием местных ресурсов стройматериалов, а также относительно свободным выбором места для возведения завода, окончательный выбор был сделан в пользу Татарстана.

Белая цена

Завоевывать Россию Chery намерена при поддержке российских властей. В Калининград китайцы будут ввозить комплектующие беспошлинно, пользуясь льготами, предоставляемыми в этой свободной экономической зоне. А «Чери Моторс» в конце марта обратилось в Минэкономразвития с просьбой о предоставлении льгот на ввоз комплектующих, предусмотренных постановлением о промышленной сборке автомобилей. Постановление было принято в прошлом году, и с его помощью власти рассчитывали привлечь в страну такие концерны, как Volkswagen, DaimlerСhrysler или Nissan. А привлекли — китайцев.

Что же представляют собой лидеры китайского автопрома? Great Wall — холдинг, специализирующийся на производстве внедорожников и пикапов, объединяет три завода по выпуску автомобилей и два — по выпуску двигателей. Объем производства — 200 тыс. автомобилей в год. Объем производства завода Xinkai поменьше — 150 тыс. машин в год, зато это предприятие выпускает 23 модели в шести сегментах: легкие грузопассажирские пикапы, пикапы повышенной проходимости, полноразмерные и «паркетные» внедорожники и универсалы, автобусы и микроавтобусы.

Сейчас на иркутском рынке представлены китайские автомобили только большого размера. Пикап — не самый популярный тип кузова в России, тем не менее новосибирский дилер решил начать именно с него. 2,5-тонный Xinkai Admiral выпускается по лицензии Toyota, это фактически Toyota HiLux предыдущего поколения. По большому счету, Admiral выпускается по той же схеме, что и Chevrolet Viva на тольяттинском СП GM-АвтоВАЗ: Viva — это Opel Astra предыдущего поколения с минимальными изменениями (в их числе — усиленная подвеска для российских дорог). Отличия китайской машины от японского аналога тоже учитывают специфику рынков сбыта: чтобы сделать управление Admiral более легким, китайцы применили в нем реечный рулевой механизм (вместо схемы «винт-гайка» в Toyota) и собрали переднюю подвеску вместе с рулевым механизмом на подрамнике. Автомобиль оснащен тойотовским лицензионным двигателем 2,2 л. За полный набор опций, включая DVD-плеер, надо доплатить $2 тыс. (к базовым $18 тыс.). Конкуренты Admiral — Mitsubishi L200, Ford Ranger и Mazda B-2500 стоят чуть не вдвое дороже, а Toyota HiLux в России вообще официально не продается.

Другие пикапы Xinkai тоже построены на шасси Toyota HiLux, с тем же японским лицензионным мотором 2,3 л мощностью 105 л.с. Xinkai PickUp X3 представлен в четырех комплектациях по цене от $10 990 до $13 855. Базовая версия абсолютно «пустая». Зато уже за $11 815 можно получить автомобиль с электростеклоподъемниками, противотуманными фарами, легкосплавными дисками, центральным замком, складывающимся задним диваном, отделанным кожей рулем, галогеновыми фарами, отделкой салона под дерево и четырьмя динамиками. В версии за $12 855 появляются гидроусилитель руля, кондиционер, магнитола, электрозеркала с встроенными повторителями поворота. А за $13 855 ко всему этому добавляется автоматическая коробка передач.

Пикапы Xinkai могут быть только заднеприводными, поэтому, несмотря на свой внушительный «внедорожный» вид, это, скорее, обычные универсалы с увеличенным дорожным просветом.

Пикапы Great Wall в среднем немного дороже — за счет оцинкованного кузова, а также, по отзывам владельцев, более качественной сборки. Пикапы этой марки могут быть трех— или пятиместными; пятиместный салон может быть стандартным или удлиненным, с двумя или четырьмя дверями. Цены начинаются с $10 575 (трехдверная версия в базовой комплектации, которую тоже надо ждать полгода); самые ходовые модификации стоят от $13 100 до $13 300 и включают магнитолу, кондиционер, «запаску», галогеновые фары, парктроник, электростеклоподъемники, отделку салона деревом, молдинги, противотуманные фары, центральный замок, гидроусилитель руля, легкосплавные диски. В топ-версии за $14 699 есть даже камера заднего вида. Правда, в отличие от Xinkai, все пикапы Great Wall поставляются только с механической коробкой передач. Зато на них можно заказать полный привод. В качестве дополнительной опции и на Xinkai, и на Great Wall можно установить лицензионный дизельный двигатель Isuzu объемом 2,8 л мощностью 157 л.с. за $1250 и $1650 соответственно.

Оба автопроизводителя кроме пикапов предлагают полноразмерные универсалы и «паркетники». У Xinkai SR-V даже из названия (не говоря уж о внешнем виде) понятно, какая японская модель вдохновила китайцев на создание собственной версии. При этом техническая начинка осталась прежней, тойотовской. Китайская копия Honda стоит от $18 686 до $21 724 и включает около трех десятков опций, в том числе парктроник с видеокамерой. Пяти- или семиместный Xinkai SUV еще дешевле — от $17 555 до $20 645, при этом он на 10 см длиннее, на 2 см шире и на 16 см выше SR-V. Great Wall Safe SUV предлагается только в одной, весьма богатой версии за $20 490. Полный привод — тоже за отдельную плату ($2500).

Недремлющий конкурент

Если правительство даст зеленый свет желаниям китайских автопроизводителей, то Chery, а вслед за ним и остальные «китайцы» могут составить конкуренцию в первую очередь «АвтоВАЗу», затем корейским производителям и автомобилям Renault Logan, отмечает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы «Рольф» Валерий Тараканов. Впрочем, сначала, по мнению экспертов, Chery надо снизить цену на машины, ведь пока они лишь немного ниже, чем у Hyundai, а их качество ощутимо хуже. «Льготы позволят удешевить Chery на 15%», — рассуждает независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук.

На «АвтоВАЗе» китайскую угрозу считают преувеличенной. Завод сейчас производит около 1 млн автомобилей в год, и говорить о том, что китайцы могут отнять долю рынка у нашего завода, некорректно», — сказал вице-президент «АвтоВАЗа» Максим Нагайцев.

«Китайская угроза по-настоящему проявится через 3-5 лет, ведь китайцы только начали экспортировать машины», — предупреждает господин Алексейчук. В этом году Китай должен стать третьим — вслед за США и Японией — автопроизводителем в мире (около 6,4 млн шт.), а китайские власти рассчитывают, что к 2010 г. страна будет экспортировать машины на $70-100 млрд. «Недооценивать это неправильно, и, надеюсь, наши чиновники найдут способ отказать Chery в льготах», — говорит Сергей Алексейчук. «Китайцев и так поддерживают их власти. Если «АвтоВАЗ» только ждет от государства обещанные $5 млрд инвестиций, то Chery такую же сумму из китайского бюджета уже получила — на разработку новых моделей и экспансию на внешние рынки», — напоминает он.

 

В контексте

СЕРОЕ КАЧЕСТВО

При беглом изучении списка оборудования производителей из Поднебесной становится понятно, что китайцы, не поскупившись на отделку салона кожей и деревом, сэкономили на безопасности: ни в одной из моделей нет подушек безопасности, а на Xinkai вообще невозможно установить антиблокировочную систему тормозов. Ходовые качества этих автомобилей уже проверены, и результаты десятка тест-драйвов опубликованы в специализированных журналах. Мнения экспертов противоречивы, но общий вывод таков: продукт интересный — за те деньги, которые китайцы за него просят. Насколько надежны эти автомобили в эксплуатации, покажет время — во всяком случае, дилеры дают на них гарантию два года или 50 тыс. км пробега. Хотя при беглом осмотре глаз то и дело натыкается на щели в кузове, а двери даже на новых машинах закрываются через раз. «Порой кажется, что китайские авто такие же по качеству, как и продукция отечественных производителей, но клиенты вроде не особо жалуются», — говорит представитель компании «Ирито», основного поставщика китайских авто в России, Олег Иванов.

Участники регионального авторынка считают, что, несмотря на столь низкое качество сборки, у китайских автомобилей есть рынок сбыта в Приангарье, пока в салонах официальных дилеров китайский автопром представлен только внедорожниками и пикапами Great Wall. «Эти авто берут те, кто не хочет покупать отечественные автомобили и при этом не имеет денег на дорогую иномарку, — замечает один из участников рынка, — поэтому потенциальная клиентура у «китайцев» огромна». По его словам, у китайских автомобилей есть шанс занять свою нишу на региональном рынке.